Философская беседка. 2. Что такое философия?

Александр Ассельборн
Здравствуйте, дорогие друзья! В этот день я хочу вас поздравить с началом календарной весны! Сегодня у нас первое марта, а это значит, что скоро лето. Конечно, весна природно наступила чуть раньше. (Я заметил это приблизительно 5 дней назад.) Но, тем не менее, календарь есть календарь, правила есть правила, поэтому все равно я считаю себя обязанным вас поздравить с этим замечательным событием! Итак, сегодня второй эпизод моего нового подкаста, и мы будем разговаривать с вами о том, что же такое философия? Что это за непонятное древнегреческое слово такое? Термин этот состоит из двух греческих слов: «филиа» – «любовь», «софиа» – «мудрость». Получается, что философия – это любовь или, еще можно сказать, стремление к мудрости. То есть философ – это человек, который рассуждает, а философия – это раздел гуманитарного знания, который изучает наиболее общие вопросы бытия. Хочется отдельно подчеркнуть, что это не наука в точно-естественном смысле этого слова, как часто считают некоторые люди, которые совершенно ничего не смыслят в классификации научных отраслей.

В самом широком смысле под философию можно подвести все, что угодно: физику, химию, психологию, антропологию и многие другие науки. И это логично, потому что европейская философия началась именно с философии природы (есть даже такой раздел античной философии, который именуется натурфилософией). Гораздо позже, только ближе к XVI-XVII векам, науки стали постепенно дифференцироваться, разделяться на более мелкие отрасли, хотя изначально наука была в структуре философии. Например, Аристотеля можно считать пра-ученым. Он не ученый в классическом смысле, однако он увлекался вопросами биологическими, математическими, логическими, метафизическими, если использовать современное деление отраслей знания. И только ближе к эпохе Модерна философия начала становиться менее универсальной. Ввиду этого, в XIX веке позитивисты и в XX веке неопозитивисты стали оттеснять философию из рамок научного знания, потому что, по их мнению, ранняя философия была слишком умозрительна, то есть отдалена от эмпирических (опытных) дисциплин. (Некоторые позитивисты даже пытались создать «новую философию», приближенную к естественным наукам.)

Что мне вам еще сегодня рассказать? Давайте коснемся разделов философии. Я сегодня опять импровизирую, не готовился как-то специально к этому выпуску. И вообще, я решил всегда импровизировать, потому что перед тем, как я сел записывать первый эпизод подкаста, у меня была очень величественная и длинная речь, но, как только я сел ее записывать, мое повествование оказалось более скудным. Поэтому я решил наплевать на всякие текстологические формальности и записывать все в реальном времени с первого раза.

Какие сейчас существуют разделы философии? Первый исторически раздел в европейской философии – это метафизика (натурфилософию будем считать предфилософией в данном контексте). «Метафизикой» называется сборник книг Аристотеля. «Та мета та фисика» – очень условное древнегреческое название книг Аристотеля, которые шли «после физики». То есть первым был раздел, связанный с природой («Фисика»). Философ Андроник Родосский (I в. до н. э.) решил предпринять текстологическую попытку сортировки трудов Аристотеля, поместив метафизический корпус книг после физического. В принципе, те проблемы, которые обсуждаются в «Метафизике» Аристотеля, затрагивают наиболее общие, трансцендентные (с лат. «потусторонние») вопросы бытия. Вот мы и определили метафизику в современном, а не этимологическом смысле. Есть еще древнегреческий синоним метафизики «онтология». Это «учение о сущем» (можно его так перевести).

Хотя «метафизика» и «онтология» – понятия синонимичные, их все же можно различить. Я думаю, что термин «онтология» шире «метафизики», потому что, когда мы рассматриваем слово «метафизика», его можно примерно приравнять к слову «трансцендентность» (с лат. «потусторонность»). Например, в метафизику входит проблема Бога, а Бог трансцендентен, то есть не дан нам в опыте (в естественно-научном смысле понятия «опыт»). Сознание тоже трансцендентно. Здесь я не хочу пока углубляться. Не стану говорить подробно, что есть физикалисты, идеалисты, у которых разный подход к этой теме. Однако я думаю, никто не будет спорить, что сознание физически нам не дано. Мы всегда имеем дело только с идеей, концепцией сознания. Если патологоанатом, например, возьмет мертвое тело человека, вскроет черепную коробку, то сознания он внутри головы не увидит. В черепе будет находиться только материальный орган человека: мозг.

Какие еще есть вопросы, связанные с метафизикой? Например, вселенная вечна или конечна? Сам по себе такой речевой конструкт, как вселенная, нам не дан эмпирически. Мы всегда имеем дело только с частью бытия, а не с его целокупностью. Например, во время записи этого аудио я нахожусь в кабинете. У меня в нем есть окошко. Я вижу соседнее здание. Светит солнышко сейчас, утром даже птички пели. То есть в моей зоне досягаемости находятся предметы кабинета, а также некоторые объекты физического мира за пределами кабинета (например, на улице я вижу дерево, пока шел в кабинет, видел пробегающих мимо меня кошечек). Вот это моя вселенная в таком маленьком смысле. Но вселенная как совокупность планет, галактик в моем опыте мне не дана. Поэтому вселенная, таким образом, есть тоже метафизический конструкт моего сознания. Онтология же занимается вопросами более широкими. В онтологию могут входить вопросы не только метафизические, но еще и физические.

Еще в философии есть такой раздел, как философия сознания. По-гречески это звучит как «гносология». В западных странах он называется «эпистемологией» (хотя в традиции русской философии эпистемология занимается проблемами научного познания, то есть это подраздел гносеологии). А, для примера, в Англии или США эпистемология и гносеология могут быть приравнены и взаимозаменены. В частности, вопрос о статусе сознания, затронутый выше, входит в гносеологию.

Что еще у нас есть? Этика, например, то есть учение о морали, нравственности. Здесь мы можем вспомнить Сократа. Это историческое лицо, главный герой диалогов Платона. Сократ, как о нем пишет Платон, очень любил в своих беседах с разными людьми затрагивать этическую проблематику. Различные этические системы в рамках философии дают читателю рассуждения того или иного философа о том, как нужно поступать (есть еще такой подраздел этики, который называется деонтологией, то есть учением о должном), как себя вести в обществе, можно отомстить обидчику или нужно принять «волю Рока», можно ли быть эгоистом или нужно служить людям и т. д.

Также есть эстетика (она мне сразу вспоминается, когда говорю об этике). Это учение о прекрасном. У Канта, например, есть работа под названием «Критика способности суждения», в которой он рассуждает над эстетическими темами. В эстетическом разделе могут обсуждаться вопросы красоты. Здесь мне вновь вспоминается Платон. Сократ в одном из платоновских диалогов (не помню сейчас в каком) докапывается до одного юноши, пытается вынуть из него общее понятие красоты, а тот говорит все о женщинах да о лошадях. :)

Есть еще философия религии. Почти в каждом периоде философы так или иначе затрагивали вопросы религии в своих произведениях. В Античности влияние религии было очень большим (Сократ, Платон, Аристотель, Плотин... могли рассуждать о богах). В средневековой Европе было много христианских мыслителей (Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский...). Ближе к эпохе Нового времени влияние религии стало ослабевать, хотя все еще оставалось (Декарт, Кант, Гегель, Фихте, Фойербах, Кьеркегор, Ницше...). Самой нерелигиозной была философия, пожалуй, в XX веке (Виттгенштайн, Гуссерль, Хайдеггер, Шлик, Авенариус, Мах, Камю, Фуко, Сартр...), хотя и там были религиозные мыслители (Ясперс, Франкл, Карл Барт, Фромм, Марсель, Тиллих...). В сферу философии религии входят вопросы мистического опыта.

Существует такой раздел, как история философии. Историк философии берет труды мыслителей на оригинальном языке и пытается их изложить на понятном для читателя или слушателя языке; в более широком смысле, он старается вписать идеи мыслителя в общий исторический контекст эпохи, понять влияние общества на философа и философа на мышление его современников и последователей. Например, Фома Аквинский писал на латыни, Юм – на английском, Кант – на немецком, Камю – на французском. Если историк философии – ученый из России, то он, скорее всего, будет писать свои работы на русском языке. Соответственно, такой специалист будет переводить с латинского, английского, немецкого, французского или других языков на русский. Если, например, историк философии из Франции занимается трудами Камю или Фуко, то ему повезло, потому что его работа ему будет даваться легче, так как он является носителем французского языка. Для российских историков философии исследовать русскую философию тоже, как мне кажется, проще, чем читать неимоверно сложные труды Гегеля или Хайдеггера и переводить их.

Есть раздел под названием «общая философия». В этой дисциплине разбираются базовые философские категории (для иллюстрации, бытие, время, материя, сознание). Например, на лекции по общей философии преподаватель берет термин «бытие» и рассказывает, как он понимался в разные эпохи (у Парменида, Августина, Хайдеггера…). То есть для общей философии не в первую очередь важна хронология (хотя тоже важна, но вторично), а именно содержание того или иного концепта. В истории же философии преподаватель идет по эпохам (Античность, Средневековье, Возрождение, Модерн, Современность) и рассказывает об их особенностях, ключевых персонах, наиболее важных философских вопросах и тенденциях.

Ну что? Наверное, вы уже утомились. Надеюсь, что я чего-то важного сегодня не забыл в вопросе о том, из каких отраслей состоит философия. С 3-го выпуска мы станем рассматривать уже более частные темы. Есть у меня сейчас уже на примете одна книжоночка для рассказа о ней. (Пока не буду говорить ее название.)

Кстати, пока не забыл. Что еще интересно, я буду вам давать домашние задания, чтобы вам не очень скучно было жить на этом «прекрасном белом свете». Записывайте. В течение последующих 7-ми дней вам нужно: 1) прочитать о том, что такое философия, 2) узнать, какими она занимается проблемами, 3) выяснить, наука это или нет, 4) почитать подробнее про разделы философии.

Далее будем разбирать цитаты из книг. Я буду давать к ним свой комментарий. Такой у нас план на следующие выпуски. Я благодарю вас за внимание! Было приятно поболтать. Желаю всем продуктивной, хорошей весны, успеха в той деятельности, которая важна для вас. Пусть солнышко всех согревает своим теплом. Всем пока!

Дата записи аудио: 01.03.2024.
Дата письменного оформления эпизода: 05.03.2024.