11. 3 Измерение ощущений

Лариса Болотова
«Кроме качественных характеристик, отражающих воздействие специфических видов энергий, все ощущения обладают рядом общих количественных характеристик. Одна из них – абсолютный и относительный пороги ощущений.

Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определённой величины. Такая величина называется абсолютным нижним порогом ощущений, или порогом чувствительности данной модальности.

Переход от невоспринимаемых стимулов, не вызывающих ощущения, к воспринимаемым порождающим его, происходит не постепенно, а скачкообразно. Если воздействие уже почти достигло порогового значения, то достаточно бывает едва заметно изменить   величину воздействующего стимула, чтобы он из полностью невоспринимаемого превратился в полностью воспринимаемый.

Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.  Так для зрения – способность воспринимать ясной тёмной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза. Для слуха – различие тикания ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м. Для вкуса – ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды. Для запаха – ощущение наличия духов при лишь одной капле в помещении, состоящем из 6 комнат. Для осязания – ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см.

 Все ощущения, которые воспринимает человек своими органами чувств, ограничены определённым диапазоном. «Если бы глаз был ещё более чувствителен, … постоянный свет казался бы прерывистым, и мы без сомнения, могли бы видеть химические процессы в самом глазу. Абсолютный порог для слуха также настолько мал, что, если бы ухо было лишь немного чувствительнее мы могли бы слышать, случайные удары молекул по барабанной перепонке».

                Каким образом должны измениться ощущения, чтобы человек это заметил?

 Кроме величины абсолютного порога ощущения характеризуются так же относительным или дифференциальным порогом.

Дифференциальный порог – это отношение приращения величины действующего стимула к величине действующего стимула, он есть постоянная величина для разных органов чувств (закон  Бугера – Вебера).

Приращение I/I = const  , где I –величина действующего стимула.

Значение константы для разных органов чувств разное. Константа показывает, как должно измениться ощущение, чтобы человек почувствовал это изменение. Например: изменение высоты звука  - 0,003, изменение яркости света – 0, 017, изменение веса предметов – 0,020, изменение громкости звука – 0,100, изменение давления на поверхность кожи – 0,140 …

Основной психофизический закон (закон Вебера Фехнера)

S = К lgI +C, где S – сила ощущения, I – величина действующего раздражителя, К – коэффициент пропорциональности, С – константа различная для ощущения разных модальностей.

Американский учёный С. Стивенс, тщательно изучив соответствующую зависимость, пришёл к выводу о том, что основной психофизический закон выражается не логарифмической, о степенной кривой.

S = К R\n, где К – константа, определяемая избранной единицей измерения, n – показатель, зависящий от модальности ощущения и изменяющийся в пределах от 0,3 для ощущения громкости до 3,5 для ощущения получаемого от удара электрическим током, S – сила ощущения, R – значение воздействующего раздражителя.

Спор о том, какой из законов – логарифмический или показательный – лучше всего выражает истинную связь раздражителя и ощущения, так и не завершился успехом той или другой из ведущих дискуссию сторон.

Ясно только одно, что ощущения меняются непропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств, и сила ощущений растёт гораздо медленнее, чем величина физических стимулов.

Пороги ощущений не являются постоянными, они способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим. Например, при переходе от света к темноте и обратно существенно меняется чувствительность глаза, в десятки раз. Это явление носить название зрительной адаптации, и на практике она занимает от нескольких до десятков минут. Для того чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, то есть для того чтобы от самой слабой его чувствительность приблизилась к абсолютному порогу, требуется примерно 40 мин. За это время зрение меняется по своему физиологическому механизму: от колбочкового зрения, характерного для дневного освещения, в течение 10 мин, глаз переходит к палочковому зрению, типичному для ночи. При этом исчезают ощущения цвета, им на смену приходят чёрно-белые тона, свойственные ахроматическому зрению.

Иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого (синестезия). Например, музыка вызывает ощущение света (так называемый цветной слух). Напротив, сочетание красок у ряда людей порождают музыкальные ассоциации. Подобного рода явления нередко используются в современном искусстве».

                Из всего сказанного можно сделать вывод: если бы не было раздражителей, создающих ощущения, то человек не воспринимал бы окружающий мир, отдельным от себя. И если бы не было ограничений в ощущениях воспринимаемых физическим телом человека, то окружающий мир для него выглядел совершенно другим.

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 148).