Степан Карлович Джевецкий

Новосельцев Григорий Петрович
26 июля 1843 года, Степан Карлович Джевецкий родился в богатой дворянской семье польского происхождения в селе Кунка, находившемся в Подольской губернии Российской Империи (сегодня это территория Винницкой области Украины). Он получил инженерное образование в Париже, в Центральной школе искусств и мануфактур. Во время обучения, он подружился с известным французским конструктором, Гюставом Эйфелем. В 1873 году, Степан Карлович представил созданные им приборы на Всемирной выставке в Вене, после чего был приглашен в Морской технический комитет великим князем Константином Николаевичем, младшим братом Императора Александра II.

Во время Русско-турецкой (Освободительной) войны в 1877 году, С.К. Джевецкий добровольцем записался на Черноморский флот, где служил матросом на военном пароходе «Веста». 11 июля 1877 года, пароход вышел на бой с гораздо мощнее вооруженным турецким броненосцем «Фетхи-Буленд». В течение 5 часов, «Веста» героически сопротивлялась превосходящему ее противнику, причинив ему повреждения и вынудив его отступить. За свое участие в этом сражении, Степан Карлович, а также другие члены команды, были награждены Знаком отличия ордена Святого Георгия, именуемым Георгиевским крестом.
После окончания службы в армии, С.К. Джевецкий перебрался в Одессу и начал работу над подводной лодкой, которую он намеревался использовать против Турции. Однако субмарина была построена только в 1878 году, после завершения Русско-турецкой войны. Первый вариант субмарины, разработанный Степаном Карловичем, назывался "Подаскаф" и представлял собой одноместную лодку протяженностью около 4,5 метра. Лодка двигалась силой мышц одного члена экипажа, используя педальный привод. Ее вооружение состояло из 50-килограммового заряда динамита, прикрепленного к днищу вражеского судна и взрывающегося посредством электрического разряда. На испытаниях "Подаскаф" под управлением самого Джевецкого успешно атаковал цель, однако лодки такой конструкции не были запущены в серийное производство из-за их малой скорости, ограниченной дальности плавания и ненадежного вооружения.

С.К. Джевецкий продолжил свою работу над разработкой и усовершенствованием подводных лодок, и в 1879 году в Санкт-Петербурге был построен "Подводный минный аппарат" (вторая версия подлодки Джевецкого). Эта лодка имела один корпус протяженностью почти 6 метров, а ее экипаж состоял из 4 человек. Субмарина была оснащена двумя гребными винтами (на носу и корме), которые приводились в движение педальным приводом. Вооружение состояло из двух всплывающих мин по 32 кг каждая, которые могли быть отдетонированы изнутри корпуса при помощи электрического провода. Тесты этого типа подводной лодки проводились на Серебряном озере в Гатчине при участии цесаревича Александра Александровича (позднее Императора Александра III) и его супруги. После успешного демонстрации возможностей лодки, Военное министерство заказало строительство 50 подобных субмарин.
Позднее проект субмарины был усовершенствован при удалении всех компонентов, кроме кормового винта, и сокращении экипажа до трех человек, что стало третьей версией подводной лодки С.К. Джевецкого. Эти подлодки, предназначенные для использования вблизи побережья при обороне морских крепостей, стали первыми серийно производимыми подводными лодками в мире. Всего было построено 50 таких подлодок в 1880-1881 годах, из которых 16 служили на Балтийском море, 32 направлены на Черное море, 1 передана Главному инженерному управлению Военного министерства, а 1 осталась у самого изобретателя.

В 1884-1885 годах Степан Карлович оснастил субмарину, находившуюся в его распоряжении, своим собственным электрическим двигателем (четвертая версия подлодки С.К. Джевецкого). Это электрооборудование лодки было отмечено премией на Третьей Петербургской электрической выставке 1886 года. В то же время изобретатель оборудовал одну из своих подлодок водометным движителем, работающим от электромотора, впервые в мире (пятая версия подлодки С.К. Джевецкого). Эти подлодки стали первыми в мире электрическими субмаринами и заложили основы нового направления в строительстве подводных кораблей, однако их вооружение (всплывающие мины) и условия проживания в подводной лодке оставались недостаточными, поэтому проект не продолжал развиваться за пределами экспериментальных образцов.