4. 3. 4 Подвержены ли дети злу?

Лариса Болотова
 «342. Говоря с ангелами о детях, я (Свёденборг) спрашивал, чисты ли они от зла, ибо в них нет действительного зла, как во взрослых. На это мне было сказано, что они одинаково подвержены злу, и даже сами суть не что иное, как зло; но что они, как и все ангелы, воздерживаются Господом от зла и содержатся во благе таким, однако, образом, что им кажется, будто они во благе сами от себя. Чтоб дети, возросшие на небесах, не остались о себе в том ложном понятии, будто благо, которое в них, исходит от них же самих, а не от Господа, их  иногда возвращают в то зло, которое они получили по наследству, и оставляют в нём, покуда они не узнают, не признают и не поверят, что это не так. …

Никогда человек  в той жизни не наказывается за наследственное зло, потому что это зло ему не принадлежит, и он стал таким не по своей воле; но он наказывается за действительное зло, которое принадлежит ему и, следовательно, за всё то, что он действительною жизнью усвоил себе из наследственного зла.

Если детей, взросших на небесах, возвращают в состояние их наследственного зла, то это делается не с той целью, чтоб они за него были наказаны, но для того, чтоб они знали, что сами по себе они одно зло; что из ада, который в них, они подъемлются в небеса милосердием Божьим и находятся на небесах не по своим заслугам, но по милости Господней, вследствие чего они не должны перед другими гордиться благом, которое в них есть, ибо это столько же противно благу взаимной любви, сколько истине веры».

                А как же невинность внешняя детей? Она и даётся от Бога.

«343. Неоднократно, когда, бывало толпа детей самого раннего возраста собиралась вокруг меня, я  (Свёденборг) слышал их как что-то нежное, нестройное, то есть они ещё не действовали согласно и единодушно, как бывает это впоследствии, когда они становятся взрослыми. Меня удивляло при этом, что духи, бывшие со мной, не могли удержаться, чтоб не подстрекать их к разговору; такое желание врожденно духам; но я замечал, что дети каждый раз противились и не хотели говорить из принуждения; я довольно часто замечал, что их сопротивление и отвращение сопровождалось каким-то негодованием, и когда им давалась некоторая свобода говорить, они только повторяли: это не так. Мне дано было узнать, что в этом состоит их искушение и что оно допускается с целью, чтоб они привыкли и научились не только противиться злу и лжи, но и не думать, не говорить и не действовать по влиянию других и, следовательно, не допускать, чтоб их вёл кто другой, кроме одного Господа.

344. Из вышесказанного можно видеть, каково воспитание детей на небесах, то есть что посредством разумения истины и мудрости блага они приводятся к жизни ангельской, состоящей в любви к Господу и в любви взаимной, в которых обеих пребывает невинность. Но сколь противоположно сему воспитание детей у многих, живущих на земле, видно из следующего примера: идя по улице большого города, я увидал несколько мальчиков, которые дрались между собой; стекавшаяся толпа смотрела на это зрелище с удовольствием; и я узнал, что даже сами родители возбуждали детей своих к сражению. Всё это было до того противно добрым духам и ангелам, которые видели это через мои глаза, что я почувствовал их отвращение, которое в особенности увеличилось тем, что сами родители поощряли детей своих к таким упражнениям: духи замечали при этом, что таким образом родители  с раннего возраста гасят в детях всякую взаимную любовь и всякую невинность, внушаемую им Господом; что этим же способом родители научают  детей своих ненависти и мщению и, следовательно, старанием своим исключают детей своих из небес, где нет другого, кроме взаимной любви. Итак, родители, желающие блага детям своим, да воздержатся от таких поощрений!»

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.169).