Земляные работы

Олег Сенатов
Земляные работы – это один из древнейших видов занятий – вспомните  курганы первобытных поселений. Они сопровождали человечество на протяжении всей его истории, - вспомните ирригационные сооружения, крепостные рвы и валы, вспомните дороги.
Вплоть до середины ХХ века земляные работы осуществлялись вручную:  так строились железные дороги и рылись каналы. Вспомните стихотворение Некрасова «Железная дорога». А я вспоминаю рассказ своего деда о посещении им в 30-е годы строительства канала имени Москвы; его рыли сотни тысяч политических заключенных с помощью лопаты и тачки. Когда, проезжая по каналу на теплоходе в районе Дмитрова, окидываешь взором циклопические выемки и насыпи, становится не по себе  от количества вложенного в них тяжелого ручного труда.
Земляные работы – важная сторона крестьянской жизни. Вспомните поездки в колхоз в студенческие годы.
Земляные работы, выполняемые вручную, для моего поколения являлись символом труда вообще, поскольку они тяжелы, монотонны, и не требуют квалификации; вспомните выражение: «рыть канаву от забора до заката».
Все владельцы пригородных дач занимались земляными работами абсолютно добровольно. В этой роли выступал и я: рыл  ямы под посадки, дренажные канавы,  и прочее. Но больше всего мне помнится грандиозная работа: я взялся сделать выемку в склоне под пристройку к дому – примерно 20 кубометров глины нужно было вынуть и отвезти на тачке на расстояние двадцать – тридцать метров, высыпав на край дороги, чтобы ее выровнять. Выполнение этой работы потребовала около месяца напряженного труда. Поделюсь опытом: через полчаса после начала копания я погружался в  состояние своего рода созерцания; возможно, что верующие люди так же себя чувствуют во время молитвы. Так я с одним перерывом работал целый день, не чувствуя усталости; она меня настигала лишь к вечеру. Исполнение же всего задания в целом воспринималось мною, как свершение, как паломничество, как хадж, как восхождение на Фудзияму.
Ныне земляные работы выполняются механизмами. Это чревато утратой  русской традиции ручных земляных работ, что, может быть, отрицательно сказывается на духовно-нравственном уровне уже нынешнего поколения.
 Учитывая духовно очистительный потенциал ручных земляных работ, я предлагаю ввести их обязательным пунктом в школьную программу.
                Октябрь 2023 г.