Оптимизация московских театров

Александр Щербаков 5
Для меня, врача по профессии и организатора здравоохранения по специальности, слово оптимизация в последнее время связана с сокращением количество медицинских учреждений и медицинских работников в России. Это привело к  снижению доступности медицинской помощи для населения страны, что при наших огромных просторах и слабом развитии транспортной сети, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке смерти подобно в прямом и переносном смысле. Но оказывается, есть и другая оптимизация, которую можно приветствовать. Об этом я прочитал у блогера, пишущего свои заметки под ником «Записки актера». И хотя меня это вроде как не касается, но, возможно, заинтересует моих читателей.  Вот что он написал в своей заметке.

***

Произошли масштабные перемены в театральной сфере. В столице было очень много театров, живущих на бюджетные деньги, но давно не радующих зрителя какими-то громкими событиями, не выпускающих достойные постановки, а просто существующие на бюджетные деньги. Почти два года назад было принято решение объединить, слить и даже ликвидировать некоторые театры. Деятели культуры в были шоке, а я придерживался совсем другого мнения. Но вот прошло время и можно подвести промежуточные итоги этой реформы, и забегая вперёд, скажу, что я вижу много позитива.

Дорогие читатели, вот вы знаете сколько в столице было театров до 2022-го года? Почти 260! Из них 14 федеральных, 82 городских, а остальные полностью или частично частные (то есть государство поддерживает или имеет небольшую долю). Это безумно много. Но сколько мы можем вспомнить громких премьер? Сколько можем назвать театров, где действительно что-то происходило? Единицы. Многие театры выпускали весьма сомнительные постановки, не могли заполнить залы, не окупались и ничего не зарабатывали, а просто прожигали бюджетные деньги в пустоту, ведь зарплаты и деньги на спектакли выделяло государство. Такие театры живут только за счёт бюджета, сотрудники получают нищенские зарплаты, а директора ещё умудряются подворовывать. В таких театрах, как правило, нет стремления поставить что-то выдающееся, заявить о себе на фестивалях или задавать тон всего театрального мира, там единственное стремление - выжить. Я сам в таких театрах служил и знаю не понаслышке. Более того, артисты там пьют весьма масштабно и даже не надеются вырваться из болота.

Я прекрасно помню, как подходил к нашему директору (которого потом посадили за воровство) после того, как на спектакле было ТРИ зрителя и буквально умалял его выделить деньги на рекламу. Говорил, что не возьму за свою работу по продвижению и запуску рекламной кампании ни рубля, лишь бы у театра был зритель. Но его устраивала такая картина, ведь бюджет выделяют и неважно, три зрителя в зале или зал полон. Главное план по спектаклям выполнить, и чтобы шума лишнего не было. Он мне прямым текстом сказал - если будет много зрителя, то нам план поднимут. И как тут не опустить руки и заниматься творчеством? Зато дом в Черногории он построил. И я уверен, что такие ситуации наблюдаются в очень многих театрах. Бюджеты выделяются хорошие, артисты и персонал сводят концы с концами, спектакли выходят низкого качества, а руководство жирует. Поэтому и зрителя нет. Замкнутый круг.

И вот два года назад, наконец-то, до некоторых в руководстве нашей культуры дошло, что нужно с этим что-то делать. Нужно разгребать эти стагнирующие болота. В 80-х и 90-х, как грибы после дождя, начали появляться театральные студии из выпускников театральных вузов. В каждом подвале показывали спектакли, и пока эти студии жили на энтузиазме и продажах билетов на действительно прорывные спектакли, в театральном мире царило истинное искусство. Но потом многие эти студии стали государственными, там засели бизнесмены из 90-х и постепенно всё это затухло и загнило. Я могу назвать, от силы, 10-15 театров столицы, в которых что-то происходит, где ставят хорошие спектакли, которые не стыдно рекомендовать и где нет риска испортить себе вечер, где коллектив счастлив.

Это Вахтанговский, Пушкинский, Маяковского, МХТ, Наций, Табакерка, Малая Бронная, Модерн и парочка других. Да, на Малой Бронной царит богомоловшина, и вы знаете моё отношение к ней. Я её на дух не переношу и не понимаю. Но Богомолов - это бренд. Он отлично продаётся, он зарабатывает и постоянно на слуху. У него есть свой зритель, есть свой стиль. В конце концов, у него полные залы и билеты продаются за полгода. Он может мне или вам не нравиться, как режиссёр, но как театральный менеджер он прекрасен. А остальные театры либо вяло существуют, либо на грани банкротства, либо выезжают за счёт аренды под концерты и антрепризы. В общем, решать вопрос давно было пора и пошли весьма жёсткие меры.

Александр Калягин (фото на заставке) давно говорил о нужности подобной реформы и успел на посту председателя СТД её запустить и курировать. Теперь его дело продолжает Владимир Машков.

Театры начали объединять друг с другом в одно юридическое лицо, сливать под одним названием или вовсе ликвидировать и закрывать. Полетели нещадно головы директоров и худруков. Конечно, и куча актёров и персонала потеряли работу, но я уверен, что мера оказалась действенной и полезной. Всех давно заботила проблема с бессрочными договорами у артистов и персонала театра. Их просто невозможно было уволить без статьи. Но многие профнепригодные, спившиеся или не выходившие на сцену годами, продолжали получать зарплату из бюджета. Да, пострадали и достойные артисты, но я уверен, что талант всегда найдёт выход. Я несколько раз оставался без работы, и каждый раз я максимально собирался и делал всё возможное, находил место ещё лучше. Реорганизация позволила распрощаться с балластом и оставить действительно нужных театру людей. Ну и, конечно, после такой встряски, даже самый расслабленный и загнивающий коллектив начал доказывать, что он на что-то способен. Иначе - не выживет или разгонят.

Уже объединены театры Сатиры и Джигарханяна, две Таганки и театр Апарте. Произошло слияние Табакерки и Вишнёвого сада, ТЮЗа и Сопричастности, как и многих других. Даже мой почти родной театр «На Перовской», где я прослужил много лет, объединили с театром Иллюзий. Руководителем стал директор Иллюзий, а наших худрука и директора уволили. Забавно, что именно из-за них я увольнялся. Актёры, конечно, поначалу были в шоке и в панике, переживали за свои места, и я могу их понять. Но с точки зрения искусства и пользы для зрителя - это очень разумный шаг! А сколько бюджетных денег будет сэкономлено, не украдено и не влито в никому не нужные постановки. Но, могу судить по тому же театру «На Перовской» (который теперь «Сцена на Перовской театра Иллюзий»), что туда стали приходить хорошие режиссёры, что зарплаты ощутимо выросли (почти в два раза), что там началась более насыщенная творческая жизнь.

Театральная реформа, как я говорил выше, давно напрашивалась, но мало кто в неё верил. Она случилась, и судя по планам департамента культуры, все нерентабельные и затухающие театры либо присоединят к успешным, либо ликвидируют, как театр Рубена Симонова, либо лишат бюджета и переведут на самоокупаемость. Успешные театры не тронут и, наоборот, возможно, они смогут получить больше возможностей, которые уходили раньше в маленькие и неуспешные театры, то есть, в никуда. Есть, конечно, в актёрских кругах мнения, мол, просто перераспределят бюджеты и дальше всё будет тухнуть, как и раньше. Мол, избавятся от неугодных. Но я верю, что это поможет искусству и даст хороший стимул.

Одно то, что произошла встряска и вывела многих из зоны затухающего комфорта, я считаю, уже хорошо. А то, что поднялись зарплаты, усилился контроль и даже тех директоров и худруков, что когда-то считались неприкасаемыми, теперь могут легко уволить - ну вообще прекрасно. Наблюдаем дальше.
***
Вот такая заметка. Я не заядлый театрал, большую часть жизни провел в Хабаровске, где было три театра в мою бытность – театр драмы, театр музкомедии и театр юного зрителя – ТЮЗ.  Я знал несколько людей, которые посещали все премьеры в театре драмы,  другие - в театре музкомедии, для которого построили новое здание, одно из лучших зданий для музыкальных театров в стране. Но будучи выше головы занят на работе, я ходил считанное числе раз в здания этих театров, когда в драме в спектаклях играли Паевская и Кацель, звезды хабаровского разлива, или выступали артисты московских театров, ежегодно приезжающие на гастроли в Хабаровск.  Тоже самое было и с посещением театра музкомедии, когда играли знаменитые Шмыга и Васильев из московского театра оперетты. Зрителя привлекают не ремесленники от искусства, а настоящие звезды, которые играют с душой для любого зрителя, и московского, и периферийного. Так что я согласен с этим блогером – оптимизация в московских театрах не точно назрела, а перезрела.

И в продолжение этой темы еще одна заметка этого  блогера
***
Хотели бы вы не появляться на работе годами, а зарплату стабильно получать? Театр - это не совсем обычное рабочее место. Там нет нормированного графика, нет привычного многим людям трудового устава: в театре всё сильно иначе. В какой-то момент актёр может остаться без ролей, но если у него бессрочный трудовой договор, то его весьма проблематично уволить. И часто получается так, что актёр даже не появляется на своём рабочем месте, но зарплату исправно получает. Более того, такие артисты, ко всему прочему, могут быть проблемными и скандальными. И как же быть руководителям и худрукам?

Не так давно громко прогремели массовые сокращения в театре им. Ермоловой. 19 или 20 артистов сократили, а сам процесс сокращения длился очень долго (и по-моему, до сих пор идут суды). Сокращения приковали к себе много внимания, а худрук Олег Меньшиков стал часто упоминаться в СМИ и мелькать в скандальных новостях. Похоже, эта история ещё не скоро закончится. Сокращённые требовали восстановить их в театре и выплатить компенсацию. И многих восстановили, выплатили большие деньги из бюджета, да и начались тогда различные расследования и проверки, которые сильно подпортили репутацию театра и его худрука.

Более того, сейчас заканчивается оптимизация театров, многие театры объединили, какие-то вовсе ликвидировали, и ещё больше артистов попали под увольнение и сокращение. Не знаю, чем всё это закончится, посмотрим, но эта ситуация с сокращениями артистов вызвала много обсуждений и разделила актёрское сообщество на два лагеря.

Те артисты, которых сократил Меньшиков, долгими годами сидели без ролей (некоторые по 10-20 лет), ничего не репетировали и даже не появлялись в театре. Театр регулярно выплачивал им аванс и зарплату, а с учётом того, что там были заслуженные артисты и мастера сцены, зарплаты у них были (по театральным меркам, разумеется) не самая худшие. Так вот, почти половина моих коллег уверены, что поделом таким артистам, которые ничего не играют. Правильно, мол, их уволили. Ведь они занимают бюджетные места и получают из этого же бюджета ни за что. У них бессрочные договоры, и их устраивало работать где-то на стороне, сниматься, ходить по ток-шоу (как Елена Папанова, которая попала под меньшиковское сокращение) и знать, что два раза в месяц им стабильно упадёт на карточку гарантированная сумма.

Другие же считают иначе. По их мнению - это Меньшиков виноват в том, что артисты не заняты. Худрук должен распределять труппу, занимать всех своих артистов. Ведь в наших трудовых договорах есть чёткий пункт о том, что работодатель обязан обеспечить сотрудника работой. Но Меньшиков, как и многие другие руководители, годами платил артистам зарплату и не вызывал их на репетиции, не давал ролей. Его устраивало такое положение дел, а тут бац - реорганизации и, видимо, с него спросили почему у него «мёртвые души».

Я часто сталкивался с подобными ситуациями и я уверен, что худрук в полном праве выбирать, с кем ему работать, а с кем нет. Когда у нас в театре менялось руководство, было всё тоже самое - пришёл новый режиссёр, посмотрел какие-то спектакли и быстро выбрал тех, кто ему нравится. Разумеется, привёл своих артистов, а тех, кто ему не подошёл, он вызвал к себе в кабинет и попросил написать заявление по собственному желанию. Не все ненужные ему артисты согласились добровольно уволиться, тогда режиссёр предупредил, что ролей эти артисты при нём не получат никогда и, если они добровольно не уйдут, он будет вынужден действовать.

Осталось у нас две актрисы, которые ни в какую не хотели уходить. Режиссёр очень долго с ними разговаривал, говорил, что не хочет поступать некрасиво, но ему нужно расчистить места в нашей труппе. Предлагал хорошие отступные, предлагал написать прекрасное рекомендательное письмо в другие театры, но они ни в какую не соглашались. Только после полугода тщетных попыток решить вопрос мирно, ему пришлось вызывать их на каждую репетицию, на каждый спектакль и фиксировать прогулы и опоздания, как дисциплинарные нарушения. Подловил их и сделал всё по закону: выговор, строгий выговор и затем уволил по статье.

И представьте: одна из актрис судилась, восстановилась по суду и ходила на все репетиции дальше. Года два она ничего не играла и получала зарплату. Как мне говорят друзья, (я уже давно не служу в том театре) она до сих пор там числится, но уже лет 7 вообще не появляется. Это справедливо? Не знаю.

Я бы так точно не смог! Я бы искал место, где я нужен и где я могу заниматься творчеством. Поэтому и артистов, сокращённых Меньшиковым, я не могу до конца понять. Им ясно было обозначено, что ролей в этом театре у них не будет, зачем тогда восстанавливаться? Чтобы и дальше просто получать оклад ни за что? Или они надеются и верят что они вернутся, выиграв суд, и Меньшиков тут же даст им роли и скажет: «Как же я был не прав!»? Вряд ли. Хотя, может быть, получат компенсацию и всё дело лишь в ней.

Понимаю, что ситуация не справедливая, их не пускали на сцену, но, опять-таки, худрук имеет право пускать на свою площадку тех, кого хочет. Я писал в прошлых статьях, что честно было бы поговорить с артистами, не доводить до скандала, но, в принципе, начальник вовсе не обязан этого делать.

Но есть в нашем театральном мире и такие артисты, как Людмила Поргина - вдова Николая Караченцова. Её случай поистине уникальный и часто приводится в пример, как вопиющая несправедливость. Поргина долго числилась в труппе театра «Ленком» (по некоторым данным, она и сейчас там числится, хоть и говорит в СМИ, что её уволили). Она получала неплохие деньги плюс надбавку за заслуженную и, при этом, десятилетиями не выходила на сцену.

И знаете выражение «пилить сук, на котором сидишь»?. Так вот, меня искренне удивляло - зачем она планомерно пилила сук? Поргина, получая в «Ленкоме» зарплату ни за что, жутко негативно высказывалась и продолжает про свой театр, критикует директора Марка Варшавера, критикует спектакли, коллег, говорит, что нынешний «Ленком» разрушает и громит наследие Марка Захарова. Да, в каком-то смысле так и есть. Я недавно писал статью о том, как живёт «Ленком» без своего мастера. Но Варшавер, даже при всей её скандальной критике, долго не выгонял её из труппы, не сократил, как некоторых других. Он говорил о ней следующее: «Ей выплачивают 55 тысяч рублей ежемесячно у нас в театре. Она не выходит на сцену «Ленкома». А до этого вообще получала сто тысяч. А я получаю теперь от нее хамство. Наверное, придется подавать в суд на нее. Ей платят хорошие деньги из бюджета, скажу я вам. Кроме того, Людмила Поргина получает еще 30 тысяч рублей как заслуженная артистка. Плюс пенсия у нее. Сто тысяч рублей в месяц точно выходит. Люди мечтают о таком материальном положении. Поучает людей жить. Как же это некрасиво».

Очень странная история. Зачем ей кусать руку, которая кормит? И ведь, если Поргина действительно что-то хочет изменить в театре, это делается точно не хамством за спиной директора. А она, по её словам, даже премьеры не видела и обо всём судит по рассказам коллег. Варшавер, в итоге, поставил ей условие, что уволит, если она не будет выходить на сцену, ввёл её в массовку и на маленькие роли без реплик. И Поргина их играла какое-то время. Возмущалась, критиковала Варшавера ещё пуще, но играла. Сейчас, вроде, уволилась (или попросили).

Дорогие читатели, театр - это место, где актёр действительно не работает, а служит. Это не та история, где можно просидеть до вечера, играя в пасьянсы на компьютере. (Никого не хочу обидеть, но у меня есть парочка товарищей, которые именно так проводят рабочие будни). Если актёр совсем не выходит на сцену, не репетирует, то он теряет свои навыки, деревенеет. А если он, к тому же, занимает свой досуг судами и разборками с руководством, это точно не то место, где есть для него творчество и служба искусству.

Нужно душой чувствовать свою востребованность и не навязывать себя тем, кому ты не нужен. Ну, а если актёра устраивает сидеть без ролей и получать оклад просто так, то это уже смахивает на жульничество какое-то. Может быть, он занимает место талантливого человека, который мечтает выходить на ту сцену.

***

И вы знаете, я с ним согласен, хотя весьма далек от искусства вообще и от театра в частности. .