О фильме Крот, от Алехандро Ходоровски

Евгений Чернецов
Снявший этот фильм Алехандро Ходоровски родился в Чили, а его родители были еврейскими беженцами из России, отец был коммунистом и сталинистом. Алехандро в молодые годы переехал в Мексику, где и создал свой первый фильм по пьесе своего друга. На фестивале, где этот фильм впервые увидела публика, режиссеру и другим создателям картины пришлось спасаться бегством от разъяренных зрителей. Фильм «Крот» второй фильм Алехандро, снятый уже по его сценарию в семидесятом году. Этот фильм принес ему мировую известность. Первыми этот фильм оценили хиппи, а вслед за ними все остальные.

В эпиграфе к фильму говорится, что кроты живут под землей, но иногда они выходят на поверхность и солнечный свет их ослепляет. Люди живут в неведении, как кроты под землей, но иногда они могут познать истину, и она лишает их рассудка или убивает. Предположительно это хотел сказать автор этого фильма в его начале. Познание по убеждению многих, процесс радостный, и в принципе – именно в этом смысл жизни. Однако автор говорит о готовности людей к принятию определенных знаний. Многие люди просто оказываются не готовы к принятию определенных истин внезапно, как кроты к яркому солнечному светцу, и это приводит к трагедиям.

Начало фильма заставляет думать, что это какая-то пародия на вестерн. Мы видим много крови, растерзанных трупов, карикатурных, смехотворных, глупых злодеев и серьезного главного героя в черном, для которого в этой жизни нет никаких тайн и загадок. Он живет по закону – «Кто сильнее, тот и прав». И этому учит своего маленького сына, который всюду следует за ним. Он виртуозно убивает нелепых злодеев. И сцены этих убийств вызывают одновременно и смех, и ужас, и отвращение к тому, что происходит на экране, и восхищение ловкостью и невозмутимостью главного героя. Согласно его примитивным понятиям о справедливости, кто творит насилие, сам должен ему подвергнуться, око за око и зуб за зуб. И чтобы добро восторжествовало, оно должно быть жестоким. И его не смущает то, что жестокое добро становится злом из-за своей жестокости и по этому же принципу тоже заслуживает жестокого наказания. Этот водоворот насилия может раскручиваться до бесконечности вовлекая в себя новых и новых людей.

Карикатурность злодеев, сразу выбивает зрителей из колеи. Сначала мы видим горы обезображенных трупов и лужи крови, а потом видим эпатажно одетых чудаков, один из которых выложил на земле щебнем рисунок женщины и пытается её изнасиловать, а второй сначала облизывает несколько пар женской обуви, а потом расстреливает эту обувь из револьвера. Другие танцуют с монахами под патефон, целуются с ними, раздевают их, ездят на них верхом и ждут, пока их полковник отдаст им свою женщину на растерзание. Полковник лысый, но приклеивает себе парик, подкладывает клинья в сапоги, чтобы быть выше, наряжается в расшитый золотом мундир, высокомерно унижает своих подобострастных и трусливых подчиненных. Но тут приходит главный герой весь в черном, с голым мальчиком за спиной, срывает с него парик и мундир и под радостный визг трусливых злодеев кастрирует его. Злодеи уже заискивают перед ним, в надежде на то, что он станет их новым вожаком и сохранит им жизнь. Полковник перед тем, как его казнят, спрашивает у главного героя, какое право он имеет судить людей, а тот отвечает, что если он стреляет быстрее и точнее, то он бог, и может судить, всех кого может одолеть.

Уцелевшие жители деревни казнят оставшихся в живых бандитов. Женщина полковника навязывается главному герою в любовницы, оттесняя его сына. В начале фильма главный герой объясняет своему сыну, что он стал взрослым, и потому должен похоронить свою игрушку и портрет матери. И вот теперь, главный герой, не устоявший перед женской красотой, велит сыну быть независимым, забыть об отце, стать сильным. Мальчик остается со спасенными монахами и сердцем полным горькой обиды на отца. А главный герой влюбляется в эту женщину, и его любовь дает ему сделать горькую воду сладкой, находить в пустыне яйца каких-то животных и извлекать воду из камня. Но влюблен он не взаимно, женщина обещает ему безграничную любовь, только если он станет лучшим стрелком, убив четырех самых лучших стрелков, живущих одиноко в пустыне. Бородатый и патлатый серьезный человек в черном не хочет убивать великих мастеров стрельбы, которые никому ничего плохого не делали, к тому же он уважает их достижения и понимает, что честно он у них выиграть не может. Женщина давит на его одержимость быть с ней, уговаривает придумать какую-то подлость, чтобы победить.

Первый мастер стрельбы слепой, но он не только очень быстро хватает пистолет и стреляет без промаха на звук, но и умеет пропускать пули сквозь свое тело. Ему прислуживают двое калек, один безрукий, а второй безногий, и они дополняют друг друга, безрукий носит безногого на спине. Человек в черном вырыл яму на месте дуэли, как раз там, куда должен наступить слепой стрелок, стреляющий на звук. Главный герой стреляет в него в тот момент, когда тот падает в яму, и застает его врасплох, потому пуля убивает его. А двух помощников мастера он разъединяет, и они ничего не могут сделать по одиночке, потому их убивают. Второй мастер уязвим потому, что слишком любит свою мать, наш герой это заметил, кинул стекло под ноги его матери, и когда та закричала от боли, повредив ногу, убивает её сына, в момент его растерянности. Третий мастер, разводивший кроликов, считает себя слишком совершенным, потому у него однозарядный пистолет, он уверен в том, что в быстроте и точности ему нет равных. Но этот мастер не ожидал, что главный герой подложит под одежду стальную пластину, останется в живых и убьет беззащитного противника. Четвертому мастеру не нужен пистолет, он довел свое мастерство до того, что может агрессию противников направлять против них самих. Однако он достиг такого совершенства, что уже не цепляется за жизнь, за победы и поражения, ему всё это стало не интересно и чуждо, и он дает себя убить без сопротивления, но сразу предупреждает главного героя, что это убийство обернется для него поражением…

Убивая каждого мастера стрельбы из пистолета, главный герой мучается из-за того, что незаслуженно получает победу. Этим автор фильма говорит о том, что в мире нет целей, а есть лишь наши представления об этих целях. Представления – это только преставления, а действительность, есть действительность, и она может не совпадать с чьими-то представлениями о ней. Наша жизнь, это средства, потому никакая цель не может оправдать средства, которые мы считаем недостойными нас. И нет никакого смысла идти в рабство ради свободы, творить зло, ради добра. Ранее главный герой считал, что можно быть несправедливым, ради торжества справедливости, но после убийства мастеров, ради того, чтобы его полюбила женщина, он чувствует, что не смотря на расположение женщины, он начал презирать самого себя. Да и женщина влюбилась в другую женщину, которая к ним примкнула после убийства первого мастера. Эта новая знакомая обходится с той женщиной жестоко, бьёт её кнутом и ведет себя эгоистично, и возлюбленной главного героя это нравится больше, нежели жертвующий собой человек в черном, который разочаровался в себе самом. Тут уместно вспомнить о том, что никто не стоит ваших жертв, а те, кто всё-таки стоят, никогда не допустят, чтобы вы ради них чем-то жертвовали. Жертвой пользуются, но её не могут любить, потому что многие чувства могут переродиться в любовь, кроме благодарности, потому что благодарность идет не от сердца, а от ума, это долг, обязанность, принуждение. Две женщины стреляют в ослабевшего главного героя и бросают его в пустынном месте умирать.

Главного героя подбирают люди, живущие в изоляции от внешнего мира, они изуродованы постоянным кровосмешением. Они мечтают выйти из окружающих их скал во внешний мир, большой и интересный, но они не верят в то, что у них на это хватит сил, потому они ищут того, кто прорубит туннель сквозь сказы, по которому они выйдут наружу. Гадалка предсказала, что они найдут раненого человека, которого они вылечат, и он сделает для них этот туннель. Впавший в прострацию, поседевший главный герой, становится для них божеством, которому они поклоняются и ждут от него чудес. Через много лет он приходит в себя, вспоминает о том, что было и отрекается от своего прошлого, просит обрить его на голо. Знания делают его смиренным, похожим на буддийского монаха из известной притчи, который тоже прорубал туннель сквозь скалы. Но в фильме всё немного иначе.

Главный герой с девушкой карликом на спине выбирается в ближайший город, где они веселят толпу клоунадой, собирают подаяние, и на него покупают еду и динамит для туннеля, который неустанно прорубают. В городе культ успеха и чуда. Жестокие богатые жители торгуют рабами, которых постоянно насилуют и убивают. Они ходят в церковь, где священник шарлатан показывает им защиту бога, играя в русскую рулетку с холостым патроном. Он дает людям поверить в то, во что им хочется верить, в то, что бог их слуга, которого они могут задобрить подношениями, и он будет их защищать и давать разные блага, к примеру, рабов. Но тут в город прибывает новый пастор, как раз тот сын главного героя, которому не нравится то, что твориться в этом городе. Он узнает о хитрости своего коллеги и заменяет холостой патрон на настоящий, и в результате верующая в чудо, в бога защитника, молодая мать убивает своего ребенка и людям больше не нужна церковь, если в ней нет чудес. Старый священник идет искать себе другой приход, а новый обращает внимание на бритого нищего, который веселит толпу вместе с карлицей и ещё они выполняют разную грязную работу в городе. Новый священник признает в этом нищем своего отца, которого давно искал, чтобы отомстить.

А тем временем главного героя с его подругой заманивают в бордель и там под дулами пистолетов заставляют их совокупляться. Маленькая женщина шепотом признается ему в любви, говорит, чтобы он сделал это, что ей это будет приятно. Они получают за представление много денег, и идут в церковь, чтобы священник их обвенчал. Но священник снимает рясу, под которой у него черный кожаный костюм, какой был ранее у его отца. Он намерен отомстить своему отцу, и тот готов принять смерть, но женщина просит отложить казнь, до того, как он прорубит туннель. И так же, как в буддийской притче сын сначала наблюдает за работой отца, потом начинает ему помогать, и в фильме в отличии от притчи, он ходит вместе с отцом ещё и нищенствовать в город и выполнять грязную работу. Когда туннель завершен, он говорит, что не может убить своего учителя и смущенный уходит прочь. На этом совпадения с притчей заканчиваются.

Изуродованные кровосмешением люди бегут в город, жители которого питают к ним отвращение. Главный герой пытается их остановить, говорит, что они ещё не готовы к выходу в большой мир, но они его не слушают, и он не может их остановить и их убивают жители города. Главный герой пытается заслонить их своим телом, его изрешетили пулями, но он в такой ярости, что не может умереть, берет в руки оружие и убивает всех жителей города, после чего совершает самосожжение. Рабы и лошади разбегаются из города. А маленькая женщина, не успела в город, потому что у неё начались роды, потому она остается в живых и уезжает прочь вместе со священником и ребенком.

Люди, живущие в изоляции, всегда беззащитны в большом мире и выход без подготовки в большой мир их или убивает или калечит. Также, как кроты слепнут, увидев солнечный свет, или люди сходят с ума или впадают в депрессию, внезапно познав какую-то истину, к которой не готовы. Знания, как радиоактивная энергия, они источник энергии, но они и убивают при неумелом обращении. И то же самое можно сказать о свободе для рабов, или выход в большой мир людей, живущих в изоляции. Невеселая судьба у диких людей, которые живут в джунглях, при первобытнообщинном строе, и вдруг попадают в цивилизованный мир. Сначала их изучают ученые, потом их демонстрируют толпе, как диковинных зверей, а потом просто бросают на произвол судьбы, забыв о них. А ушлые жадные и жестокие люди пытаются их поработить, издеваются, пытаясь самоутвердиться, пользуясь их простотой и беззащитностью.
Отчасти это подходит и к жителям диктатур, вроде Северной Кореи, там с детства уродуется психика людей. И они хотят убежать из той тюрьмы, но потом не знают, для чего им нужна свобода, они знают только от чего бы они хотели бы быть свободными. И к жизни на свободе они совсем не приспособлены психологически. И тут они начинают скучать по рабству, мечтают в него вернуться, становятся зависимыми от обжорства, алкоголя, курения, наркотиков, беспорядочных сексуальных связей. Они привыкли что-то воровать у ненавистных хозяев и считают, что это хорошо. Они привыкли отлынивать от работы, ведь всё равно свою миску баланды они получат, как бы плохо они не работали. Они привыкли не нести ответственность за себя, когда за них хозяин всё решает. И в этом они находят положительные для себя стороны, ведь тогда они всегда не виноваты, а виноват их хозяин или вожак. У миллионов советских людей, которые жили в изоляции, психика была искалечена, и их освобождение из изоляции, из рабства стало трагедией, и новые знания со свободой их убивали и сводили с ума. А внешний мир сначала сочувствовал им, потом смеялся над ними, как над дикарями, а потом махнул на них рукой. И среди них нашлось немало людей, которые захотели в рабство обратно, начали рассказывать своим свободным детям о том, что в рабство – это рай на земле.

Конечно, тут возникает вопрос о том, как можно подготовить детей подземелья к выходу на свет, как освободить рабов, не навредив им. Тут уместно будет вспомнить о том, что там, где один совершил подвиг, очень многие допустили оплошности или просто не думали о будущем, ничего не делали для его устройства. Вот и в этой ситуации эти изуродованные кровосмешением люди не пытались выйти наружу сами, они ждали спасителя, хотели, чтобы он думал обо всем вместо них и устроил внешний мир так, чтобы он их принял с распростертыми объятиями. Постепенное прорубание тоннеля сквозь скалы, как раз и было бы для них некой тренировкой к вхождению в большой мир, а главный герой лишил их этой подготовки, сделав всё сам. Да и перед тем, как прорубать тоннель он должен был им рассказать о внешнем мире, о том, что там надо сражаться за место под солнцем, платить за всё, и о том, что там их никто не ждет. Наконец, они должны были определиться, с тем, для чего им эта свобода и большой мир. Если чего-то кому-то и не хватает для полного счастья, то это знаний, потому что знания дают всё остальное.

Тут главный герой проявил тщеславие и высокомерие, когда согласился совершить подвиг во имя несчастных людей. И сжег себя именно из-за этого. Эти знания, которые он получил, пережив эти события, лишили его рассудка, и он уничтожил себя. Вероятно, он просто не был готов к получению подобного опыта. Ведь он не знал, что смысл человеческой жизни в познании, каким бы страшным оно ни казалось.