500 лет Сямскому монастырю

Валерий Кумзеров
1. История и современность.
Сяма решительно не похожа на соседние деревни с постройкой домов вдоль дороги. У Сямы, как у Москвы-кольцевая планировка. Только Москва строилась, окружая Кремль, а в Сяме постройки располагались компактно внутри монастырской каменной стены. В самый сильный мороз, не одеваясь бежали в школу, всего-то сто метров до бывшего дома настоятеля. Дома друзей полукругом кучковались ещё ближе друг к другу.

В 1924 году монастырь закрыли. А спустя два года многочисленные монастырские сооружения передали местной администрации. В Сяме расположился Березниковский сельсовет, магазины, склады сельского потребительского общества и известная очень вкусным хлебом пекарня. В доме настоятеля на долгие годы разместили школу, а в многочисленных кельях – школьные мастерские, спортзал, ученическую столовую.
Когда в 1959 году мы приехали в Сяму, на месте церкви возвышалась щебёночная гора. Самая большая гора округи.
Очевидцы утверждают, что купола (только купола) с церкви были свергнуты осенью 1953 года: «Раздался сильный грохот и высокий столб пыли. Нас даже не предупреждали…. Наш класс был на втором этаже…. Если встать лицом к входу, то - слева. Поэтому мы видели столб пыли».
Рассказывали о церковном пожаре 1956 года. А вот, когда полностью разрушили церковь, не известно. Ради чего разрушали или во имя чего? Не ради же кирпича.
Откроем семисот страничный том А. Вдовина: «В конце1950-х гг. … Инициатором новой антицерковной политики был Н.С. Хрущёв, а идеологом М.А. Суслов». (А. Вдовин. СССР-история великой державы 1922-1991.»)

Церковь, построенную между 1764 и 1777 годами -двухэтажную каменную, пяти купольную - по описанию церковного историка Николая Суворова - по виду и орнаментам имевшую большое сходство с знаменитым Киево-Печерским храмом Успения Пресвятой Богородицы, не пожалели, уничтожили. Разобрали и каменную в 5 аршин (аршин - 0.71 метра) ограду.
Колокольню 22-х саженную (сажень- 2.134 м.) не тронули. В войну на колокольне существовал наблюдательный пост, вдруг снова пригодится.
Нам внушали, что наступила «хрущёвская оттепель», а выходит – не совсем так. Позже вторую половину пятидесятых и начало шестидесятых назовут «хрущёвской слякотью».

В Сяме для проживания нам выделили бывшую монашескую келью, одна стена холодная, другая тёплая от сельповской пекарни, две (или три?) огромные печи которой топились чуть не круглые сутки. Было тесновато для семерых, но тепло и сухо.

Наше детское сознание девственно, Сяма наша, принадлежит нам. Иногда где-то далеко-глубоко возникает дума о живущих до нас монахах, строителях каменных сооружений. Зародится и, не оформившись, тут же пропадёт, вытесненная более важными проблемами детской жизни.
Щебень, перемешавшись с известью - всё что осталось от церкви, сцементировал поверхность горы. Летом не запнёшься, зимой не поцарапаешь лыжи.
Здесь излюбленное место наших самых невероятных игр, лазили по колокольне, штурмом брали гору, сгоняя с неё противника. На занесённой снегом горе устраивали каждую зиму трамплины. Немало лыж сломано, немало слёз пролито. По накатанной лыжне на хорошей скорости, с ветерком лыжников через огороды выносило далеко на берег Крутца.

Детские забавы вспоминаются с грустью, а отношение школы, родителей к нашему воспитанию вызывает сожаление и горечь безвозвратной утраты памяти предков. За все годы жизни в Сяме не пришлось слышать свидетельских рассказов о монашеской жизни, истории монастыря.

В последние годы многое изменилось. Теперь есть возможность работать в архивах, читать старинные книги, воспоминания известных учёных-путешественников по нашему краю. Печальные развалины колокольни и дома настоятеля (моей школы) тревожат память. Постараюсь, отдавая дань ушедшему времени, кое-что из собранного материала разместить на этой страничке.

2. Вначале было слово.
И услышано оно было пятьсот лет назад жителем деревеньки, где теперь современное на берегу Кубенского озера Борисово-Новое, обезноженным крестьянином Иваном Родионовым.

Известно, что церкви воздвигали государи в честь великих побед воинства; купцы, чудом вернувшиеся из опасных торговых поездок, грешники для вымаливания помилования. А у нас в Сяме – по повелению самой Богородицы. Высокая честь, но было так.

Подняла Богородица Ивана на ноги с наказом найти в Сямской церкви Покрова попа Конона и передать ему повеление поставить церковь её Рождества в деревне Долгая Поляна на берегу реки Крутец. Всё было исполнено в точности, церковь тем же годом поставили, а следом – и монастырское подворье.

Думали, гадали жители и не могли понять, церковь поставили в низине, котловинке, а не на возвышенности, как обычно случалось. Да, напрасно они унижали сямичей, распевая: «Говорят, что Сяма в яме, да и то - не на горе». Поднимая историю Сямы, становится очевидным провидение Богоматери, место она выбрала не просто так. Место сильное.

Столетием до монастыря в наших местах родился Михаил Стомонахов (Мартиниан Белозерский) известный, духовными подвигами, основанием Вожеозерского монастыря, управлением Ферапонтовской и Троице Сергиевской обителями.
А с обоснованием Сямского Богородице Рождественского мужского монастыря появилась вдруг в нём неизвестно каким путём икона Рождества Пресвятой Богородицы, ставшая известной на всю округу явленными чудесами по исцелению прихожан.

Монастырь горел, зорили литовские люди, а икона неизменно сохранялась. Поразительно, но и в наши дни, когда силами прихожан и епархии в кельях монастырских воссоздали храм, названный именем Мартиниана Белозерского, Сямская чудотворная икона к всеобщему удивлению снова объявилась.

Есть на земле удивительные по своей природной красоте места, есть уникальные неповторимые ландшафты и есть места с необычной энергетикой, дающей силы людям, раскрывающей их таланты. К последним, как раз можно отнести сямско-березниковские земли.

Найдите, впрочем, вряд ли вам повезёт, найти в сельской России ещё одно место в полтора кв. км., чьи (сразу трое) выходцы покоятся на почётном Новодевичьем кладбище в Москве: Гиляровский Владимир Алексеевич, Иван Васильевич Евдокимов и Сергей Владимирович Ильюшин. Гиляровский и Ильюшин земляки по рождению. А Ивану Васильевичу Евдокимову, в восьмилетнем возрасте приехавшему в Сяму, для пробуждения духовных сил достало десятка лет. Правда, его семья проживала в непосредственной близости от монастырской стены.
В 19 веке о Сямском монастыре писали многие, но наиболее полное его описание находим у вологодского историка церкви Николая Ивановича Суворова. Его многостраничный очерк 1895 года прослеживает историю монастыря от зарождения (1524г.) до последнего десятилетия 19 века.
В библиотеке монастыря среди прочих книг, упоминает Суворов, хранился оригинал древней рукописи «Сказаше о явленiu Пречистыя Богородицы и о чудесахъ отъ иконы Рождества Ея и о зачале Сямскаго монастыря и како просветится место cie и проща бысть» в кожаном переплёте.

В «Сказании» в полном объёме приводится легенда о явлении Пресвятой Богородицы «въ окрестныхъ местехъ некоей веси, рекомой Отводное, въ Николъскомъ приходе, человеку некоему 1оанну Родинову сыну, …явися ему жена светообразна и въ светлыхъ Ризахъ»,… Она же глагола ему:
ему: «возстани и иди на Сяму къ церкви Покрова Пречистыя Богородицы, къ попу Конону и рцы ему, …чтобы поставили церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы у речки Крутца, на Долгой Поляне».
К достопримечательным событиям в истории монастыря Суворов относит:
1. Посещение монастыря царём Иоанном Васильевичем Грозным в 1544 году, во время переезда в Вологду из Кирилло-Белозерского монастыря. (В Кириллов, как правило, в те времена добирались водным путём)
2. Разорение в 1613 году литовцами.
3. Пожар 1642 года, от которого монастырь сгорел весь до основания и спасена была только одна чудотворная икона.
4.Пожар 1690 года, истребивший также всю обитель.

3. Сямская чудотворная. 21 сентября (18 сентября по старому стилю)

Икона «РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» названа Сямской ибо прославилась чудесными явлениями в Сямском монастыре.
В очерке Суворова находим детальное описание Сямской иконы и подробный перечень явленных чудесных исцелений.

«Храмовая, чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы, мерою 8‘/2 вершк. вышины, и 7‘3/8 вершка ширины: она въ 1864 году украшена серебрянымъ позолоченымъ окладомъ 84 проб., весом 72 золот., а риза на Богоматери вынизана мелкимъ жемчугомъ и разноцветными стекляными блестками. Икона эта, вставленная, въ серебряную позолоченую рамку, весомъ 2 ф. 42 зол. 84 пробы, помещается въ среднне большой иконы, на которой въ верху образъ Coшествия Св. Духа на Апостоловъ, внизу— Введете во храмъ Пресв. Богородицы, а по сторонамъ Праведные Иоакимъ и Анна въ молнтвенномъ положении».

«Чудо 1. Въ то время милость Свою яви, изцели Пречистая Богородица Полиекта Григорьева, былъ во изступлении ума.
 Чудо 2. Лета 7038 (1530) году, 1юля во 2 день на Положение ризы Пречистые Богородицы, освятили церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, и въ той день простила Пречистая Богородица шесть человекъ отъ различныхъ недугъ.
Чудо 3. Лета 7041 (1533) простила Пречистая Богородица Фотинию Иванову Подосенову изъ Белозерщнны, была очима скорбна".......

За темъ въ „Сказанш" описываются еще 80 чудесъ, изъ которыхъ 28 совершились въ XYI-мъ, 50 въ XYII-мъ и два чуда въ нынешнемъ столетии. …
Въ Описании чуда 9-го упоминается о посещети монастыря царемъ Ioaномъ Грознымъ такъ: „лета 7053 (1544), Сентября въ 10 день после проезду Государя Царя п Великаго Князя Ioaннa Васильевича всея Pociи, простила Пресвятая Богородица Леонтия Сидорова съ Едки, былъ главою нелощенъ.“

Ровно сто лет назад затихла монастырская жизнь в Сяме и потерялся след иконы, казалось навсегда. Но снова случилось чудо её явления уже в современном храме преподобного Мартиниана Белозерского. Оказалось, спасла и сохраняла икону долгие годы семья Югановых, в двадцатые годы живущая в Сяме. Дочь спасительницы не задумываясь, вернула икону храму сразу по его освещении.

Поисковик в Яндексе предлагает множество сайтов по клику «Сямская чудотворная», в основном повторяющих одну и ту же информацию. Но на одном из них размещён снимок иной иконы, названный тоже Сямской. «Это самая северная икона, соборно чествуемая на Рождество Богородицы. Она как бы соединяет через Исаковскую и Лукиановскую, а затем Курскую на востоке и Леснинскую на западе всё средневековое «русское ожерелье», поднесённое нашими благочестивыми предками Богородице на Её Рождество».
https://www.fondsk.ru/news/2017/09/20/russkoe-ozherel...
Мне не удалось найти объяснения наличия двух различных икон называемых Сямскими.


4. Сямские ярмарки.

Повествование о монастыре будет не полным без упоминания о ярмарках, организатором коих и являлся Сямский монастырь.
Ещё будучи студенткой Вологодского педагогического университета Елена Полякова обнаружила упоминание о ярмарках Сямского монастыря в приходно-расходной книге Павло-Обнорского монастыря 1586 года:
«Казначей, старец Леонтий ездил на праздник Рождество Богородицы в Сямский монастырь, да на ярмарке купил рыжичков».
Вот так-то, ради рыжичков да по бездорожью, да за сто с лишим вёрст. Видать торговля в Сяме была известна на всю округу. Монастырская опись 1683 года сообщает нам о четырёх торгах в год на церковные праздники, не называя их.
Писатель и путешественник, близкий друг А.Н. Радищева Петр Иванович Челищев спустя почти сто лет в книге «Путешествие по Северу России в 1791 году», пишет, что ярмарки на Сяме проводились в дни почитания храмовых икон церкви:

«Во оной Сямской пустынке старинного строения каменная двуэтажная церковь; вверху один храм Рождеству Пресвятыя Богородицы; внизу настоящий — Благовещению Пресвятыя Богородицы; придельные — Рождеству Иоанна Предтечи и первоверховным апостолом Петру и Павлу. Во оные четыре храмовых праздника повсягодно бывают в сей пустыньке ярмонки, на которые с разными немецкими и московскими товарами приезжают вологодские, кирилловские и белоезерские купцы, и тех же уездов собираются крестьяне с домашними своими рукоделиями и продуктами».

Выходит, ярмарки проводились только в дни празднования монастырских храмовых икон и не в какие другие, когда торговля могла быть масштабнее, богаче:
в Благовещение (7 апреля) дни рождения Предтечи Иоанна (7 июля) и Пресвятой Богородицы (21 сентября) и Петров день (12 июля).
На апрельской ярмарке шла торговля семенным материалом, продавался излишек продуктов, оставшихся от зимних запасов. Продавались телята и козлята с ягнятами народившиеся в зиму. В 1908 году только монастырь выставил на продажу 6 телят, 4 коров и быка. Промышленные товары соответствовали предстоящим сельхоз работам: бороны, плуги, топоры, лопаты, грабли. Охотники продавали медвежьи, волчьи и рысьи шкуры, меховые шкурки белок, бобров, лис.
С июльскими ярмарками 7 и 12 июля было сложнее. Медовый и яблочный спас ещё впереди. Зерновые и овощные продукты ещё не вызрели. Очевидно в торговле преобладали предметы домашней утвари, одежда, украшения, игрушки.

Со временем летние ярмарки совместились, не стали строго придерживаться дня Предтечи и Петрова дня, поэтому в более поздних воспоминаниях сохранилась информация о трёх сямских ярмарках, называемых просто: Благовещенская, Петровская, Богородская. В монастырских ведомостях за 1855 год отмечено, что торговля у стен монастыря продолжалась в течение 3-х дней на 154 торговых лавках. Сентябрьские ярмарки - самые пышные, богатые. Торговые сделки были крупными, закуп велся с учётом предстоящей зимовки. Крестьянину нужен был и керосин, и порох, сапоги и валенки, соль и сахар. Купцы пудами увозили в Вологду, Кириллов, Белозерск зерно, картофель, свёклу и репу и что интересно – огурцы.

Челищев указывает на развитое овощеводство в Вологодской губернии: «В городе Вологде и в деревнях родятся огородные овощи: капуста, огурцы, морковь, мак, редька, репа, лук, чеснок и картофель в изобильном количестве; и отвозят всех оных овощей и роднящихся в их садах яблоки целыми каюками не мало в лежащие по водяной коммуникации города Тотьму, Великий Устюг, Красноборск, Холмогоры и Архангельск, а капустою питают даже все поморье».

Безусловно во все времена ярмарки были богаты рыбой. Рыба с Белого и Кубенского, Воже и десятков других неисчислимых в округе мелких озерков и рек.
Участники торгов проживали в 4-х гостиницах и постоялых дворах. Полиция располагалась в специально построенном флигеле.
Проведение ярмарок давало солидный доход монастырю. Продавали свою продукцию. Удачно делали покупки нужных товаров и собирали денежный налог. Монастырь имел водяную на реке Крутец и ветряную мукомольные мельницы. Выручка от продажи зерна и муки в 1855 году составила 800 рублей.

Как-то в конце своей жизни отец Михаил Алексеевич удивил нас рассказом о сямских ярмарках в двадцатые годы (годы НЭПа) прошлого века. Торги в Сяме запомнились ему встречей с красочными, поразившими детское впечатление, китайскими игрушками, суматохой и случавшимися давками, от которых он прятался под прилавком, за которым стоял отец Алексей Никанорович.

Справка.
Китайцев массово привлекали на разработку золотоносных рудников в 19 веке, постепенно они закреплялись в России, создавали кооперативы торговые, сельскохозяйственные. В годы гражданской войны существовали китайские интербригады.
В начале шестидесятых годов прошлого века на остановке рейсового автобуса из Вологды в село Кубенское торговал своими изделиями старый китаец. С утра раскладывал столик с разноцветной гофрированной бумагой, кистями и красками, проволокой и нитками. На виду у всех проезжающих он ловко делал из бумаги небольшие абажуры, расписывал их затейливыми рисунками, надписями на китайском языке и продавал желающим по сходной цене. Проза. Ру.

Воспоминания о ярмарках оставили не последние писатели России Гиляровский В.А. и Евдокимов И.В. Алексей Иванович Гиляровский увёз семью в Вологду, когда сыну было около семи лет; поэтому Владимир Алексеевич в «Моих скитаниях» вспоминает только азбуку, купленную дедом на ярмарке:
«…Каждая буква была с рисунком во всю страницу, и каждый рисунок изображал непременно разносчика: А (тогда написано было «аз») – апельсины. Стоит малый в поддевке с лотком апельсинов на голове. Буки – торговец блинами, Веди – ветчина, мужик с окороком, и т.д…
Вскоре купил мне дед на сельской ярмарке другую азбуку, которая была еще интереснее. У первой буквы А изображен мужик, ведущий на веревке козу, и подпись: «Аз. Антон козу ведет».

Писателю Ивану Евдокимову ярмарки запомнились, как яркие праздничные дни: «Карусели, гармоньи, пахнущие бакалеей и мануфактурой торговые ряды, тысячи горластого и толкающегося народа, крики, песни, красно–синие кустики из детских шаров, колеблющиеся над головами, ржание коней, колокольный звон – как–то особенно волновали сердце».
На долгие годы стихла ярмарочная торговля в Сяме. Запустение и разруха, лопухи и крапива после закрытия школы и магазинов, казалось, навечно утвердились среди монастырских развалин.
И вдруг. Совершенно неожиданно на бывшей монастырской площади с музыкой, песнями, коробейниками, чаепитием и ухой, конкурсами силачей и гармонистов и, конечно, торговлей вновь развернулись сямские ярмарки многочисленные и весёлые. Год, другой, третий, …шестой.

Сямское землячество восстановило традицию сентябрьских ярмарок. На продажу выставлялись поросята и козлята, ягоды и лекарственные травы, цветы, грибы, всевозможные плодовые и декоративные деревья и кустарники. Были и карусели, и батуты, дети катались на пони и верблюде. Гармонисты показывали свое мастерство, силачи тягали тяжести. Варились плов и уха. Конкурс знатоков травяных чаёв привлекал большинство участников. Подростки из вологодской школы традиционной культуры пели частушки, танцевали старинные танцы. Школьники в костюмах коробейников разносили на лотках свои домашние товары. Коммерсантам с пивом и прочим алкоголем дорога на ярмарку была закрыта.

Ярмарки пробрели популярность за пределами Березниковского сельсовета. Зародилась и окрепла идея-мечта о возрождении былого величия Сямы. Решение о строительстве храма приняли на первых Мартиниановских чтениях в январе 2012 года в Березниковской школе.

В связи с реконструкцией монастырских строений ярмарки стали проводить не в Сяме, а в соседнем Березнике опять же сентябре, празднуя день деревни. При всём старании организаторов на новом месте пропало ощущение связи времён. Старые монастырские стены как будто придавали ярмарке, её участникам особую духовность, пробуждали генную память, наделяли спокойствием, душевным равновесием. Здесь всем, старым и малым было хорошо и уютно.

5. Жизнь продолжается.

На Ильин день 2003 года молния ударила в шпиль колокольни Сямского монастыря. Маковка колокольни загорелась, крест рухнул с 22-х саженной высоты и… остался невредим.
- Знак божий, – посчитали жители. –что-то за ним последует. Не верилось в возрождение, казалось, запустение необратимо.

Начали с малого. Не на что, не надеясь, Юрий Михайлович Кумзёров, уговорил молодых людей, подростков раскопать для просушки фундаменты монастырских стен, спасая их от намокания и разрушения штукатурки.
Потом ярмарки.
Инициативу сямского землячества с ярмарками в день Рождества Богородицы поддержали в администрациях района и поселения, откликнулась общественность. Местные жители, как на привычное дело выходили перед ярмаркой на генеральную уборку Сямы.

Ярмарки запустили дискуссии-разговоры о сохранении величественных трёхсотлетних монастырских сооружений. Нужен был храм, но где его возводить. Предпочтение на первых порах отдавалось более многолюдному Березнику.
А в Сяме, между тем, в братском корпусе священники раз в месяц стали проводить службы. Чаще других приезжал благочинный Вологодского округа - протоиерей Андрей Смирнов и его помощник иерей Артемий Проничев.

Сяма оживала, становилась привлекательнее. На поляне, где размещались торговые ряды старинной ярмарки, заложили дендропарк, посадив десятки различных хвойников и благородных лиственников. Вместе с членами Сямского землячества, школьниками посадили свои деревца специально приехавшие московские земляки. С их помощью был разработан проект восстановления старинного километра Кирилловского тракта со всей атрибутикой того времени: верстовые столбы, шлагбаумы, будки. К сожалению, проект не нашёл отклика в Минкульте.

На ярмарке в 2011 году болеющая душой за свой край Марина Юрьевна Дудкина, известная в педагогическом сообществе за инициацию «Истоков» – основ православной культуры; организатор строительства церкви в Новленском, высказалась за восстановление храма в Сяме. Она пригласила в Сяму иеромонаха Феодосия из Кирилловского монастыря. Посмотрев все внимательно, подумав ночь, он сказал: «За Сяму надо браться!» Решение о строительстве храма поддержали на первых Мартиниановских чтениях в январе 2012 года в Березниковской школе.

И начались восстановительные работы в южном блоке монашеских келий. Решили здесь будет храм в честь преподобного Мартиниана.
Пожертвования вносили жители окружающих деревень, дачники, нашлись солидные спонсоры. С июля по ноябрь 2012 года одухотворённые люди, собиралось до 25 человек, работали ежедневно. Приезжали вологжане и череповчане, по кругу не менее 160 человек.

Две стены здания разобрали полностью, другие – до половины, укрепляли фундаменты, а дальше - восстановительные работы. Основная и вдохновляющая сила - женщины. Если б не они… Катали тяжёлые тачки с мусором, брались за кладку стен и даже штукатурили стены.
Из строителей, в основном женщин, сложилась и община, открыли православный приход. Первым настоятелем храма стал иерей Алексий Ситник из Вологды. Помощником настоятеля был и остаётся по сей день Павел Александрович Овсянов из Березника.
Сегодня основные здания монастыря признаны историческим памятниками регионального значения. Колокольня, по причине ветхости к числу памятников не отнесена.

С принятием решения о возрождении монашеской службы с августа 2018 года служит и живет в Сяме иеромонах Илларион. Зарегистрировано архиерейское подворье "Богородице-Рождественский Сямский монастырь".
Уже профессиональные строители обустроили келью иеромонаха, трапезную.
В храме Мартиниана Белозерского проводится регулярная служба. Своим чередом идёт подготовка юбилейных мероприятий.
Сяма вновь притягивает к себе, даёт силы, очищает и укрепляет душу.