Месть - это блюдо, которое подают холодным

Светлана Енгалычева 2
Из хроники Англии: «В начале 1119 года Эсташ де Бретей и дочь Генриха Джулиана пригрозили присоединиться к баронскому восстанию(1115-1120). Заложники были обменены, чтобы избежать конфликта, но отношения прервались, и обе стороны искалечили своих пленников. Генри напал и взял город Бретей, Эр, несмотря на попытку Джулианы убить отца из арбалета. После этого Генрих лишил супругов почти всех их земель в Нормандии».

Что же произошло тогда?
А началось всё со свадьбы.
Английский король Генрих был младшим сыном Вильгельма Завоевателя и практически не имел шансов на корону. Перед смертью Вильгельм завещал Нормандию старшему сыну Роберту, Англию – среднему сыну Вильгельму, а на Генриха владений не хватило. Поэтому отец оставил ему внушительную сумму в пять тысяч фунтов серебром.
Генриха это нисколько не огорчило. После смерти отца он купил за 3000 фунтов у старшего брата часть земли с замком  и стал интриговать, внося в  отношения старших братьев  смуты и ссоры.
Когда Роберт Нормандский отправился в Первый крестовый поход, чтобы покрыть себя воинской славой, Генрих перебрал в Англию ко двору короля Вильгельма Рыжего. Он не был воителем, скорее интриганом.
Однажды на охоте в Вильгельма попала  стрела. При дворе шептались, что к убийству брата приложил руку Генрих. Так ли это, или просто удачная для него случайность, но Генрих не растерялся, а сразу захватил королевскую казну и  предъявил права на английскую корону. Пообещав баронам хартию, сумел её заполучить.
Вернувшийся из похода Роберт Нормандский пытался с ним бороться, а в конце концов проиграл и двадцать восемь лет, до конца жизни провёл в замке, куда его заточили по приказу Генриха I
Новый король  умел убеждать и вербовать себе сторонников. Старался избегать войн, больше действуя хитростью и обманом. Ещё не будучи королём отличался любовью к женщинам. От законной супруги нажил только двоих детей, зато бастардов хоть пруди. Своих дочерей от любовниц старался выдать за нужных ему людей.
Ведь едва бароны поняли, что их нагло обманули, и свои обещания  Генрих взял обратно, то начались мятежи.
И вот Джулиана, его незаконнорожденная дочь, должна выйти замуж за нужного ему человека.

- Я принял решение отдать тебя замуж за Эсташа де Бретеля. Он бастард знатного рода и признанный наследник графских владений, – объявил ей Генрих.

Джулиане, несмотря на её непокорный нрав, пришлось покориться воле отца. По счастливой случайности, жених и невеста понравились друг другу.
После свадьбы Джулианна отправилась с молодым мужем в его  владения. Над их головой реял его стяг - золотой ястреб на лазурном поле.
 Вскоре на свет в их семье появились одна за другой две хорошенькие дочурки.

Спокойная и счастливая жизнь длилась недолго. Эсташ де Бретель положил глаз на замок Иври в Нормандии.  Видимо ему покоя не давала давняя обида, нанесённая его отцу. Дело в том, что  Уильям де Бретей был старшим сыном Уильяма Фиц-Осборна, но решил уйти от мирской суеты, став аббатом. Однако согрешил пастырь божий с прихожанкой и от их связи появились на свет Эсташ и Изабелла, которая выросла красавицей. Некий Аскелин Гуэль, сир д'Иври  решил взять девушку в жёны. И получил отказ от её отца.
 Не хочешь – заставим. Отвергнутый жених захватил аббата. Под пытками вырвал у него согласие на брак с Изабеллой.
Десять лет Эсташ тщетно уговаривал тестя отдать ему эти владения. Однако, Генрих не внял уговорам, а отдал их совсем другому человеку – Ральфу Харнеку – кастеляну Иври.
И тогда де Бретель пригрозил, что присоединится к мятежу баронов против короля.
У Генриха несомненно имелись задатки дипломата. Поэтому он, чтобы его зять и  Харнек не перегрызли друг другу глотки, принял Соломоново решение. Точнее не принял, а отложил решение на неопределённое время, а пока враждующие сеньоры должны заключить перемирие и обменяться детьми. Сын Ральфа отправлялся заложником к де Бретелю, а дочки графа к его отцу.
Противникам оставалось ждать решения короля, который просто тянул время.
Юсташу де Бретелю надоело ждать, а тут и его приятель – граф Амори де Монфор предложил ослепить заложника, чтобы поторопить короля. Эсташ де Бретель так безжалостно и поступил, а затем отправил ослеплённого мальчика к его отцу.  Был уверен, что король не станет в ответ уродовать собственных внучек. Но он жестоко ошибся. Генрих I велел ослепить девочек, а ещё приказал отрезать им носы.
Когда изуродованных дочек вернули родителям, Джулианна чуть не сошла с ума от горя.
Пылая местью, вместе с мужем примкнула к войне баронов против своего отца.
Однажды король Генрих внезапно напал на замок, воспользовавшись тем, что Эсташ де Бретель уехал.
Джулиана схватила арбалет и выстрелила в короля и не попала - с стрела лишь чиркнула по его плечу.
Замок захватили. Джулиану заперли в её покоях и стали ждать, когда вернётся её муж.
Только молодую женщину было невозможно остановить. Она выпрыгнула из окна в ров с ледяной водой и сбежала к супругу.
И хотя они продолжили борьбу против Генриха, вскоре лишились всех доходов. Оставалось либо прозябать в нищете, либо падать в ноги королю и слёзно просить прощение.
Наступив на собственную гордость, выбрали второй вариант.
Генрих их простил. Возможно решил, что и так достаточно наказал дочь.
Только проявленная им жестокость по отношению к несчастным девочкам
не осталась безнаказанной. Через год его единственный сын и наследник Уильям утонул вместе с супругой, когда их корабль пошёл к дну.
Погибли все участники свадебного кортежа, команда и остальные пассажиры. Лишь один торговец вплавь сумел достигнуть английского берега. Как только весть о гибели Уильяма дошла до Генриха, он потерял сознание. Кроме наследника престола на корабле находились и некоторые незаконнорожденные  его дети. Конечно, у Генриха ещё остались бастарды, только ведь им престола не передашь. И хотя он поспешно женился вновь, зачать наследника так и не сумел. Умер в 1135 году, отравившись, как полагали, несвежими миногами.
Раздираемый болью, Генрих с угасающим сознанием, окинул взглядом  своих оставшихся детей, чьи ряды заметнно поредели. Скорбные, равнодушные, испуганные лица. И лишь на лице Джулианы – чувство удовлетворения.

«Это ты меня отравила, мерзавка?», – хотел крикнуть  агонизирующий король, но вместо этого из его горла вырвался  предсмертный хрип. 

Эсташ де Бретель пережил ненавистного тестя на год. После смерти любимого супруга Джулиана удалилась в аббатство Фонтевро. То, что в стране началась гражданская война за английский трон между её сестрой Матильдой и её кузеном Стефаном де Блуа – оставила Джулиану равнодушной. Она отрешилась от мирских дел.
Перебирая чётки, иступлено молилась, вымаливая у господа прощение. И лишь иногда её обескровленные губы шептали: «Месть – это  блюдо, которое подают холодным."