Корсиканец. Ч. 2. Глава седьмая

Дмитрий Плаксиенко
Глава седьмая
Французское войско в северной Италии

9 апреля 1796 года французская армия под командованием Наполеона вступила в северную Италию, и первое время было очевидно, что этот поход не будет легкой прогулкой: французам противостояла австрийская армия с  союзниками общей численностью 54 с половиной тысячи человек, в то время как французов было 37,6 тысячи человек. Всего у австрийских сил было шесть командующих: И.-П. Больё, Д. фон Вурмзер, Э. фон Мерси-Аржанто, Й. Альвинци, Й. Воканович и П. Квоздановвич. Кроме того, было очевидно, что первоначальный план Наполеона не работает: австрийцы уже 10 апреля сделали попытку контрнаступления, правда очень раздроблеными силами: Больё ударил по бригаде  Ж.-Б. Червони  у  Бокето, сумев оттеснить его, но не стал его преследовать; в то же время Аржанто двигался несколькими колоннами по направлению к Савоне; сначала он имел успех, и противостоящие ему французы отступили но наткнувшись на редут у М.-Леджино и не получая сведений о Больё, решил расположиться у Монтеноте.
Этой раздробленностью решил воспользоваться Наполеон и дал ему бой у Монтеноте, который закончилось победой французов: они получили трофеи в виде 7 пушек.
Потом Наполеон, дав своим солдатам короткое время на отдых, резко сменил направление главного удара и принялся наступать дальше на Миллезимо, где было дано следующее в кампании сражение. Там, воспользовавшись преимуществом на возвышенности, а также тем, что австрийская армия не сумела вовремя перегруппироваться, наполеоновские войска при преимуществе 9:1 ударили по австрийским войскам, вновь разгромили их. Результатом стала сдача пяти батальонов с 13 орудиями в плен, а Пьемонт был вынужден вступить в мирные переговоры с Францией. Наполеон продиктовал посланнику этой страны следующие условия мира:
- Я накладываю на вас контрибуцию в 3 миллиона франков и требую поставить 1800 лошадей.
- Но… - начал было посланник Пьемонта.
- Никаких «но»! - резко отрезал генерал Бонапарт. – Эти условия должны быть выполнены немедленно.
Пьемонт поначалу не соглашался на эти условия мира, надеясь взять реванш в битве при Мондови. Там его войска вначале вышли на позиции, потом осознали их невыгодность и попытались отойти назад. Наполеон приказал их преследовать, и очень скоро они были разбиты, а Пьемонт принял условия Наполеона.
Теперь, оставшись один на один с австрийцами, генерал Бонапарт принялся их преследовать, отбросив их к реке По и вынудив перейти на другой берег этой реки. Воспользовавшись такими благоприятными факторами, Наполеон вошел в Парму, и несмотря на ее нейтралитет, тоже наложил на нее контрибуцию и вынудил отдать три свои лучшие крепости. Вскоре он двинулся к местечку Лоди, где ему нужно было перейти через реку Адду, что переросло в небольшое сражение: авангард французов атаковал арьергард австрийцев под командованием Вукасовича. Поначалу все шло как обычно: французская армия преследовала австрийскую, однако когда первые подошли к переправе, то увидели, что на противоположном берегу расположена мощная австрийская артиллерия численностью в 30 пушек. Тут Наполеон смотрит на окружающую обстановку и принимает молниеносное решение.
- Дайте мне в руки знамя Франции! – в пылу сражения кричит он. – Теперь, стрелки за мной!
Эта атака оказывается успешной, и австрийцы теряют около полутора тысяч человек убитыми и ранеными, а также все пушки. Тут же генерал Бонапарт преследует своих врагов и вскоре отправляет в Париж краткую срочную депешу: «Ломбардия сейчас под контролем республики».
Благодаря приобретенным трофеям Наполеон смог приступить к осаде Турина – сильнейшей крепости Европы. Едва он это сделал, как вскоре узнал, что ей на помощь идет австрийская армия под командованием генерала Вурмзера. И тут же молодой человек принимает решение снять осаду и двинуться навстречу этому войску, и изрядно потрепал его в нескольких сражениях, да так что тот был вынужден отступить.
Теперь австрийцы вынуждены были снарядить новую армию, основу которой составили самые лучшие полки Габсбургской монархии. И первое время она действительно успешно продвигалась вперед, сметая все на своем пути. Видя это, Наполеон принял решение перегруппироваться и отступить к Арколе. Там возле моста неприятельская армия остановилась на привал. Молодой полководец принял решение воспользоваться этим и ударить по ней, тем более это были последние резервы противника. Поначалу военная удача не улыбалась французам: они дважды брали мост и столько же раз отступали с него, имея тяжелые потери. И тут Наполеон повторил свой эффектный ход, примененный в битве при Лоди: лично бросился на мост во главе стрелков со знаменем в руках. В итоге, противник был разбит и отброшен.
В январе 1797 году, после битвы при Риволи, австрийцы все больше склонялись к миру. Вскоре в октябре 1797 года  генералом Бонапапртом и австрийским графом Кобенцлем был подписан мирный договор в Кампоформидо на следующих условиях:
- Австрия получала в качестве компенсации город Венецию и венецианские области на левом берегу Адидже, а также владения Венецианской республики в Истрии и Далмации;
- Рейн, Альпы, Пиренеи и Средиземное море признавались естественными границами Франции;
-  из трёх легатств — Болонского, Феррарского и Романского, из Вальтелины и части венецианских владений на правом берегу Адидже — Бергамо, Брешиа, Кремона и Полезина, Ломбардии, герцогств Реджио, Модена, Мирандола должна была быть образована вассальная Франции Цизальпинская республика;
- Франции также уступались Австрийские Нидерланды и прочие захваченные ею территории Св. Римской империи. Также Австрия обязалась содействовать на Раштатском конгрессе, который должен был состояться в ближайшее время, в закреплении за Францией территорий на левом берег Рейна;
-  важный плацдарм Майнц должен быть передан Франции по военной конвенции, которая должна быть подписана на конгрессе;
- все государи, которые лишались владений на левом берегу Рейна, должны были получить новые земли на правом берегу за счет секуляризации их у церкви;
- Австрия признавала Лигурийскую республику, а Ионические острова отходили Франции.

После такого успешного похода Наполеон без преувеличения стал национальным героем Франции. О нем также впервые всерьез заговорили в Европе, что не могло не радовать честолюбие молодого человека. По итогам этого похода 21 ноября 1797 года фактический глава Французской республики Баррас похвалил его и сказал следующее:
- Прихожите завтра в Люксембургский дворец, там вас ждет ваша награда.
На следующий день генерал Бонапарт прибыл на место встречи. Там его ждал Баррас в окружении остальных четырех директоров. Когда молодой человек вошел в нужный кабинет, Баррас обратился к нему:
- Поздравляю вас с успешным осуществлением вашего непростого похода и получением звания дивизионного генерала.
- Ого, спасибо! Честно говоря, я очень польщен такой оценкой моей скромной персоны! – сказал несколько смущенный Наполеон.
Да ладно вам, не скромничайте! Ведь вы сами отлично знаете какую громадную услугу оказали республике – ответил Баррас.
Здание Директории Наполеон покидал в приподнятом настроении. И было чему радоваться: французское войско под его командованием показало высочайшую боевую подготовку, стратегический гений и необыкновенные тактические приемы. Молодой человек раз за разом побеждал численно превосходящих противников, не оставляя им шансов на победу. Его армия моментально реагировала на изменения положения на поле боя и молниеносно принимала решения, которые приводили к успеху.
Наполеон демонстрировал свою непревзойденную стратегическую мысль, свое умение к максимизации потенциала своих войск и умело использовал все возможности, которые предоставлялись ему в ходе боевых действий. Его гениальные тактические приемы и нестандартные подходы к решению боевых задач делали его армию непобедимой. Наполеон был не просто военачальником, а настоящим стратегом, который обладал уникальным талантом ведения войны.