Исповедь. 1. 2. Адаптация. Цивилизационная ступень

Виталий Тоболяк
                А.

            … Сказать о том, что я получал шквал звонков в связи с моим возвращением в мой родной город, значит быть не совсем правдивым и  уж совсем не искренним, это точно. Естественно, в городе жили и работали мои  школьные знакомые и приятели, просто знакомые и просто приятели, переводить с русского на русский значение моих слов не стоит, я полагаю. Но что касается моих друзей, а их много не бывает (достаточно пошло и банально звучит, но как не крути, смысл заключённый в этом народном сленге заложен достаточно правдивый и мощный), то их, моих друзей, просто не было в городе по очень простой причине, а называется она, причина, очень просто, вернее простым словом: работа. Моряк, тем более военный, естественно где-то на своей базе в г.Полярном, или же в море, если не в отпуске, то где же ещё? А уж про карьерного дипломата и говорить нечего. Сколько не кричи «А-А-А... У-У-У...» всё равно не услышит. Конечно, это настоящие друзья, иногда, но очень-очень редко мы даже отпуск проводили вместе, шокируя и приводя в «трепет» своих жён. Но ещё раз хочу сказать, что моряк, дипломат и горный инженер, профессии с очень большим трудом совместимые, поэтому…, а поэтому когда мы каким-то чудесным образом встречались «на троих» (шутка), то понимали, что чудеса иногда случаются! Но..., сегодня они были «где-то», но не со мной... .
             ... В принципе, я удивился, услышав этот голос по телефону, но не очень, надо сказать. И в голове мгновенно мелькнула мысль: «... Значит и они тоже...». Смысл этих слов, лично для меня не являлся сакральным каким-то, но во-первых я почти сразу узнал голос женщины, которая мне звонила и сразу, почти сразу, понял,  чьи интересы она представляет. Неожиданно, конечно, но... интригующе. Безусловно интригующе. Поскольку у людей, которых она представляет нет времени для пустопорожних разговоров с кем бы то ни было. Безусловно, в кругу своих друзей (если таковые у них есть) они, наверное, общаются как обычные смертные достаточно расслабленно, и на общечеловеческие темы наверняка говорят, когда у них есть свободное (бывает) время, но сейчас то всего лишь полдень, зенит рабочего дня. Значит разговор предстоит деловой и очень серьёзный. Все эти сомнения и предположения мгновенно пронеслись в моей голове.
Диалог:
- Татьяна Николаевна? Мне почему-то кажется, что я не ошибаюсь? Ещё раз здравствуйте, я внимательно Вас слушаю.
- Здравствуйте, Артём Михайлович! Удивлены?
- Не то чтобы очень, но... есть немного.
- У Вас завтра как со временем? Дело в том, что с Вами хочет пообщаться Шаповал Игорь Александрович. Упреждая ваш вопрос  отвечаю, что он тоже в городе и часов в 16 хотел бы с Вами встретиться в  здании бывшего Горкома КПСС, вы знаете где это, этаж третий, табличка пока из ватмана, но найдёте. Что мне передать?
- Конечно, да! Буду!
И мы без лишних реверансов, почти синхронно положили трубки. Гадать о сути разговора смысла не было, но что он, разговор, будет не простым было ясно, как божий день!
Во-первых, на мой взгляд, необходимо объясниться по поводу реплики «... и они тоже... ». Если вспомнить об оптимизации (прости Господи) наличия производственно-строительных подразделений на Ямбурге и Ямале, к разговору о причинах подобных  преобразований я вернусь чуть позже, так вот, тот единый Главк, который бы объединил все предприятия под свою систему управления, практически создавалось МИНИ МИНИСТЕРСТВО в этих регионах, которое административно подчинялось Министерству Союзному, в свою очередь Союзное Министерство, ликвидировав фактически предприятия среднего звена, как то Тресты, Объединения и т.д. и переходило на иную форму систем управления производствами, на новые организационные формы. Так одна из этих форм получила название:  «Вахтовый метод в строительстве». Как пример. Вообщем, суть понятна. Но в чем есть отличие от предыдущих форм производственных отношений? Если не влезать в непонятные дебри, то смысл заключался в том, что больше на Крайнем Севере (и не только, на Сахалине, например) постоянно действующих  предприятий становилось всё меньше и меньше. Иными словами, когда то ещё "вчера", люди  жили в постоянном режиме в Северных Регионах, здесь же и работали, я имею ввиду территорию, дети  этих специалистов учились в школах, ходили  в детские сады и ясли. Поскольку  социальная сфера развивалась на равных с решением производственных задач. За это платило ГОСУДАРСТВО. Да были сложности, но где их нет или не было? Вот и суть оптимизации. Оказывается семьи на большой земле, папы на Крайнем Севере «деньгу делают» уезжая на полтора - два месяца «на вахту». Значит на месте трассовых городков появились вахтовые посёлки лишённые социальной сферы. Впрочем, зачем временщикам какая-то социальная сфера? Правильно. Зачем? И создавать ничего не надо, и строить не надо, абсолютная экономия денег. С временщиками проще.
Американская система освоения новых территорий брала верх. Жёстко. Беспринципно. Абсолютно прагматично. Недостроенный СОЦИАЛИЗМ в стране с названием (аббревиатура) СССР, под руководством деградантов от КПСС, начал как-то незаметно-незаметно терять «остойчивость». Мне бывшему моряку, можно «шикануть» и флотским сленгом!?
Это я к тому, что по каким-то неведомым  мне причинам, уже назначенный Начальником Главка «ЯмбургНефтеГазСтрой» Игорь Александрович Шаповал отказался от должности и находится здесь, в городе. Занимательно? Странно? Любопытно! Какое-то интригующее любопытство. Нет-нет, и «Варвара, которой оторвали нос за любопытство», непричём. Видимо суть в каких-то глобальных «тектонических» (читай политических) сдвигах в нашей стране? И это настораживало. Хорошо. Всё завтра.
И ещё.
С момента начала промышленного освоения Тюменского Севера (в том числе Крайнего Севера) прошло достаточно много времени, а это уже десятилетия. За это время очень сильно изменилась вся логистика  взаимодействия Нефте-Газового комплекса не только в области Тюменской, но и в стране в целом. Изменилась очень и транспортная логистика. Дорожное строительство, как впрочем и строительство, и создание инфраструктуры вокруг всех транспортных систем (включая и водные). Новые Города, Аэропорты, Железнодорожные и Речные вокзалы... . На карте страны (экономической), появился новый Регион, по уровню своей экономической мощи, возможно уступал лишь Москве и Питеру. И при всём при этом, я вполне допускаю, что этот самый метод, именуемый "Вахтовым...", может быть не самый плохой выход из ситуации, связанной с оптимизацией форм и методов промышленно-производственной  деятельности всего НЕФТЕ-ГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА, тем более это уже не одна область, на которой он, этот КОМПЛЕКС и базировался, его дея тельность уже давно вышла за пределы СССР. Но..., есть одно большое "НО". Государство бешеными темпами теряло ОСТОЙЧИВОСТЬ, Систему управления! Я не политик и не политолог (нелепая профессия, не так ли?), судить и рядить на это тему не хочу, поскольку не ведаю сути происходящего. Глубинной сути! Но я твёрдо знаю, я своё дело делал честно, как и сотни тысяч других инженеров (я о собратьях). Но полагаю, что каждый из нас имеет на этот счёт своё мнение, как я полагаю (из общения)не всегда благостное. Но почему-то МЫ ВСЕ МОЛЧАЛИ!?
 Видимо разговор будет не из простых, но это всё случится завтра! И, конечно же, немного о личности Шаповала и его секретаре. Очень и очень кратко. Это не совсем ординарная личность даже по меркам Государственного масштаба.Это человек из группы Юрия Петровича Баталина (Руководителя Госстроя СССР, заместителя САМОГО Алексея Николаевича Косыгина), которая разработала и внедрила в жизнь (простите за спитч) «Блочно-комплектный метод в строительстве». Суть его состояла в том, что всё что требовалось при строительстве Нефте-Газового Комплекса Страны в суровых условиях Тюменского Севера и Заполярья, при полном отсутствии транспортной инфраструктуры в этих регионах (но которая также создавалась «ускоренными темпами»), но её создание по определённым причинам всё же отставало от темпов бурения скважин, например, или строительства нефте-газопроводов или же от создания энергетической инфраструктуры, и не потому, что строители были слабее в смысле инженерной или иной профессиональной подготовки. Конечно, нет! Но в условиях, когда на территории Западной Сибири только озёр и болот разной категории около 350,0 тысяч!? А их нужно каким-то непостижимым образом «проходить», «форсировать»!? А нефть и газ необходим стране как воздух! Вот в этих условиях и зародился метод о котором я толкую. За подобный план Глобального Строительства, которого в мировой истории не было никогда, группа Ю.П. Баталина  «наработала» аж на Ленинскую Премию. ПЕРВУЮ премию Страны Советов. На «Большой Земле» строились заводы и фабрики, на которых производились блоки и части различной сложности технологических конструкций, металлоконструкций, зданий и сооружений, из которых в свою очередь в Северных регионах собирались и строились небольшие города, посёлки, нефте-газо-перекачивающие станции и вся социальная структура вокруг них и вместе с ними. И для тех кому интересно. Однажды мне в руки попал Документ, нет, ДОКУМЕНТИЩЕ, какой по счёту экземпляр я не знаю, но, он, документ, был подписан К.У. ЧЕРНЕНКО и Н.А. ТИХОНОВЫМ, одну минуту, на тот момент первый - Генеральный секретарь ЦК КПСС, второй -  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВМИНА СССР! Так вот, согласно этому Постановлению о развитии Ямбурга, казна СССР должна была потратить 1,5 ТРИЛЛИОНА РУБЛЕЙ, тех Советских денег. В долларовом исчислении, примерно, столько же. За подлинность того документа я ручаюсь!!!
Отсюда ремарка! Сегодня идёт третье десятилетие века двадцать первого. Работают в РФ нефте-газопроводы, построены Города и в Среднем Приобьи, и на Ямбурге, и на Ямале, жизнь не стоит на месте, построены дороги конкурентные Москве и Питеру, в социальную сферу которых, в строительство разного толка... «вваливаются» огромные деньги. Конечно, какие то деньги остаются в нефтегазоносных регионах страны. Но, ДАВАЙТЕ НА МГНОВЕНИЕ ПРЕДСТАВИМ КАКИМ НЕСМЕТНЫМ БОГАТСТВОМ ВЛАДЕЮТ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТСЯ У НАС В СТРАНЕ ОЛИГАРХАМИ, ВО ГЛАВЕ С ГРАЖДАНИНОМ, КОТОРЫЙ НАЗЫВАЕТ СЕБЯ ПРЕЗИДЕНТОМ!? И ПОДАВЛЯЮЩЕЕ ЧИСЛО ЛЮДЕЙ ИЗ СПИСКА ФОРБС ДАЖЕ НЕ ЗНАЮТ, ЧТО ТАКОЕ ЕСТЬ ГАЗ И НЕФТЬ. ДЛЯ НИХ ЭТО СЛОВА МИФЫ, СЛОВА БУМАЖКИ, И ВСЕ ОНИ ПО СУТИ БУМАЖНЫЕ ЧЕРВИ, КОТОРЫЕ МЕТОДОМ ПРОХОЖДЕНИЯ БУМАГ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ КАБИНЕТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ПРОСТИТЕ ЗА ТАВТОЛОГИЮ, ИМЕНУЕМЫХ ДОКУМЕНТАМИ, СТАЛИ МИЛЛИАРДЕРАМИ. ПО КАКОМУ ПРАВУ? В ТОЛКОВАНИИ СЛОВА «ОЛИГАРХ» ЗАЛОЖЕНА ВСЯ СУТЬ СЕГОДНЯШНЕЙ «ЭЛИТЫ» В РФ. А треть страны живёт за чертой бедности или близкой к ней, этой черте! И что же случилось со страной которую нам  в своё время оставили родители, дедушки, бабушки? Вопрос очень даже не простой. И кто на него ответит? Кто...?
...Но, однако, наступило «завтра». И по многолетней привычке я решил, что надо час-другой посвятить подготовке к встрече с товарищем Шаповалом. Что я собственно и сделал. В 15 часов 45 минут я вошёл в приёмную... .
 
--
В.Тоболяк
ПС