Репортаж

Татиана Афанасенко
Я сказала себе: я хочу быть там, и я буду там, преград не существует!
И вот, о чудо, я поднимаюсь по ступенькам бетонных конструкций легендарного вуза северного полушария  на пике морских рубежей и замершей от полярных широт суши континента многих сбывшихся надежд!
Серые вкрапления в бетоне укрепляют мой настрой, а конструкция лестницы неоспоримо требует подъема выше!
Я прохожу под застывшие взгляды юношей в форме, выбравших путь своей мечты.
Я не вглядываюсь в них пристально, - это не этично. Я приветствую их улыбкой и энергией любви, потому что они здесь и сейчас, торжественно и почетно встречают меня и всех, кто поднимается по лестнице.
Нас много, очень много! Более ста человек,- мужчины и женщины, их дети, родные..
Форма у всех одна, она красива, эпатажна, торжественна и ностальгична.
Фигуры разного цвета и размера преданы ей и важно несут ее на себе.
Процессия входит в аудиторию
и заполняет ее не спеша, что не свойственно данному вузу, имеющему военно - морской характер.
Я сажусь за стол, поднявшись вверх, пройдя половину ступеней.
Рассаживаются по желаемым местам все, кто входит, тихо и приглушенно застыв в ожидании события — встречи, которая волнительна и антуражна!  Она проходит раз в пять лет, и это уже седьмой уровень.
Все знают, зачем они здесь,- будет перекличка.
В каждый раз участников становится все меньше, но их места занимают близкие родственники..
Я здесь по той же причине.
Вместо тебя, потому что ты ушёл..
Я хочу участвовать в магии этого действия,— перекличке курсантов, которые учились здесь в другой стране, ушедшей в историю.
Я внимательна, ловлю каждый звук и взгляд, я жду начала церемонии.
Входят преподаватели.
Старшина роты зачитывает фамилии.
Каждый, кого называют,  встаёт и рассказывает о себе.  Скромность катится штормовой волной и нарастает тяжелым занавесом над присутствующими.
Передо мной сидят известные и уважаемые в своих,  не тесных  кругах,  мужчины. Но что происходит?  Или низкая самооценка или лукавство?
Я слышу монотонное бряцание зазубренной фразой: работал, устал, пенсионер…
Пенсионер, коммерсант, пенсионер, - и так продолжается в пятидесятый раз, тихо, скромно.
Иногда звучит,- капитан, инженер, коммерсант, но преобладает пенсионер.
Как-то неловко, холодно, без огонька, скромно не по годам, меланхолично, флегматично, скучно.
А ведь эти, совершенно разные люди, с интересной историей, географией, темпераментом, обаянием, ханжеством, силой воли, курьезами, прелюбодеяниями, страстными историями жизни, болезней, любви, утрат..
Но тишина выхватывает слова: пенсионер, коммерсант…
Срывает самые яркие аплодисменты курсант, который был отчислен с четвёртого курса, но через тридцать семь лет получил диплом, поступив заново и окончив вуз вопреки всему.
Я знаю  почти всех здесь, потому что наслышана о них от тебя.
Но тебя здесь нет больше, а я пришла для того, чтобы ты мог прочувствовать все эмоции встречи, ты попросил меня и я сейчас пишу об этом.

Я была наблюдательна.
Я не имела силы говорить, эмоции могли меня обескуражить.
Я сдержанно впитывала весь контент встречи. Я знаю, что ты поддался бы общему потоку и был бы немногословен. Но все же, более искренен,  чем другие. Не все были сдержанны, не все, и ты тоже был открыт там всегда. Скромен, но открыт.
Я знаю, чем занимался ты в своей жизни, - ты был очень щедр, ты раздавал заработанные деньги, порой занимал их у богатых и раздавал их нуждающимся друзьям, которые сейчас и здесь в браваде, и предо мной,- закрыты и холодны. Они не догадываются, как много я о них знаю, достаточно услышать фамилию..
Я просто смотрю на это все с интересом, я — наблюдатель!
 Перекличка продолжается, встаёт очередной курсант,  и зал оглашает громкий  и уверенный голос:
я —  помощник президента компании «Цветы моря», и называет его фамилию, имя, отчество!
Мне нравится,— всё поставлено на свои места, занавес открыт!
Внимание плавно переключается
на выступающих на кафедре преподавателей нынешних и единственного из живых, легендарного декана факультета судовождения, возраст которого приближается к цифре сто!
И этот человек— легенда, зажигает  аудиторию и провозглашает приветствия, цели и основу всего, что держит дружбу и чистый свет отношений между людьми,- искренность, человеколюбие, взаимовыручка.
И любовь к женщине на примере своей супруги, которая рядом с ним увереннно прошла семьдесят неразлучных лет!
Именно любовь, в ее философском  обретении взаимосвязей и чувств, физики и интеллекта, души и единства в воплощении божественного восприятия мира.  Регалии уходят в небытие. 
Но вспомнилось  одно странное слово: пенсионер..
Зачем?

1 марта 2024 г