Суд Пилата. Продолжение 2

Игорь Лощинин
Чисто юридически суд Пилата над Иисусом сводился к краткому допросу , после которого народу предложили выбрать , кого из обвиняемых ,Иисуса или Варавву, отпуститть на свободу. Пилат уступает давлению  евреев и выносит смертный приговор, после чего Иисуса подвергают бичеванию  и затем распинают.
На первый взгляд картина у синоптиков и Иоанна выглядит почти одинаково. «Почти»- так как  это кажется только на первый взгляд. Синоптичекие Евангелия расходятся в повествованиях, которые еще более отличаются от Евангелия Иоанна.  Сравним евангельские рассказы о суде над Иисусом, обращая внимание на детали.

Лука описывает лишь одно(утреннее)  собрание Синедриона. О свидетелях ничего не сообщается; обвинения Иисусу сводятся к Его претензиям на мессианство. Никакое определенное решение не выносится; достаточным оказывается собственное признание Иисусом своей вины. Синедрион передает Иисуса Пилату без  предоставления формального приговора. Создается впечатление, что  суд Иисуса нужен только римлянам, хотя нигде и не сказано, что Пилат выносит Ему приговор.

У Иоанна Синедрион вообще не упоминается; сказано только, что  Иисуса «отвели сперва к Анне, ибо он был тесть  Каиафы, который был  на тот год первосвященником» (Ин 18:3). Анна лишь спрашивает Иисуса о Его учениках и Его учении (Ин 18:13), после чего отправляет к Каиафе, где тоже ничего не происходит. От Каиафы Иисуса отводят к Пилату, так что судит и приговаривает к распятию Иисуа Пилат (Ин 19:16). Синедрион во время суда значительной роли не играет.
Иисусу у Иоанна предъявлено два обвинения: что Он «Царь Иудейский»  и что объявил себя Сыном Божьим. Первое обвинение важно для римлян, второе -их не касается, так как это распри внутри иудаизма. .
Однако, когда Пилат отказывается заниматься делом Иисуса, признав Его невиновным, евреи заявляют ему о претензиях Иисуса на мессианство, другими словами, на титул «Царя Иудейского» (Ин 18:29-31), а потом вдруг обявляют Иисуса  «злодеем», и этот «аргумент» оказывается для Пилата решающим.
На вопрос Пилата, является ли Иисус царем, Он отвечает неопределенно, хотя Его ответ можно понять как «Да».
Пилат предлагает компомисс-  помиловать в честь  праздника Пасхи одного преступника. Иисуса или Варавву.
Чтобы спасти жизнь Иисуса, Пилат подвергает Его бичеванию, надеясь этим удовлетворить евреев, но они продолжают упорно настаивать на казни, неожиданно заявляя о других обвинениях, особенно о том. что Он объявил себя Сыном Божьим (Ин 19:5-7). Этот вопрос вне сферы  деятельности Пилата, тем не менее, он снова допрашивает Иисуса и снова признает Его невиновным (19:8-11).
Тогда евреи опять возвращаются к  политическому обвинению и  угрожают Пилату, что пожалуются на него в Рим кесарю.
И  только «тогда ,наконец, он предал ИМ Его на распятие» (Ин 19:16). Выглядит, будто Пилат «предал» на распятие- римским способом казни , что осуществили кзнь сами евреи, хотя казнь осуществляли по приказу Пилата римские солдаты,  а сам «Пилат  написал и надпись поставил на кресте...:»Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин 19:19).

Итак, в синоптических Евангелиях  выделена фраза Иисуса о том, что Он разрушит Храм и воздвигнет новый, а также слова о «Сыне Человеческом, грядущем на облаках небесных ( синоним Мессии).
У Иоанна история с Храмом относится к началу деятельности Иисуса и никак не связана с судом Синедриона; слова же о «Сыне Человеческом» вообще отсутствуют.
Таков беглый анализ описания суда. А теперь  проанализируем «детали».

Евреи во всех Евангелих отдают Пилату дело, которое, казалось бы, затрагивало только их интересы.
Марк(15:1-5): « Пилат спросил Его: «Ты Царь Иудейский?»; Он же сказал :ты говоришь... первосвященники обвиняли Его во многом..Иисус и на это ничего не отвечал» .
Иисус всегда запрещал  ученикам говорить о том, что Он-Мессия ( «Мессианская тайна»), однако, вдруг заявляет об этом Пилату прямо.
То же примерно отвечал Иисус и перед судом Синедриона, когда Его спросили, Мессия ли Он: «Иисус сказал: Я...» (Мк 14:62).
Т.е. Иисус ведет себя перед евреями и Пилатом практически одинаково;  и это может говорить  о том, что, скорее всего,  эти слова произносились Им  на самом деле.
С религиозной точки зрения, как уже не раз подчеркивалось, нет преступления в том, чтобы назвать себя Мессией; это может заинтересовать только Пилата как посягательство на трон царя.  Т.е. фактически и священники и Пилат осудили Иисуса по политическому  обвинению.

Почему же первосвященники передают Пилату Иисуса, не виновного по еврейскому Закону, почему идут на такое  необъяснимое  с т.зр здравого смысла,преступление?
Ответ синоптиков: — из зависти: «Пилат знает , что первосвященники предали Его из зависти» и побуждают народ  требовать освободить Варавву..Пилат, дабы угодить народу, предает на распятие Иисуса» (МК 15:9.15).
У Матфея  «Пилат понимает, что евреи действуют из зависти..В знак того, что Он не виновен» в крови праведника сего», Пилат публично  моет руки .Евреи берут ответственность  на себя (Мф 27:11-19; 24-26)
У Луки (23:2.25) Пилат посылает Иисуса к Ироду. Пилат заявляет о невиновности Иисуса и по настоянию евреев передает Его им.
У Иоанна Пилат трижды объявляет  Иисуса невиновным, потом, боясь прослыть нелояльным по отношению к императору, официально  приговор Иисусу не выносит, но предает «евреям».

Общая для описания суда  тема  вины евреев повторяется от эпизода к эпизоду и особенно навязчиво звучит в сцене так называемой «Пасхальной амнистии», когда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мк 15:6-15) .

Теперь  более тщательно остановимся на некоторых  красочных подробностях суда, которые еще более подчеркивают признание Пилатом невиновности Христа и прямо  звериную жестокость евреев , настойчиво требующих Его смерти.
За что?    Неужели богачи-аристократы  первосвященники из зависти так добиваются  смерти нищего  проповедника из Галилеи? Почему люди, даже если представить, что  они все, кричащие Ему «Осанна!» и воздающие  царские почести, разочаровались в Нем как в Мессии , почему они  до такой степени   возненавидели Его, так яростно добиваются смерти  Того, кто  лечил их, учил прощать зло, любить даже врагов ?  Хотя сами Евангелия говоря об отношении к Иисусу народа, используют слово «множество» : множество людей приветствовало Его въезд в Иерасалим, множество слушали Его проповеди,  множество  шли с места казни, стуча себя в грудь и рыдая о Нем...

Еще более сомнительны другие  эпизоды, призванные демонстрировать нежелание Пилата  казнить невинного арестанта, такие как «амнистия» или «умывание рук « перед толпой.
Но прежде, чем  остановиться на них, рассмотрим  портрет  исторического лица, о котором достаточно много известно по описаниям современников — прокуратора Иудеи Понтия Пилата