2. Не в деньгах счастье. Наше советское прошлое

Татьяна Сергеевна Дмитриева
Начало - "Ждите ответа ждите" - http://proza.ru/2024/03/06/1087



Конечно, условия жизни специалиста - дело важное. Но решаемое, рано или поздно.

Но мы, выпускники лениградской экономической школы, получив образование в одном из престижных ВУЗов страны, готовились для того, чтобы поднимать народное хозяйство страны.

Хозяйство, которое к 1980-м уже пришло в упадок. То, что пришлось наблюдать на заводе в Рязани, нас, молодых специалистов, прошедших практику на крупных машиностроительных предприятиях Ленинграда, повергло в шок.

Мало того, что завод выпускал изделия, не соответствующие потребностям реального времени, у руководства не было ни малейшего желания что-то изменить или улучшить.

Все обращения молодых специалистов, прибывших на завод по распределению из разных ВУЗов страны, тонули в путине. И даже созданный по инициативе молодых инженеров добровольный отдел по рационализаторским предложениям не находил поддержки у  руководства. Никто не хотел что-то менять, заниматься реорганизацией и реконструкцией.

Престарелый директорский корпус и без того жил в шоколаде, а рабочие и будущее завода мало кого волновали. В это же время была раскрыта группа лиц из ближайшего окружения руководства, причастная к хищениям на заводе.

Всё же встречались тогда в органах правопорядка порядочные люди!
 
Один из руководителей получил 12 лет тюремного заключения за кражу металла и агрегатов в огромных количествах (иногда даже целые вагоны с металлом не доходили до завода). Но уже в конце 80-х он вышел по амнистии и оказался одним из самых богатых и влиятельных людей города, первый построивший в центре города собственный дом на 12 квартир.

А что же рабочие, коих на заводе было более пяти тысяч человек?
Рабочие недополучали зарплату, ничего о том не догадываясь. Очередь на получение жилья формировалась человеком из директорского окружения "по его усмотрению". Потому и в вопросе получения квартиры рабочие были в бедственном положении.
А оборудование и производственные цеха стояли без реконструкции. Впоследствии в 90-х их за бесценок выкупили... Свои же...

Мне, как экономисту и человеку на своём рабочем месте ответственному, как-то пришлось перепроверить штатное расписание завода. И я его изучила вдоль и поперёк, обнаружив "маленькую" арифметическую ошибку. Примерно как 2х3=5.

Просчитав всё "от и до", выявила, что в итоговой графе сумма фонда оплаты труда на 30% меньше, чем по расчётам. Эту сумму недоплачивало головное московское предприятие нашему филиалу!

Можно было бы подумать, что директор под этим штатным расписанием ставил свою подпись не глядя, если бы ... Если бы не знал, о какой сумме недоплат по заводу с численность 5000 человек идёт речь.

Вывод напрашивался сам собой: эту сумму делили между собой те, кто об этом знал и ставил подписи. Не догадывались только рабочие.

Против моих аргументов, изложенных в докладной записке, крыть финансистам было нечем. Расписание было исправлено, а рабочие начали получать свою реальную зарплату.

Но это уже было без меня: три года, что я была обязана отработать на заводе, как молодой специалист, истекли. Жилья нам не предоставили. И я с радостью ушла с завода в другое учреждение, где жилищный вопрос для специалистов решался успешно.


Продолжение - "Безоблачные годы" - http://proza.ru/2024/03/06/1814