Состояние Христианской психологии на сегодня

Ава Ли
Состояние Христианской психологии на сегодня.

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ. Часть 10.
«Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается» ( Платон).

Психологии как науке не повезло с самого начала ее развития в 18 веке. Вглядываясь в историю популяризации и становления этой науки, изумлению нет предела. Не могу, сколько не стараюсь, уловить смысл попущения ее Богом для людей. От начала до сего дня эта наука является сущей бессмыслицей. С самого начала, обрубила собственные корни, созданные философией. Отделилась от единого с психикой тела. Наплевала на все последующие научные открытия в области психического состояния. И в виде воздушного шара увеличивается в объеме с бешеной скоростью. Чем она наполняется, чтобы вот так витать в сознании миллионов людей? НЕВЕЖЕСТВО людское ее питает!!! НЕВЕЖЕСТВО И БОЛЬШЕ НИЧЕГО!!! Это проект темных сил. Они получают ощутимые дивиденды. Почему же Бог никак не вмешивается в эту ложную структуру? Может быть, Он хочет, во-первых, на примере этой лженауки показать, что разум без подсказки Бога очень легко может скатиться в невежество. Во-вторых, невежеством очень легко манипулировать. В-третьих, оказывается, невежественными могут быть и образованные люди. Между прочим, в наше время неверие в Бога – это то же невежество.

Психологи, верующие в Бога, конечно же, поняли, что светская психология неадекватна в своем подходе к познанию истины. Предлагает лечить души клиентам и в то же время, отрицая факт существования души. Чтобы хоть как-то выходить из положения в своей практической работе, православные психологи начали включать элементы богословия при проведении экспериментов с чувственной сферой клиентов. Естественно, бред. Но надо сказать им огромное спасибо за то, что они подняли эту тему на поверхность общественного мнения – это раз. Два - к этому вопросу подключились исследователи, которые решились систематизировать опыт включения в психологию православных знаний о душе. Витало в воздухе, что надо выделять в отдельное направление православную психологию. Ее развитию на данном этапе помогло то, что психологи были научены проводить эксперименты. Это, наверно, единственный положительный фактор в светской психологии. С одной стороны, опыт экспериментов и гипотез дает картину для исследования процессов душевного дискомфорта. А с другой стороны, именно этот опыт показывает, что светская психология является пустышкой в плане помощи людям в обретении душевного здоровья. Какой можно сделать вывод по данному поводу? Нет. До того как сделать вывод, рассмотрим состояние православной психологии на текущий момент. Воспользуемся работой К.В. Яцкевича «О проблемах современной христианской (православной) психологии».

1.Нет окончательной ясности в названии самой дисциплины – христианская – православная – святоотеческая психология. Нерешённость данной проблемы в итоге создаёт весьма широкое поле для всевозможных спекуляций вокруг понятия и категории «православная психология» с возможностью подведения под неё чего угодно – от протестантских, католических и экуменических концепций до откровенной ереси, хотя в основе должно быть согласное учение отцов о душе.

2.Отсутствие у всех школ христианской психологии единой методологической основы в лице согласного учения святых отцов о душе и как следствие отсутствие соответствующего учебного пособия по христианской (православной) психологии. Фактически каждый автор и психолог создаёт свою христианскую психологию, приспосабливая патрологию и учение отцов под своё видение психологии.

3. Теоретики создают сугубо теоретические модели и метапарадигмы, практики опускают теорию и делают упор на практические подходы к консультированию, не избавившиеся от влияния академической парадигмы специалисты переносят в христианскую психологию методы рациональной психологии, не владеющие согласным учением отцов о душе. Молодые специалисты создают полу оккультные и эзотерические модели и т.д. В итоге единой концепции как не было, так и нет, а то, что есть, трудно назвать христианской психологией.

4. Нет окончательной ясности и в отношении самой модели христианской психологии, как модели оказания именно христианской помощи именно в рамках христианского подхода к работе с клиентом. Можно сказать, что христианский подход и метод консультирования гипотетически существует в рамках диалогового метода Т.А. Флоренской, но он не приведен к единой модели работы, не разработан и не оформлен соответствующим образом.

5. В итоге отсутствие метода и методологии христианской психологии позволяет фактически любой нравственно-ориентированный, гуманистический и душевный подход называть «христианской» и «православной» психологией, а ведь православная психология базируется исключительно на святоотеческом наследии и предании и ни на чём другом. Это также создаёт широкое поле для подмен, манипуляций и спекуляций с «христианской» психологией, хотя сам метод и подход существует..

6.Серьёзной проблемой направления христианской психологии является отсутствие школ и самих специалистов, которые могли бы аккумулировать и транслировать знание и опыт молодыми психологам. Все практики, попытавшиеся развивать направление христианской психологии под крышей церковного института, в один голос говорят о том, что церковь и священноначалие враждебно и с нескрываемым презрением относятся к данному направлению, видя в нём только конкурента, а не помощника.

7.В этой связи сразу встаёт вопрос статуса данного направления, которое для церкви выглядит весьма обременительным с учётом того, что в церкви попросту нет ни опыта взаимодействия с данным направлением, ни пастырей с психологическим образованием для курирования и развития данного направления.

8.Несмотря на то, что учебных и методических материалов по христианской психологии в настоящее время имеется более чем достаточно для создания не только курса, но и полноценного института с четырёхлетним сроком обучения, первый опыт создания учебных курсов и школ показал неготовность и незаинтересованность церкви в развитии данного направления, которое предполагает относительную автономность и самостоятельность.

9.Как ни странно, но абсолютное большинство священства под христианской (православной) психологией понимает сугубо приходское консультирование или консультирование новообращённых по основам сугубо внешней культо-обрядовой стороны христианства и православия. О решении более глубоких проблем психологического характера и психологическом консультировании речи чаще всего вообще не идёт. И только если сам настоятель прихода оказывается психологически более менее грамотным, он может позволить консультанту работать именно в модели психологического консультирования и психотерапии.

10.Целый ряд специалистов по христианской (православной) психологии первой волны, включая и весьма известных, попытавшиеся внедрить в церковную практику методы христианско-психологической помощи и консультирования, были методично и целенаправленно вытеснены из церковных структур по формальным поводам именно из-за расхождений в методологии душепопечения и оказания психологической помощи.

11.Таким образом, для внедрения в консервативный церковный институт направления христианской (православной) психологии, кроме добровольцев, нужна и соответствующая хорошо проработанная научно-методическая база по данному направлению, оформленная в соответствующую парадигму и методологию, а для этого нужны соответствующие научно-исследовательские работы, труды и приходские центры по данной теме и проблеме. Ничего этого в настоящее время в рамках церкви нет.

12.К настоящему времени христианская (православная) психология в России уже пережила несколько волн и всплесков активности, последний из которых был в 2016 г., которые медленно сошли на нет, так и не заложив фундамента парадигмы и модели по святителю Феофану Затворнику и его трудам. На смену специалистам последней волны, таким как Ю.М. Зенько, Л.Ф. Шеховцова, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Ф.В. Василюк, В.Х. Манеров, А.А. Гостев, М.Н. Миронова, И.Я. Медведева и др. уже проходит плеяда новых последователей и энтузиастов, среди которых много разделяющих христианские ценности, но мало профессионалов такого же уровня. Всё это создаёт почву для дилетантизма, некомпетентности, размывания и усиления неопределённости методологических основ христианской психологии.

28.01.2024 г. Евангелия Роуз