de omnibus dubitandum 43. 484

Лев Смельчук
ЧАСТЬ СОРОК ТРЕТЬЯ (1698-1700)

    Глава 43.484. ИЗ КУРФЮРСТОВ ЗАХОЛУСТНОГО БРАНДЕНБУРГА, ДА В КОРОЛИ…

    Зададимся вопросом, а есть ли прямая связь между Петром [Исаакием (Фридрихом Петером) Гогенцоллерном] и предполагаемым отцом Фридрихом I Прусским? Казалось бы, откуда? Но такая связь действительно есть, и очень яркая!

    Фридрих I Прусский был главным союзником Московии во время Северной войны. До этого между Русью и тевтонами всегда была страшная вражда, ни с одним Монархом Европы Пётр [Исаакй (Фридрих Петер) Гогенцоллерн] не имел столько встреч сколько с Фридрихом.

    Они будут встречаться много раз во время Великого посольства, в 1709 году и за год до смерти Короля Пруссии в 1712 году. Все эти встречи носили сугубо частный характер, вместо подписания договоров Пётр [Исаакий (Фридрих Петер) Гогенцоллерн] и Фридрих будут плавать по Шпрее, охотиться на кабанов, мило беседовать в тенистых аллеях Шарлоттенбурга и, как водится, выпивать у камина в замке.

    Пётр во время Великого посольства проведёт в обществе Фридриха целых три месяца! Охота, выпивка, семейная обстановка и никакой дипломатии.

    Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна] и Фридриха объединяют не только выпивка и взаимная приязнь. Есть свидетельства и вовсе необъяснимые. Выдающийся русский историк А.Г. Брикнер рассказывает о том, что во втором томе записок Поссельта имеется уникальное письмо Арпенгона, в котором говорится, что: «Въ Голландiи былъ распространенъ слухъ, что Петръ [Исаакий (Фридрих Петер) Гогенцоллерн] присоединился къ протестантству, и думали, что онъ возсоединитъ Грекороссiйскую Церковь съ Реформатскою. Рассказывали, что онъ дов;рилъ Бранденбургскому Курфюсту свое желанiе привезти съ собою въ Россiю протестантскихъ ученыхъ по вс;мъ отраслям знанiя и въ своей стран; устроить коллегiи и академiю» (Династия Романовых. Толкование. Словари и энциклопедии на Академике; С. 195).

    В издании "Петр I" Брикнера от А.С. Суворина перевод немного другой и полнее: «Въ Голландiи былъ распространенъ слухъ объ особенной склонности Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна] къ протестантизму; рассказывали о его нам;ренiи соединить Православную Церковь съ Реформатскою; даже передавали басню, будто Петръ [Исаакий (Фридрих Петер) Гогенцоллерн] во время пребыванiя въ Кенигсберг; причастился святых тайнъ вм;ст; съ Бранденбургскимъ Курфирстомъ по лютеранскому обряду; говорили о желанiи Царя пригласить въ русскую службу протестантскихъ ученыхъ для учрежденiя университетовъ и академiй» (Иллюстрированная исторiя Пера Великаго. А.Г. Брикнер. Изданiе П.П. Сойкина. Томъ первый. С.-П., 1902; С. 189).

    Опять Фридрих! Поверить в то, что Руский Православный Царь стал лютеранином, очень тяжело. Тем более, почему причастился вместе с Фридрихом?

    Подобные опасные свидетельства обзывались романовскими историками баснями и тщательно уничтожались, но уничтожили не везде. По данной версии Петр [Исаакий (Фридрих Петер) Гогенцоллерн] действительно был немецким протестантом и действительно проходил обряд крещения по лютеранскому обряду вместе с Фридрихом.

    Последний был родным отцом Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна] и крестил новорожденного в фамильном замке Кенигсберга сразу после рождения сына.

    Петр [Исаакий (Фридрих Петер) Гогенцоллерн] очень любил своего отца, и, как покажет данное исследование, было за что. Он прекрасно понимал, благодаря кому добился стольких высот. Именно солдаты Фридриха в составе потешных полков приведут Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна] к власти, именно немецкие гусары и гренадеры будут главной ударной силой его «руского» войска во всех походах и баталиях. Во время восстаний и мятежей, во время горя и радости Фридрих всегда будет опорой молодому Петру [Исаакию (Фридриху Петеру) Гогенцоллерну]. В память о своем отце Петр [Исаакий (Фридрих Петер) Гогенцоллерн] и установит в Петергофе знаменитый памятник Фридриху. Это будет первый памятник в истории России!

    Обратим внимание на рисунки памятников Петру [Исаакию (Фридриху Петеру) Гогенцоллерну] I и Фридриху, они абсолютно идентичны. Официально считается, что Бартоломео Карло Растрелли, уезжая из России, отлил первый в истории России памятник – конная статуя Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна]  I, и занёс его точный эскиз к себе в тетрадь, но затем этот памятник куда-то исчез! Так же известно, что точно такой же памятник быт изготовлен в 1703 году в Шарлоттенбурге – это знаменитый памятник первому Королю Пруссии Фридриху, автор которого пруссак Андреас Шлютер. При этом окончательно памятник Великому Курфюрсту был установлен перед дворцом Шарлоттенбург лишь через 15 лет после смерти Фридриха, то есть в 1728 году. Сразу возникают вопросы: а где же памятник Шлютера находился до 1728 года?

    Посмотрим на немецкий памятник. Считается, что эта статуя должна была укреплять в сознании людей образ Великого Курфюрста. Изваянный Шлютером Курфюрст Фридрих III (Король Пруссии Фридрих I) триумфально гарцует над закованными в кандалы врагами. На что современные историки с удивлением замечают, что Курфюрст не был Великим и влачил жалкое существование. Более того, историки до конца не определились, какому именно Фридриху посвящена эта скульптура, то ли нашему Фридриху I Королю Пруссии, то ли его отцу Фридриху Вильгельму I (1620 – 1688 гг.) абсолютно ничем не прославившемуся.

    Обратим внимание на барельефы, украшающие подножие памятника. Что же это за вопиющие вражеские народы такие? Облик до боли знакомый: курчавые головы, широкие руские бороды «лопатой». У одного с затылка растёт непонятная коса, похожая на казачий оселедец – перед нами руские воины. Надо заметить, что в Европе в то время бород не носили из-за поголовного педикулёза, отсутствие руских бань заставляло европейцев брить бороды наголо и ходить лысыми, прикрываясь шёлковыми париками.

    Значит, Фридрих стал Великим в связи с покорением руских? Именно так, уважаемые читатели. Как будет видно дольше, Фридрих действительно принимал непосредственное участие в покорении руского народа. Всю свою жизнь он боролся за свободу против главного своего врага – Великой Руской Империи. Боролся, чтобы посадить на императорский трон своего сына Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна].

    Благодаря странному возвышению Бранденбурга-Пруссии на стыке XVII и XVIII веков, Фридрих действительно стал Великим Курфюрстом. Да не просто Курфюрстом, а Королём! Это не имеющая аналогов история, чтобы из Курфюрстов, да в Короли из захолустного Бранденбурга! Но это невероятное случилось, и Бранденбург превратился в Королевство Пруссии, а со временем разросся до пределов Германии.

    Как объяснить такой стремительный взлёт? Взлёт Бранденбурга стал результатом долгой династической борьбы, в результате которой сын Фридриха окажется на имперском престоле. В 1700 году Пётр [Исаакий (Фридрих Петер) Гогенцоллерн] I объявит себя Императором и тут же преподнесёт Фридриху титул Короля. Раздавать титулы по Европе всегда было прерогативой Руских Царей-Императоров.

    Непонятные покоренные народы на барельефах у подножия памятника. Кого покорял Фридрих? После смерти своего отца и соратника Пётр [Исаакий (Фридрих Петер) Гогенцоллерн] осиротел, чтобы наполнить своё бытие милыми сердцу воспоминаниями, он решается построить на берегу Невы точно такой же дворец, как в Шарлоттенбурге.

    В 1714 году, на следующий год после смерти Фридриха, следует указ Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна] о возведении Петергофа. Для этих целей приглашается придворный скульптор Фридриха Андреас Шлютер, с помощью которого в Петергофе возводится точно такой же дворец как в Пруссии.

    Строительство заканчивается к 1716 году, для более полной картины из Шарлоттенбурга вывозится Янтарная комната. Ясное дело, что это действо имеет смысл, если помещения в новом дворце будут один к одному как в Пруссии. Иначе барельефы просто не подойдут. Да и сам подарок янтарных инкрустаций какой-то чужой комнаты имеет смысл, если это память о чём-то родном. Иначе всё это нелепо! Это всё равно, что в комнате соседа обои ободрать и у себя приклеить.

    Несколько слов о "Янтарной комнате". Историческая легенда гласит, что в 1701 году в честь своей коронации прусский король Фридрих Первый, бывший курфюрст Бранденбургский, повелел отделать одну из комнат своего королевского дворца янтарными панелями. Так началась история «Бернштайнциммер» – Янтарной комнаты.

    Эту необычную работу поручили датскому мастеру Готфриду Вольфраму, который привлек к ней опытных «янтарных дел мастеров» из Гданьска. Работа была кропотливая, трудоемкая и заняла несколько лет. Небольшие пластинки янтаря вырезали из цельных кусков, потом подгоняли их друг к другу по цвету и очертанию и тщательно приклеивали к основанию. Всего, таким образом, облицевали янтарем пятьдесят квадратных метров панелей, причудливо украсили их гирляндами, вензелями, гербами. Четыреста оттенков янтаря использовали мастера при создании этой уникальной комнаты – от темно-желтого, почти черного, до лучистопрозрачного. Не случайно ее красота буквально поразила Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна] Первого, который знал цену и красоте, и мастерству. Увидев восхищение на лице русского царя, Фридрих сделал красивый жест и подарил Янтарную комнату Петру [Исаакию (Фридриху Петеру) Гогенцоллерну].

Рис. Янтарная комната. Санкт-Петербург. Современная реконструкция по сохранившимся документам.

    В центре красуется Фридрих I Прусский на коне. За всю мировую историю не было такого случая, чтобы некий правитель много лет делал для себя нечто величественное и тут же дарил первому заезжему гостю. По-видимому, "Янтарная комната", или Восьмое чудо света, как её заслуженно называют специалисты, была изначально заложена в честь Главного события европейской истории - освобождения от имперского ига руских царей.

    Либо Фридрих действительно решил сделать своему сыну такой подарок, либо завещал передать после смерти. Главное, что "Восьмое чудо света" сразу после смерти Фридриха неимоверным образом оказалось именно во дворце Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна] I. Эту загадку историки не могут разгадать до сих пор. И не разгадают. Но, вернемся к нашим скульптурам...

    Дворец Шарлоттенбург и Петергофский Большой дворец. Два грандиозных и монументальных сооружения, построенных в начале XVII вв. Вот на что ушел несметный золотой запас Российской Империи: на грандиозные дворцовые ансамбли для главных разрушителей Третьего Рима В память об отце, вместе с Янтарной комнатой, Пётр [Исаакий (Фридрих Петер) Гогенцоллерн] перевёз из Шарлоттенбурга статую Фридриха и установил перед новым дворцом, так он воссоздал в ненавистной Росии маленький кусочек своей немецкой родины.

    Именно этот памятник увидит в 1716 году Бартоломео Карло Растрелли и занесёт в свой русский дневник. Памятник Фридриху простоял перед Петродворцом до 1728 года, потому что в этом году со смертью Екатерины I эпоха Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна] закончилась, и новая власть вышвырнула всё иноземное прочь, и памятник вернулся в Пруссию, где и занял прежнее место.

    На самом деле, памятник Петру [Исаакию (Фридриху Петеру) Гогенцоллерну], установленный через 85 лет после эскиза и спустя 53 года после отливки, это переделанный памятник Фридриха. Но на этом загадочная судьба памятника Фридриху не закончилась.

    Попытки установить дубликат этого памятника в Петергофе возобновились при Елизавете и Екатерине II. Царица Елизавета даже приказала Растрелли младшему отлить эту статую и благосклонно отнеслась к идее создания монумента. Памятник был отлит, но… не установлен.

    Семилетняя война и оккупация Пруссии смешала карты, и желание Императрицы воздвигнуть памятник бесследно исчезло. «Русские» Императрицы очень быстро входили в роль Великих Самодержец и не хотели вспоминать про своё немецкое происхождение.

    В 1763 году Екатерина II решила установить, наконец, памятник Петру [Исаакию (Фридриху Петеру) Гогенцоллерну] I, но, просмотрев памятник Растрелли младшего, почему-то отвергла этот вариант и пригласила скульптора Фальконе для создания нового монумента.

    Работа последнего в виде знаменитого «Медного всадника» и была установлена в 1782 году на Сенатской площади. Именно поэтому первым памятником Петру [Исаакию (Фридриху Петеру) Гогенцоллерну] считается «Медный всадник» и, считается абсолютно справедливо.

    Памятник Растрелли младшего никакого отношения к Петру [Исаакию (Фридриху Петеру) Гогенцоллерну] не имел, это был памятник Великому Курфюрсту, отцу Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна]. Даже Екатерина II не решилась воссоздавать его на прежнем месте, так как правда о происхождении династии Романовых была очень опасна.

    В 1800 году новый про-немецкий Царь Павел вспомнит про своего великого прадеда и установит памятник Фридриху по старому эскизу Растрелли. На пьедестале Павел напишет посвятительную надпись: «Прадеду Правнук», имени Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна] не будет. Павел помнил про своего прадеда Фридриха и решил вернуть его на прежнее место в Петергофе.

    Параллельно установлению памятника Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской Империи и 16 декабря 1800 года подписал Манифест, в котором описывался этот проект. Одним из пунктов было введение нового герба, где в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Как вы думаете, какие страны собирался отобразить новоявленный Император в таком неимоверном количестве? Сорок четыре княжества во всей России не сыскать ни тогда, ни после.

    По-видимому, Павел решил отобразить на гербе все Европейские Герцогства и Королевства, и тем самым де-юре восстановить право Русских Императоров на эти земли. Как только памятник Фридриху был установлен, а среди приближенных дворян был прочитан проект опасного Манифеста, так Павла сразу и не стало. Манифест так и не был опубликован.

    Безумный Павел решил повернуть «колесо истории» вспять, а это позволительно только Богам. Екатерина и Елизавета в подобных вопросах были по-женски более осмотрительны.

    После убийства Павла памятник Фридриху демонтировали, переделали и установили в Петербурге за Михайловским замком, где по иронии судьбы был придушен сам правнук Фридриха - Павел I. При этом на лице скульптуры нелепым образом выцарапали «петровские усики», немного укоротили нос и сбили нелепые барельефы с рускими головами у подножия.

    Так второй памятник Фридриху, двойник установленного в Шарлоттенбурге, превратился в памятник Петру [Исаакию (Фридриху Петеру) Гогенцоллерну] I. Памятник с очень странной историей и курьёзным видом.

    Согласно приведённым выкладкам первым скульптурным памятником России стал памятник первому Королю Пруссии Фридриху. Впервые его установили перед Петродворцом в 1716 году, а со смертью Екатерины I отправили обратно в Пруссию. Дубликат этого памятника был установлен при Павле и сохранился до сих пор у Михайловского замка, известного еще как Инженерный.

    Связь между Петром [Исаакием (Фридрихом Петером) Гогенцоллерном] I и Фридрихом I Прусским имеется и очень яркая – она отлита в бронзе и сохранилась до наших дней.

    Заглянем в Летний сад Санкт-Петербурга. Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна] I, и для его постройки была выделена часть острова Усадица. Это был грандиозный архитектурный ансамбль, строительство которого началось в 1704 году и продолжалось до самой кончины Великого Реформатора. С 1713 года над архитектурными решениями Летнего сада трудился немец А. Шлюттер (бывший придворный архитектор Фридриха I Прусского).

    Летний сад - это как большая песочница взрослого ребёнка Петра [Исаакия (Фридриха Петера) Гогенцоллерна], где он воплощал все свои задумки и желания, даже самые сокровенные. Проходя по тенистым аллеям этого музея вы с удивлением обнаружите скульптуру Фридриху I Прусскому, а чуть в стороне и скульптуру Софии Шарлотте.

    На самом деле в Летнем саду скульптур монархов почти нет, в основном присутствуют скульптуры античным героям. И вдруг перед нами выплывает немецкая чета Фридриха и Софьи. Ладно бы царю Алексею и царице Марии... Так ведь нет - немцам из Бранденбурга.

    Если сами скульптуры неких монархов вещь очень эксклюзивная, то скульптуры, посвященные целой супружеской паре вещь вообще экстраординарная. Но всё встает на свои места, если Петр [Исаакий (Фридрих Петер) Гогенцоллерн] посвятил эти скульптуры своим любимым родителям, отцу и матери. Иного логического объяснения даже трудно придумать. Если кто-то скажет, что это новодельные изваяния, ибо скульптуры так долго не сохраняются, то будет абсолютно прав. Оригиналы этих скульптур заботливые хранители памяти о Петре [Исаакие (Фридрихе Петере) Гогенцоллерне] Великом убрали в теплый музей, еще в 18 веке. В саду действительно выставлены копии, а оригиналы находятся в музее. Они идентичны.