Старшеклассник - это уже почти человек!

Ковалев Сергей Борисович
Воспоминания о школе.


…Находясь в пограничном состоянии между сном и явью, я пытаюсь окунуться в школьную атмосферу старших классов. В памяти всплывают отдельные кадры и люди, эпизоды и эпизодики этого моего замечательного кусочка жизни.
Моя задача – слепить из них какую - то целостную картину и потом, как можно быстрей, перенести её на бумагу, пока она не растворилась в потоке ненужной бытовой информации. И поэтому глаза я не открываю…


…По причине того, что наша 19-ая мочищенская школа была восьмилетней, в 1965 году я перевелся в школу № 29, где преподавала учителем  русского языка и литературы моя добрая матушка, Татьяна Матвеевна. Она была опытнейшим  специалистом в своей области, могла работать с 4го по 10-ый класс. Преподавала с душой, никогда не заглядывая в свои конспекты, и за это ученики её любили.
 С гордостью и теплом  она рассказывала мне случай, произошедший с ней, когда она заменяла болеющую Эру Федоровну - учителя хорошего, но не душевного. Когда она зашла в класс, ученики встали и зааплодировали ей. И это были заслуженные аплодисменты!!

Учеба мне давалась довольно легко, уроки я чаще всего делал в школе: на уроке биологии я учил зоологию, а на зоологии- географию. Но моими любимыми предметами- математикой и литературой я, конечно же, занимался  дома,  тем более, что они мне нужны были при поступлении в институт.

Так как матушку я любил и уважал, то её просьбу не позорить её в школе и постараться учиться хотя бы без троек - я почти выполнил: в аттестате зрелости у меня было всего 2 тройки - по биологии и химии, зато пятёрки по математике и литературе.

Быть в тройке лучших учеников по математике мне сильно помогало чувство соперничества с двумя другими лидерами класса: долговязым вундеркиндом Витькой Первухиным и бледнолицей, черноволосой отличницей Светкой Черкашиной. Я с чувством ревности скашивал глаза на них, когда на вопросы учителя математики: «А кто выполнил задание №5?» (повышенной трудности) вместе со мной поднимали руки и эти двое. И в дальнейшем я стал выполнять только эти задания. Желание выделиться, быть непохожим на других уже тогда не покидало меня и сопровождало теперь всю мою жизнь.

Эта появившаяся черта характера помогала мне и в литературе: я был несказанно горд, когда моя матушка сказала мне, что прочитала моё сочинение на свободную тему в своём классе в качестве примера, как нужно писать их.
То, что они были самыми объёмными в школе (-12 листов) помогала мне моя небольшая хитрость: черновики я писал очень мелким почерком и с большим сокращением слов. При переписывании их объём увеличивался в несколько раз!!

Материалы для сочинений я брал в библиотеке Дома Учителя в старом городе, я имел там неограниченный доступ к её хранилищам, как дитё учителя литературы. Я до сих пор не забыл незабываемую, волшебную атмосферу этой библиотеки, таинственный шёпот её посетителей и моё огромное желание прикоснуться к этому неиссякаемому источнику мудрости величайших писателей человечества.

Моя мама, чтобы вся литература, которую я прочёл в Доме Учителя, влетая в одно полушарие мозга, не вылетала из другого полушария, приучила меня к анализу и оценке прочитанного. Я завел тетрадь, в которой были расчерчены 4 графы: автор, название книги, краткое содержания и отметки от 1 до 5+. Помню, что эту отметку я поставил всего нескольким книгам и среди них была роман Рони - старшего «Борьба за огонь», рассказывающий о нелёгкой жизни и приключениях пещерного человека и его соперниках - братьях в его поисках огня, украденного у его племени.

В том же Доме Учителя (только на первом этаже) я, вплоть до окончания школы, ходил в изостудию под руководством Александра Ивановича Маркова, доброго старичка в больших валенках и бритой головой, заслуженного художника- пейзажиста нашего края. На одном из занятий он как-то сказал, что рисунок у меня хорош и мне спокойно можно поступать в архитектурный институт г. Новосибирска.
Но нет, лучше свои живописные творения я буду  дарить любимым (на данный момент) женщинам !! Твёрдо решил я и сразу успокоился …


Ну что-то я отвлекся от школы!
 Ещё в старших классах я успел выпустить несколько школьных стенгазет «Фотоглаз путешествует по школе».

Главное - они были без скучной передовицы и состояли из одних только фотографий со смешными подписями. Сюжеты для них я умудрялся находить даже в женской раздевалке и учительской. Со своей «Сменой» я был везде, кроме кабинета директора. Я ходил гордый по школе, весь пропахший проявителем и закрепителем.

У меня было тогда много увлечений, но время любви для меня ещё не пришло…
Зато пришло время съездить в Москву.
Наш 9-ый класс, как самый лучший в школе наградили путевкой в столицу!!


Да и не могло быть иначе: ведь в нашем классе учились такие «монстры» как Первухин, Черкашина и конечно же ваш покорный слуга - главный редактор школьный стенгазеты!

Программа поездки была ограничена посещением Красной Площади, чего-то ещё и, самое главное, Третьяковской галереи, которая для меня была  мечтой детства!!
 И вот моя мечта осуществилась, и сказка стала былью!

Мне, конечно же, не хватило времени экскурсии по галерее, тем более, что я целый час стоял, как заворожённый, у картины Иванова «Явление Христа народу».
Это была моя самая любимая картина Третьяковки и вот я наконец-то встретился с ней!!

Эту картину художник писал более 30 лет, то бросая её, то начиная вновь. Он то любил её, то ненавидел. Она – самый яркий представитель русского классицизма и ничем, на мой взгляд, не уступает лучшим творением Микеланджело Буанаротти.

Я приобрел в галерее кучу наборов открыток для своей коллекции репродукций картин известных галерей мира и вместе со своим классом отправился на какой-то пункт нашего сбора перед отправкой в аэропорт.

Молодость тем и отличается от старости, что она без раздумий  принимает решение под влиянием своих мимолетных желаний, эмоций. И под влиянием моего лучшего друга - краснощекого, губастого Витьки Капранчикова, мы решили напоследок отправиться туда, что больше всего понравилось и поразило его в Москве - в метро.


Абсолютно уверенные в том, что оно самое лучшее в мире, мы с Витькой 2 часа наслаждались убаюкивающим перестуком колес, бархатным голосом машиниста поезда, объявлявшего: «Станция Баррикадная, переход на станцию Краснопресненская. Осторожно, двери закрываются!».
А ещё мы катались на его бесконечных эскалаторах, ощущая рукой тепло резины подручника.

Мы изъездили Москву вдоль и поперек, держа в руках её карту и всё это удовольствие стоило нам всего 5 копеек на брата!
 Жаль только, что мы путешествовали под землёй, но всё равно - это было здорово!!

Как же нам влетело от классного, когда мы явились на пункт сбора с опозданием на 30 минут! Мы чувствовали свою вину, но зато в глазах одноклассников мы были героями!!


…Школьные годы промчались, как экспресс, без остановок. Впереди у меня была самостоятельная, уже взрослая жизнь...


***


…В процессе написания моих воспоминаний мне пришлось  пользоваться приемом, который применял великий Александр Дюма.
Он понял, что героев в его романах слишком много, и все они уже не могут уместиться в его кудрявой голове!!
Например, при написании 20ой главы с участием героя «Х» он вдруг обнаруживал, что этот герой уже был убит им  ещё в 10ой главе!
Он поступил хитро. На стол в виде глиняных фигурок он стал выставлять всех своих героев и, убив одного из них, он бросал его в ящик стола.

Этот прием мне понравился. Мысли - воспоминания приходят ко мне спонтанно, хаотично, без всякой хронологической последовательности, и я никак не мог научиться  ими управлять, систематизировать их.
Помучившись так, я ещё вспомнил о том, чему меня учила моя матушка:  должна быть система, т.е. развёрнутый, подробнейший план моих воспоминаний, эпизодов всей твоей жизни!!

Каждый кусочек своей жизни я пронумеровал. И теперь, побывав в моём 9-ом классе, я вычеркивал этот эпизод из списка, как убитого героя и обводил его цифру траурным черным фломастером.И всё сразу встало на свои места.
 Спасибо матушке  за её добрый совет!!

Впереди у меня ещё два нетронутых огромных пласта жизни: институт, первая любовь и мои сплавы, моё общение с природой .*

Я взволнован предвкушением ещё одной встречи со своей молодостью, ведь она- лучшая половина жизни человека и самая яркая…



*В настоящее время я уже разобрался со своими сплавами, с любовью – тоже, осталось вспомнить кое - что из института.

   Нужен ещё один рывок. Значит я буду для него копить силы, те, которые ещё остались в моём арсенале пенсионера!!...



На фото: и вот я опять в Третьяковке и опять стою перед моей любимой картиной!!

…Прошло 55 лет, но мне кажется, что ничего не изменилось с того времени, хотя я знаю, что у Третьяковки уже новое здание, более современное, более роскошное: всё та же таинственная тишина, помогающая посетителям настроиться на восхищённое созерцание шедевров живописи, всё тот же волшебный  запах красок, всё та же старушка в очках у дверей, следящая за порядком в этом зале…

   Изменился, может быть, немножко я. Во мне стало больше белого: белая рубашка, белые волосы, барсетка через плечо. А в остальном я мало изменился за эти годы…

  В моей барсетке лежит телефон и я теперь уже могу  сфотографироваться вместе со своей любимой картиной…




Бийск, март, 2024г.

                *  *  *
         Некоторые отклики моих друзей :

    "Серёж, мне очень нравятся твои рассказы, жду следующих" ;
    Таня. м/сестра.
                *  *  *
     "Да, пишешь ты всё лучше и лучше. Более сжато, но тем и интереснее. Уважаю людей которые умеют излагать свои мысли, писать сочинения."
    Лида, сватья.
                *  *  *
      "Сережа, привет. Прочитала рассказ " старшеклассник.... Спасибо) .  Получила удовольствие) С большой теплотой вспомнила Татьяну Матвеевну..;;. С не меньшей теплотой Эру Федоровну... Мы очень любили и уважали ее ... Представила тебя этаким деловым ))) пацаном  с фотоаппаратом !)) Да ещё собирающим материал для стенгазеты !!!))) Ну, а в твоих способностях и талантах и тогда, и сейчас сомнений нет!!! Я помню как ты рисовал портреты родственников !!)"
      Алена Полищук, друг.
                *  *  *
       "Прочитала с удовольствием, много знакомого, училась тоже в 29, Т. М. Преподавала рус и литер, у меня были 5 по этим предм, а пришла Т. М. И я скатилась на 4, очень интересные были уроки, но и требовала Т. М. По полной
 Помню как увидела тебя на вечере встречи, пришёл такой с длин волосами, а Т. М.
 Отчитывала нас за короткие юбки.
 Ты в каком году окончил школу?
 Мы знали старшеклассников, могу ошибаться, а Первухин женился на девочке из их класса? Или я что то путаю?"
       Люда, друг.