3. Безоблачные дни. Наше советское прошлое

Татьяна Сергеевна Дмитриева
Начало - "Не в деньгах счастье" - http://proza.ru/2024/03/06/1349



Намаявшись три года по чужим квартирам, всерьёз задумались о вопросе получения своего жилья. Шёл 1981 год.

Дочке к тому времени было уже три года, и проживание рядом с командировочными мужчинами в грязном общежитии было не безопасно.

Кроме того, и перспектив получения жилья в ближайшее время  на заводе не было: многие специалисты получали жильё только к 40 годам, через 15-20 лет работы на заводе.

Мне, как специалисту, коих в то время в городе было мало, предложили перейти на работу в Областную контору Стройбанка. На равнозначную должность - старшего экономиста планового отдела.

Конечно, это заведение было солидное даже для областного центра. Кроме того, туда не попадали люди со стороны, а только по рекомендации. Которая была дана и мне, отработавшей три года в качестве молодого специалиста на крупном заводе и хорошо себя зарекомендовавшей.

Здесь и уровень образования сотрудников был повыше, и уровень культуры, как тогда говорили. Рядом со мной трудились выпускники финансовых институтов Москвы, Ленинграда и Казани. Либо родственники высокопоставленных городских чинов.

Каждый дорожил своей репутацией, поскольку только в этом учреждении города работники получали квартиры в течение короткого периода. Потому все работали "с зашитым ртом" и были дисциплинированны.

Возглавлял контору участник Великой Отечественной войны, орденоносец и уважаемый в городе человек. Он и по своим человеческим качествам превосходил тех, с кем пришлось столкнуться в руководстве завода.

Нашего руководителя ценили и сотрудники, за то, что он к каждому относился с большой любовью и уважением, как к своим родным. Каждого он самолично расспрашивал о проблемах дома, старался помочь с устройством в садик, школу.

Квартиры выделял в строящихся домах в центре города. А это решение нужно было отстаивать в Горисполкоме. Что это значило в то время, жившие в советское время могут себе представить.

Стоить отметить, что в 80-х в СССР существовали отраслевые банки (Соцбанк, Сельхозбанк, Стройбанк) и Центробанк, который осуществлял только операции с денежной наличность. Наш Стройбанк занимался кредитованием строительства.

Кредитование осуществлялось по степени незавершённого производства. То есть, при строительстве утверждённых Госпланом объектов средства выделялись через наш банк. Всё было государственным, но контроль за строительством осуществляли мы, работники банка.

Каждая организация, в которой велось строительство, еженедельно предоставляла отчёт о выполненных строительных работах и о запасах материалов. А мы, работники Сройбанка, должны были еженедельно выезжать с проверками на место, чтобы подтвердить объём выполненных работ.

Работа была не только интересная, но и ответственная. Курьировала я тогда строительство сельскохозяйственной отрасли, но приходилось подменять отпускников и заболевших сотрудников, курьировавших другие отрасли народного хозяйства. Кругозор день ото дня расширялся, нарабатывался опыт, пригодившийся в дальнейшем, в совершенствовании профессии. Нарабатывались и связи, зарабатывался авторитет, сыгравший в будущем огромную роль.

Несколько раз в месяц мы выезжали на целевые проверки совместно с инженерами техотдела. Это когда из Москвы (Стройбанка СССР) спускались инструкции для анализа деятельности строящихся объектов особой важности.

По результатам составлялся подробный отчёт с ответами на все поставленные вопросы. Это были "мини кандидатские работы", как мы их называли. Видимо, кто-то наверху защищался на этих материалах. Потому за них выплачивали премию.

Мне анализ хозяйственной деятельности давался с лёгкость ещё в институте, на практике на предприятиях Ленинграда. Поэтому я всегда с удовольствием выезжала на такие проверки.

Но не все сотрудники были способны к анализу. Были "блатники", не имеющие ни специального образования, ни опыта такой работы. И тогда начальник отдела просила меня "подменить".

Правда, премию за проверку мне давали 5 рублей, а "блатнику" 30 рублей. Но это было несущественно, поскольку мой муж зарабатывал на заводе гораздо больше и мог содержать семью. А моя задача была - побыстрее получить квартиру.

Но работа была живая, интересная, многоплановая, давала возможность накапливать опыт, и этот период для меня оказался очень важным в дальнейшем.

А через полтора года этой напряжённой работы представилась возможность получить кооперативную трёхкомнатную квартиру, правда, в новом и удалённом от центра микрорайоне. Но после наших скитаний по частным квартирам и общагам мы были довольны этому.

Мой руководитель был предельно откровенен и честен со мной. И сказал, что ещё через полтора года подойдёт моя очередь на государственную квартиру, но поменьше и в центре. И предложил подождать. Но жизненные обстоятельства складывались таким образом, что ожидание было уже невмоготу.

Каждое лето сотрудникам банка от Минстроя СССР выделялись льготные путёвки для отдыха всей семьёй на базах отдыха на Черноморском побережье.

Вернувшись летом 1982 года из отпуска, неожиданно получили ордер на кооперативную квартиру. Нашему счастью не было предела!

Но, как окажется спустя много лет, это будет омрачено раскрывшимся страшным обманом.



Продолжение - "Загнивающий или процветающий" - http://proza.ru/2024/03/08/539