Талант и удачливость. Литературная заметка о трёх

Владимир Владимирович Залесский
Талант и удачливость. Литературная заметка о трёх книгах-биографиях: Саши Чёрного, Георгия Ботезата, Игоря Сикорского.


В пределах нескольких дней я познакомился с книгами-биографиями Саши Чёрного, Георгия Ботезата, Игоря Сикорского.

Они расстались с пост-революционной Россией и искали применение своим способностям в Западной Европе и в США.

Наиболее удачливым - в общепринятом понимании - кажется Георгий Ботезат. Везде у него были знакомые люди - и в большевистской верхушке (умеренно помогли с отъездом), и в Западной Европе, и в США.

Георгий Ботезат, в отличие от Саши Чёрного и от Игоря Сикорского получил многостороннее (техническое) образование, в том числе, за границей. Кажется, он выехал более или менее спокойно, с заметной суммой денег (успел распродать имущество), с личными вещами, с библиотекой.

Георгий Ботезат в дореволюционной России проявил себя и как талантливый специалист в области авиационной техники, и как преподаватель, и как государственный деятель в области организации военной промышленности.

Привычку к разносторонности он привез и в США. Но со стороны государственных структур к нему было иное отношение, нежели в дореволюционной России. Иными были правила и привычки. Как человек талантливый и эгоцентричный, Георгий Ботезат претендовал на особое к себе отношение. Где-то его ждали удачи, а где-то - разочарования. После создания Георгийом Ботезатом  частной фирмы по производству вентиляторов, а вентиляторы нужны во многих "обитаемых" и "необитаемых" технических устройствах - он получал заказы от государственных структур США.

Огромным потенциалом удачливости обладал Саша Чёрный. Какими только поворотами не изобиловала его жизнь. Но каким-то образом всё улаживалось и устраивалось. Если Георгий Ботезат имел "привычку" к сотрудничеству с государственными структурами, то у Саши Чёрного была своего рода "привычка" сотрудничества с редакциями и издательствами. Попытки самостоятельного "бизнеса" - самостоятельные выступления перед аудиториями и совместное с женой участие в воспитании детей состоятельных родителей-выходцев из России - осуществлялись с переменным успехом.

Были мечты о переселении в Австралию для занятия чем-то вроде фермерства, но эти мечты так и остались мечтами. Как и Георгия Ботезата, Сашу Чёрного отличали огромное количество близких и дальних связей. Иногда его узнавали  совершенно незнакомые ему люди и помогали ему. Гимназию Саша Чёрный не закончил, она при его талантливости и удачливости оказалась ему не очень-то нужна.

Побывал он в нескольких странах, водились у него деньги.

Интересная деталь - как и Валерий Брюсов - Саша Чёрный написал произведения от первого лица (например, Дневник фокса Микки). Собственно, один из его рассказов (написанный на высшем уровне) я услышал по радио и примерно через полгода скачал в интернет-библиотеке его биографию и познакомился с этой книгой.

Не выглядит удачливым человеком - в общепринятом понимании - Игорь Сикорский. Получение высшего образования он прервал в связи с созданием образцов авиационной техники.

Благополучный период работы в дореволюционной России (обеспеченная семья помогала ему) сменился отъездом за границу, где его никто особенно не ждал.

Опыт работы с государственными структурами у него был, но Игорь Сикорский был сконцентрирован на работе с авиационной техникой, а не с государственными структурами.

В США он работает преподавателем математики, с весьма умеренным финансовым успехом он читает лекции о развитии техники.

Особенной удачливостью он похвалиться не может. Но у него есть, где жить, есть, что есть, есть увлеченность своим занятием - созданием образцов авиационной техники, у него есть "обаяние таланта", которая создает веру в него со стороны других людей, готовых работать с ним бесплатно (до достижения успеха). Есть, неподалёку, свалка, на которой можно найти разного рода полезные детали, которые используются при создании технического образца.

В критической ситуации, когда деньги заканчиваются, появляется и специфическая удачливость. Он получает в долг крупную сумму. Этот долг он отдал с процентами.

Итак, он не имеет привычки к работе в государственных структурах или к сотрудничеству с ними (или с другими организациями - источниками финансирования). Он обладает огромной технической интуицией и готов безостановочно работать над созданием образцов авиационной техники.

Если я правильно понял, он один из первых работоспособных образцов продал частному лицу (но не государственной структуре).

Постепенно американское государство обращает на него внимание, и он получает заказы.

Технические образцы, созданные Игорем Сикорским, интересуют и широкую публику, и частные компании, и органы военного управления.

В отличие от Георгия Ботезата Игорь Сикорский - человек системный. Его фирма и поглощается, и выделяется. Сикорский безостановочно работает над техническим образцами. Организационные проблемы занимают важное, но второстепенное значение в его деятельности.

В книге об Игоре Сикорском я не увидел упоминаний о полученных им письмах Эдисона (как это было с Георгием Ботезатом, в книге о котором представлена фотография одного из писем Эдисона Ботезату). (Саша Чёрный также получал приветственные адреса). Может быть, просто не было времени на переписку. Но есть и другой вариант: Сикорский и сам является "Эдисоном".

Чем больше он работает над техническим образцами, тем больше он их представляет различным аудиториям, - тем лучше и лучше он "подает себя". Судя по фотографиям, он внешним видом сливается с окружающей его социальной средой, становится неотличим от представителей технических, научных, бизнес-кругов.

Приходит момент, Игорь Сикорский уходит в отставку. Дело его продолжается без него, но под его "присмотром", при его консультациях. Работает "системность".

Саша Чёрный, Георгий Ботезат, Игорь Сикорский обладали огромными способностями. Их можно назвать удачливыми людьми. Но удачливость у каждого из них проявлялась по-разному.

(Все три книги я увидел в вариантах электронных изданий:

Виктория Дмитриевна Миленко. Саша Черный: Печальный рыцарь смеха. – М.: 2014.

Михеев В.Р. Георгий Александрович Ботезат. 1882-1940. - М.: Наука, 2000.

Геннадий Иванович Катышев, Вадим Ростиславович Михеев. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский, 1889 - 1972. – М.: Наука, 1989. )


05 марта 2024 года 09:52


{3485. Талант и удачливость. Литературная заметка о трёх книгах-биографиях: Саши Чёрного, Георгия Ботезата, Игоря Сикорского. - 5 марта 2024 г.
MMMCDLVI. Talent and luckiness. A literary note concerning three biographical books: about  Sasha Cherny, George Bothezat, Igor Sikorsky. - March 5, 2024.

Vladimir Zalessky Internet-bibliotheca. Интернет-библиотека Владимира Залесского. }