Злая участь семейства Бориса Годунова

Людмила Хаустова
(Из цикла «Дачные истории»)
«Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина". (Иезекииль 18.2)

    В тот вечер разговор зашёл о преемственности. Проблемы, важной с политического, государственного, общественного и просто с семейного угла зрения.
- Как сказал Соломон в своей притче: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» - задумчиво процитировал Александр Иванович. – Преемственность была    предметом забот многих правителей мира. Генрих VIII английский  двух жен отправил на плаху в   стремлении обзавестись наследником. Филипп II испанский отобрал юную невесту у сына, непригодного к правлению.   Иван Грозный в стремлении приумножить число наследников, имел  четырех законных супруг и ещё двух или даже четырех незаконных. Больше всех - 6 детей подарила  царю Ивану первая любимая жена Анастасия Романова. Но четверо из них умерли в младенчестве, а сын Иван, по преданию, погиб во время ссоры с отцом. К слову сказать, даже двух первых жен сына Ивана Ивановича  Грозный царь, по истечении некоторого времени, отправил в монастырь из-за их бездетности, невзирая на мольбы сына. Преемственность должна быть обеспечена наследниками.
    Ирина Годунова, супруга царя Федора     Иоанновича  нескольких младенцев потеряла на ранних сроках беременности. Единственная их дочь Феодосия, родившаяся на 17 году брака, умерла, не дожив и до двух лет. На ней пресеклась  женская линия Рюриковичей. Мужская линия оборвалась со смертью Федора Иоанновича.
- А как же  Дмитрий Угличский?
-  Царевич Дмитрий родился  от Марии Нагой,  последней,  шестой  по счету жены Ивана Грозного. Брак этот не был благословлён церковью, поэтому законнорожденность Дмитрия  была под вопросом, и он не входил в число прямых претендентов на престол, хотя и оставался единственным мужским представителем московской линии дома Рюриковичей. Поэтому после смерти Ивана Грозного его с   матерью сослали в дальний Углич. Впрочем, в 1591 году  Дмитрия не стало.
- Как гласила народная молва, которой вторил Пушкин, младенца  Димитрия убил Годунов, тоже заботясь о преемственности своего потомства.
- Справедливости ради надо сказать,  что обвинения в убийстве появляются в летописных источниках  только после восшествия на престол Романовых. Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского говорит, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай.
- Но Василий Шуйский, следует заметить,  четыре раза менял свои показания в зависимости от ситуации.
- Во всяком случае, после смерти Федора Иоанновича и угасания рода Рюриковичей проблема преемственности на русском престоле  встала чрезвычайно остро.  Впервые в истории России были организованы выборы! И царем был избран, подчеркиваю,  избран,  худородный, как тогда говорили, Борис Годунов. Кстати, вторым в очереди претендентов был Федор Никитич Романов, представитель видного боярского рода, отец Михаила Романова.
- А почему  высокородному  Романову предпочли худородного Годунова?
- Как всегда, выбор зависел от группы поддержки претендентов. Высокородные бояре переругались из-за старых, местнических споров, а Годунов сулил новые возможности. Благоразумный и честный Борис Годунов  выбился в люди ещё при Иване Грозном. Он отличился, участвуя в Ливонской войне и в борьбе с крымским ханом. Нельзя сбрасывать со счета и  удачную женитьбу его на дочери всесильного Малюты Скуратова.
- И сестру свою Ирину он удачно выдал замуж  за будущего царя.
- Однако, оба эти брака были скреплены несомненной и самоотверженной любовью, доказанной в жизненных испытаниях. А главное, Борис давно,  с 1587 года был фактическим правителем  при царе Федоре, и за десять лет проявил себя вполне  способным руководителем и успешным дипломатом. Притом он не сразу,  безоглядно согласился со своим избранием. Сперва уговаривал сестру Ирину, которой бояре намеревались присягнуть, опасаясь бедствий междуцарствия. Потом даже удалился в монастырь,  отлично понимая, что народ более всего не терпит безвластия.
     Как отмечают многие исследователи, беда Бориса состояла в том, что, взойдя на трон, он не повёл себя как сильный, «природный царь». Чувствуя некую шаткость своего положения, он постоянно опасался  оппозиции, стал подозрительным, не чурался доносов. Многих соперников, начиная с Романовых, сослал в отдаленные города и монастыри. А возможным претендентам - князьям Мстиславскому и Василию   Шуйскому - которые по знатности рода могли иметь притязания на престол, Борис  просто не дозволял жениться.
    Но многих Борис привлекал тем, что был благонравным и  добродетельным мужем и отцом.   Детям, дочери Ксении и сыну Федору  он дал хорошее образование.    По рассказам современников, Ксения отличалась красотой и умом. «Была она среднего роста, лицом бела и румяна, с чёрными волнистыми волосами и большими чёрными глазами; царевну называли «красивейшей». Другой современник  добавляет: «Писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, и песни духовныя любезне желаше».
   Во всех торжественных процессиях и паломнических поездках  рядом с царем Борисом неизменно следовали жена и дети, имена которых «возглашали за многолетием царю Борису». В диковинку  было и то, что  в   крестоцеловальной грамоте присягавшие клялись оберегать здоровье  не только царя, но и детей его.
- Вряд ли такие нововведения всем нравились.
-  Многое не нравилось. Не нравилось и то, что царь Борис, преследуя политические  задумки,  искал счастья своей дочери на стороне. Сохранились предания о пяти женихах царевны Ксении.
   Первым был  принц шведский Густав, который  прослышав о красоте царевны и богатом приданом, прибыл в Москву в 1598 году. Царь щедро наградил жениха, дав ему в удел  богатую Калугу. Впрочем, почти одновременно царь Борис  направил своего дьяка Власьева со сватовством к  Максимилиану Австрийскому, брату императора Рудольфа II. Тем временем Густав обнаружил себя не с лучшей стороны, отказался переходить в православие и участвовать в планах царя. В итоге Борис разорвал помолвку и отослал его в дальний Углич, дав, правда, хорошее содержание. (См. «Принц шведский Густав, похороненный в русском Кашине»).   Матримониальные переговоры с Габсбургами сорвались, поскольку Годунов, желал, чтобы муж дочери жил в России. Чадолюбивый отец писал: «у нас одна только дочь  и отпускать её  никак нельзя». 
      Самая трогательная история сватовства связана с  братом датского короля, принцем  Иоанном Шлезвиг-Гольштейнским. «Герцог Ганс», «Иоанн королевич», как его называли в Москве, чрезвычайно понравился царственным родителям и всем придворным, потому что «был не только благороден и богат, но  был молод,  красавец и большой умница». Княжне Ксении, наблюдавшей принца сквозь смотрительную решетку, принц тоже полюбился. Перед свадьбой вся царская семья отправилась на богомолье в Троице-Сергиеву лавру  и, по свидетельству современников, «девять дней молились над гробом Святого Сергия, чтобы  благословило Небо союз Ксении с Иоанном». На беду, жених неожиданно заболел, и 29 октября 1602 года умер, так и не увидав нареченной невесты. Как писал бытописец того времени, «Бог не соблаговолил исполниться намерению людей». А историк Карамзин добавляет, что когда Борис  сообщил Ксении о смерти жениха, Ксения упала в обморок.
   Хлопоты по новому сватовству обратились на Кавказ. Борис задумал выдать Ксению замуж за грузинского царевича Хозроя, и одновременно женить своего сына  Фёдора на сестре царевича Елене. Как пишет Карамзин, «царевича уже на пути в Москву задержали дагестанские смуты 1604 года», да и русскую землю уже вторгались полки Лжедмитрия. Как говорит молва, желая обезопасить будущее единственной дочери, Борис даже предполагал выдать её замуж за Басманова или Милославского.
- А каков был Фёдор Борисович? Царю Борису удалось вырастить достойного приемника?
- Как пишет летописец, «Научен был книжному сочетанию, в ответах дивен и сладкоречив велми; пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало». Царь Борис сызмальства приучал сына к государственным делам. Уже в 9 лет у него была собственная государственная печать. Фёдор регулярно заседал в Боярской думе, в судах, принимал послов,  участвовал в благотворительной деятельности отца. От его имени нередко отправлялись подарки в заморские страны. В 1601 году английская королева Елизавета предлагала Фёдору руку своей родственницы Анны Стэнли. Как пишет летописец, «он соединял в себе ум отца с добродетелью матери, и шестнадцати лет удивлял вельмож даром слова и сведениями необыкновенными в тогдашнее время».   Круг интересов Фёдора  не ограничивался сугубо государственными делами. До наших дней сохранилась  одна из первых  карт России, составленная царевичем Фёдором. Позже Фёдор учредил Каменный приказ, ведавший добычей камня и строительством.
    Многие летописцы писали, что в последние годы Борис часто препоручал дела сыну. Сам царь много болел, стал плохо ходить, приволакивая ногу.  13 апреля 1605 года Борис Годунов после  привычно  плотного обеда поднялся на вышку, с которой  любил смотреть на Москву. Но вскоре почувствовал  себя плохо. Призвали лекаря, но  тот  не смог ничем помочь царю, который уже и говорить не мог. Внезапно из ушей и носа у него хлынула кровь,  царь потерял сознание и умер. 52-летнего царя Бориса похоронили в Архангельском соборе Кремля.
    У кормила власти остался шестнадцатилетний подросток. Москвичи  поначалу вполне благодушно присягнули новому царю, а также его матери и сестре. Тем более, что Фёдор раздавал огромные подарки «на помин души» царя Бориса, и объявил амнистию многим  сосланным при отце. На борьбу с подступавшим Лжедмитрием  Фёдор отправил Басманова. Но, соблазненные  рассказами о чудесном спасении «природного царя, сына Ивана Грозного», многие стали переходить на сторону самозванца. Начались стычки уже внутри войска, и одна сторона с кличем «за Дмитрия» кидалась на другую, которая провозглашала «за Фёдора». Даже родные отступились от юного Фёдора. Богдан Бельский, двоюродный брат матери Фёдора, Марии Годуновой, вскоре всенародно поклялся москвичам, что именно он спас царевича Дмитрия в Угличе. А  следом за ним царю изменил и Басманов.
- Один из женихов Ксении.
- Семью Годуновых перевезли  из Кремля в их старый боярский дом. Самозванца провозгласили новым царём  под именем Дмитрия Ивановича, последнего сына царя Иоанна Грозного. Из своей ставки под Москвой самозванец направил послание, в котором соглашался прибыть в столицу только после устранения Годуновых. Он уже так уверовал в свои силы, что послание это не было тайным, но его огласили всенародно с лобного места.1 июня. Начался  мятеж и грабеж. Первыми  опустели винные погреба, после чего пьяная толпа накинулась на  поместья бояр, связанных с Годуновыми.
    Согласно «Московской хронике» Конрада Буссова, «во исполнение  повеления Лжедмитрия  на подворье Годуновых явились со стрельцами Василий Голицын и князь Мосальский.  Подьячий Иван Богданов с подручными накинулись на Фёдора, который оказал такое сопротивление убийцам, что они вчетвером едва справились с ним». Расправа с полуживой от страха матерью труда не составляла. Причём дикое это смертоубийство происходило на глазах  Ксении, которую Лжедмитрий повелел оставить в живых. 
    Народу было объявлено, что царевич с матерью отравились. Но на их телах,  выставленных на всеобщее обозрение,  как свидетельствует современник: «видны были следы борьбы и следы от верёвки, которой они были задушены».
   По приказу Лжедмитрия тела Фёдора и Марии Годуновых  вместе с  телом Бориса Годунова, которое извлекли из гробницы в Архангельском соборе,   перехоронили  без отпевания, как самоубийц  в отдаленном московском монастыре.
    Наконец, убедившись в поддержке дворян и народа, Лжедмитрий 20 июня 1605 года торжественно въехал в Кремль.
- А что же бедная Ксения?
- Ксения, которую самозванец оставил в живых, чтобы, как писал один из современников, «лепоты ея насладиться»,  оставалась при нём целых пять месяцев. Одни говорят, что похотливый  Григорий Отрепьев  влюбился в дочь покойного царя Бориса, другие полагают, что он держал её как запасной вариант в качестве невесты на случай, если москвичи воспротивятся  и не примут католичку Марину Мнишек. 
  Живший в ту пору в Москве голландский купец Исаак Масса писал, что Лжедмитрий «без её согласия, срезал, как недозрелый колос, и в течение некоторого времени проявлял свою волю над дочерью царя Бориса Годунова».
- Как осторожно и обходительно объясняли  прежде  эту деликатную ситуацию, без свойственной нынешнему времени избыточной откровенности.
- Деликатной этой  ситуацией обеспокоился уже поддерживающий Лжедмитрия, польский магнат Юрий Мнишек, отец Марии Мнишек. Он  направил будущему зятю письмо, с упреками и настоятельным призывом прекратить всякие отношения с царевной. Потому в ноябре 1605 года, накануне  обручения  Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения Годунова была пострижена в монашество. «Нарекли её Ольгой и сослали в Белоозерский женский монастырь»,  где она пребывала в заточении в 1605-1606 годах. Ходили даже непроверенные слухи, что там  Ксения родила сына от Лжедмитрия.
    После смерти Лжедмитрия и восшествия на престол, Василий Шуйский повелел  перевести Ксению в московский монастырь. Помимо того,  царь Василий приказал торжественно перезахоронить тела Бориса Годунова, его жены и сына в Троице-Сергиевй Лавре. По рассказам, инокиня Ольга следовала за процессией в закрытых санях, горькими слезами оплакивая родных.
     Вскоре  Ксении пришлось и самой укрываться  за крепкими стенами Троице-Сергиева, спасаясь от польско-литовских войск. Здесь она вместе с насельниками монастыря  пережила жестокую 16-месячную осаду. Ксения усердно и безропотно помогала больным и раненым. «С часу на час мы  ожидаем смерти, потому что у нас в осаде за грех за наш моровоя поветрея, на всякой день хоронят мертвых человек по двадцати, и по тридцати, и больше», - писала она своей тетке.  После  снятия осады Ксения перебралась в Новодевичий монастырь, но на него в 1610 году напали войска Заруцкого, атамана донских казаков и фаворита Марины Мнишек. Они «ограбили донага царя Борисову дочь Ольгу, на которую преж сего и зрети не смели», после чего всех затворниц сослали в монастырь во  Владимире.
    С воцарением Михаила Романова участь Ксении только усугубилась. По некоторым сведениям, в 1616 году её перевели для более строгого послушания в суздальский Покровский монастырь.
   Умерла  Ксения Борисовна Годунова в августе  1622 года в возрасте 40 лет, по одним источникам - во владимирском Княгинином монастыре, по другим - в суздальском Покровском. Со временем  родственники перенесли её прах в Троице-Сергиев монастырь и похоронили рядом с родными в фамильной усыпальнице Годуновых, которая благополучно сохранилась и до наших дней.
   В 1945 году гробницу Годуновых вскрыл антрополог М. М. Герасимов. Но захоронение оказалось разграбленным, все кости в нём были перемешаны и черепа не сохранились  в целости. Поэтому Герасимову не удалось  восстановить  методом антропологической реконструкции  лиц представителей династии Годуновых. В музее Троице-Сергиевой лавры сохранилась найденная  в захоронении  остроносая, маленькая кожаная туфелька царевны, которую  реставраторам удалось восстановить.    Кроме того, там же хранятся два примера  древнерусского шитья, считающиеся рукодельем царевны.