Противостояние и победа... Гл. 2

Гайкова Нина Николаевна
Глава вторая «Смертоносная, кровавая звезда …»
 Над чёрной пропастью пруда,
над тёмным лесом и над степью
встаёт кровавая звезда
во всём своём великолепье.
 С самого начала предвестие трагедии. И «пропасть», где ни поставь ударение, всё равно трагедию предвещает. К тому же ещё и «чёрная». И звезда «кровавая» - наверное, потому, что кровь невинных жертв «впитала». И свет из жизни людей «выпила».
Она «злобный дух». И словно в насмешку ещё и «великолепная».
Написал же строки эти ныне ещё живущий  поэт  - Светлана Анатольевна Сырнева, пришедшая в мир в тот год, когда своё «Противостояние…» создал  Н.А.Заболоцкий...
Звезда! Образ в русской литературе многогранный, неисчерпаемый по сути своей.                Это - и звезда  любви, и надмирность звёздного неба, и Звезда Вифлеемская. (См. «Звезда, в литературе русской просиявшая»).
И полынь-звезда как образ Суда Божьего. Божьего, а не своенравного языческого божества, представления об Истинной Нравственности не имеющего, да о том и не думающего. Он же «луч бросает свой для развлеченья и забавы».
 И потому воплощает ужас, гибель. Впрочем, как все знают, Марс и не звезда вовсе, так и речь не об астрономии, а о сути, если угодно, «абсолютного» зла, перед которым  «природа вся ушла во тьму и тихо сжалась», перед которым «каждый тихо изнемог, ещё не зная, что случилось». Кстати, сам Марс не назван ни разу – только                в заголовке – у обоих поэтов...
И у Н.А.Заболоцкого произведение начинается с ожидания беды.
 Подобно огненному зверю,
Глядишь на землю ты мою,
Но я ни в чём тебе не верю
И славословий не пою.
Звезда зловещая! Во мраке
Печальных лет моей страны
Ты в небесах чертила знаки
Страданья, крови и войны.
 И «кровавый Марс» с первых же строк назван «зверем», очевидно,  образом антихриста, как сказано в Священном Писании. (Тоже см. Эссе «Утро Вечной Жизни»).
Как мы говорили уже однажды, Н.А.Заболоцкий создал своё произведение в те годы, когда Память о войне и Великой Победе была до боли живою, в том числе в образе ветеранов.
А строки С.А.Сырневой  написаны уже в начале двадцать первого века – значит, воплотилось в них то, что от времени не «тускнеет», не теряет своей «актуальности».
 Прежде всего, при чтении строк обоих поэтов вспоминаются жестокие времена языческие – неслучайно большинство мифов кажутся христианину запредельно жестокими. Дико представить, что такие отношения могли быть человеческой нормой - прежде всего принесение в жертву людей как нечто обыденное, заурядное, само собою разумеющееся.
И, конечно, за пределами человеческого понимания запредельно жестокие гонения на христиан. Кстати, мы уже говорили однажды, что причина их в том, что правителя                к пантеону богов причисляли – и христиане «нарушали закон», не поклоняясь созданным человеческим сознание идолам. Хотя это, конечно, лишь внешне.
К скорби великой, после нескольких десятилетий безбожия есть немало таких, которые разницу обожествлённой природы, воплощённую в пантеоне языческих богов, и Единого Всеблагого Творца до сих пор увидеть, понять не могут. А, может быть, не хотят.
А ещё следует, наверное, вспомнить слова В.С.Соловьёва о том, что если во главу всей жизни поставить, не Единого Бога, а человека как такового, если «проповедовать» гуманизм (не путать с гуманностью), если «обожествить» нацию, то такой взгляд на мир рано или поздно приведёт к диктатуре.
Собственно,  диктатура  – одно из ключевых слов. Потому что «обожествлённая» личность со своими пороками, греховными страстями невольно создаёт отношения, при которых жизнь человеческая обесценивается. И человеческое достоинство, конечно.
  И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу -
  воскликнул хорошо многим известный Иеромонах Роман.  К Истинному Богу, а не к тому, кто сам себя «обожествил».
Вот и показали это самое «божество» в своих произведениях два столь разных поэта                с разницей более, чем полвека…
Всё, связанное с 1956 годом, более-менее ясно. А с 2003, когда появились трагические строки С.А.Сырневой?
 Пережила тогда Россия бездарную чеченскую войну, за которую заплатили тысячами жизней молодых солдат; пережили многие люди, а кто-то не пережил трагические события в театральном центре, когда словно смеялся над смертями невинных людей зверь, клыки русским людям показывая.
Не произошёл ещё тогда кощунственный «концерт» в знаменитом Храме, когда, словно                в гоголевском «Вие», разрушая все преграды, ворвался антихрист туда, где пребывать по природе своей не может и не должен. Наказали «слуг его верных» – сроки большинство получило, да только что молящиеся в этот миг почувствовали?                Его безраздельную власть над миром?! В стихотворении С.А.Сырневой аллегорически весь этот ужас  показан, предсказан, как и  многое другое.
И то, что возможным стало  забыть историю, обожествить нацию и сделаться подобными фашистскому дракону, считавшему остальные народы «не людьми». Так ему в 1945 году славяне головы срубали. Кому же нужным это оказалось?  Как жалко выглядели их «Сборища»! Только за «обожествлённую» нацию, за раскол Церкви, за вмешательство власти в дела церковные, что нарушением закона является, за забвение истории – и Древней Руси, и Великой Победы  жизнями мирных людей заплачено. (У автора этого исследования есть несколько статей, о потерявшем остатки совести, разума, Страха Божьего начальнике, жизни людей, как дрова в топку кидавшем. Разве не воплощает он «Кровавого Марса»?. Сняли его, наконец, да сколько жизней поломано!)…
И «вся природа сжалась» пред кровавым тираном, палачом, что в образе планеты Марс показан, - и всё вокруг него «насквозь пропитано отравой»...
(Завершение следует)