На свои же грабли

Татьяна Малышева 3
   Настроение было отвратительное. В последнее время Полина начала замечать, что периодически забывает даты, не помнит, зачем пришла на кухню и что хотела купить в магазине.
    Два года назад матери Полины поставили страшный диагноз – сосудистая деменция. И активная, работоспособная Марина Ивановна начала постепенно превращаться в злого и агрессивного ребёнка. Сначала она прятала свою пенсию и забывала куда, затем стала заглядывать в кошелёк дочери и забирать из него всю наличность. Потом объявила, что квартира принадлежит только ей и Полина должна выметаться из дома. «Ишь, присосалась. Смерти моей хочешь, чтобы всё себе заполучить», - говорила мать, и глаза её наливались злостью.
   Ещё одна причуда появилась у Марины Ивановны: она каждый день варила картошку. Варила утром, сразу убирала сваренную в холодильник и тут же принималась чистить следующие клубни. «Зачем?» - спрашивала дочь и неизменно получала в ответ: «Так народу много. Кормить всех нужно».
   Жили они вдвоём, гостей не принимали. Только дочь Полины, Кристина, которая уже давно жила отдельно, приходила через день, чтобы поддержать мать.
   - Ба, ну зачем опять картошку варишь? – ругалась внучка.
   - Это не я, я даже на кухню не заходила, - злилась в ответ Марина Ивановна. – И даже не ела ничего сегодня.
   Полина тяжело переносила болезнь матери. Сначала пыталась что-то ей объяснять и доказывать, но всё было бесполезно: та жила на своей волне в своём собственном новом мире. В её доме жили какие-то странные люди, которые шумели по ночам, готовили еду и сразу всё съедали, приходили-уходили, возвращались и нарушали её покой.
    - Мам, тебе нужно отвлечься, - в очередной приход советовала Кристина. – Иначе ты быстрее бабушки сыграешь в ящик.
   - Но это же моя мама, - твердила Полина, хотя прекрасно понимала, что живёт рядом с чужим, совершенно незнакомым человеком.
   - Бабушке скоро восемьдесят пять.
   - Ещё через три года…
   - А ты себя гробишь.  На кого стала похожа? Посмотри на себя в зеркало.
   Смотреть в зеркало Полина не стала, но после этого разговора с дочерью задумалась: «Ещё и шестидесяти нет, да и всегда выглядела лет на пятнадцать моложе. А сейчас?..» От этих мыслей стало совсем грустно, да и в последнее время на нервной почве обострились хронические болезни.
   «Быстрее бабушки сыграешь в ящик!» - всплывали в памяти слова дочери. «Ну уж нет! Нужно подумать и о себе», - решила Полина и для начала вспомнила о своём давнем увлечении – вязании. Она купила яркие нитки и принялась вязать свитер. Затем возобновила походы в тренажёрный зал.
   В этот момент на горизонте и появился он…

***
   С Василием, полковником в отставке, Полина познакомилась три года назад. В то время она только купила дачу и начала её обустраивать. Василий в первый же день знакомства предложил свою помощь.
   Купленный участок представлял собой заросший малиной и дикой сливой прямоугольник, на котором стояли покосившийся от времени сарай и небольшой домик, давно требующий ремонта или даже сноса. Но Полина была рада и этому, надеясь привести в порядок и дом, и участок. Но сначала его нужно было освободить от хаотически разросшихся слив. С этой задачей и предложил помочь справиться новый знакомый.
   Пила, которую они нашли в сарае, оказалась неспособной к работе. Её зубы торчали в разные стороны и никак не хотели впиваться в стройные стволы слив. Василий сначала попытался реанимировать пилу с помощью бруска, потом отложил в сторону и достал из багажника своей машины инструмент для распилки досок.
   - И как этим пилить? – удивилась Полина.
   - А мы потихоньку- потихоньку и справимся.
   Потихоньку не получилось: трудиться пришлось долго, но в итоге необходимый участок был освобождён от деревьев, стволы их распилены и аккуратно сложены.
   Затем Василий нашёл за сараем деревянную лестницу со сломанными перекладинами и отремонтировал её. После этого подправил калитку, которая с трудом закрывалась.
   - Не мужик, а золото просто, - сказала Марина Ивановна, когда дочь поведала ей о Василии и о том, как тот навёл небольшой порядок на дачном участке.

***

   Отношения с Василием у неё тогда не сложились. И сейчас, по прошествии трёх лет, Полина никак не могла вспомнить почему. Вроде и руки у мужчины золотые, и внимательный, а вот что-то в тот раз удержало от продолжения знакомства.
   Сейчас же, когда дома обстановка становилась напряжённой и часто хотелось просто убежать далеко-далеко, опять появился Василий.
   Неожиданно пришло сообщение с поздравлением к женскому дню. Имени в нём не было. «Видимо, отправил рассылку», - решила Полина и хотела не отвечать, но, подумав, поблагодарила в ответном сообщении.
   Завязалась переписка. Сначала общение по телефону радовало, но через некоторое время стало напрягать: Василий звонил несколько раз за день и часто писал сообщения. Он рассказал, что за эти три года купил двухэтажную дачу с баней и большой зоной для отдыха, что рядом с участком расположен пруд, а недалеко от него – лес, полный грибов и ягод.
   В каждом слове звучало если не восхищение собой, то гордость или даже хвастовство.
   Полина не всегда могла ответить на звонок или сообщение, и тогда приходила гневная СМСка: «В чём дело? Пишу-звоню – нет ответа». И всё уговаривал встретиться.
    Сначала она оправдывалась, потом это стало надоедать. Василий не отставал: он присылал статьи о деменции, где говорилось, что не нужно идти на поводу у больных людей, а стоит подумать и о себе; писал, что Полине обязательно нужно отвлечься поездкой с ним на дачу и хорошо провести время. Больше всего женщину тронули слова Василия о том, что вдвоём легче, да и её зарплата, и его пенсия сделают их жизнь лучше…
   Полина вспоминала слова дочери о том, что нужно заниматься и собой, а не только заботиться о больной матери; думала, что, наверное, и правда вдвоём будет полегче. Поэтому однажды согласилась прийти к Василию в гости в его холостяцкую квартиру. Тот был счастлив.
   Жил отставник в однокомнатной квартире с котом, которого ему подбросили на даче. Первым делом Василий провёл экскурсию по дому, рассказывая, какой ремонт сделал и что ещё собирается делать. Затем открыл морозильную камеру и начал показывать, какие грибы у него там хранятся: «Это беленькие. Я их просто заморозил, а эти лисички уже готовые – только разогреть на сковородке». Потом начал доставать банки с вареньем и рассказывать, из чего и как оно приготовлено.
   Далее перешёл к тому, что его волновало больше всего:
   - Ты же поедешь со мной на дачу с ночёвкой? И сюда же сможешь приходить?
   - Я маму одну ночью не оставляю, - слукавила Полина, уже отчётливо понимая, что не имеет ни малейшего желания развивать отношения. Да и пришла она в гости, чтобы понять: нужен ей этот человек или нет.
   - Ну, так нельзя, - обиделся Василий. – Нужно жить для себя. Годы-то уходят…
   Допив чай, Полина засобиралась домой.

***

   Не успела она добраться до дома, как пришло сообщение: « Что ты думаешь о дальнейших отношениях?»
   Отвечать не стала, хотя уже поняла, что лучше оставить всё так, как есть. Прошло минут десять, и пришло новое сообщение: « Я не понял ответа».
   И тут Полину осенило: три года назад она не решилась на отношения с Василием, потому что его было слишком много. Он привык, что мир крутится вокруг него и все должны выполнять то, что хочется ему.
   Она вспомнила, что тогда с подругой собралась поехать на море отдохнуть и сказала об этом мужчине. Тот обиделся, что едет не с ним, а затем сказал, что судьба посылает ей настоящего мужика, который готов стать опорой, а Полина «мается дурью». А потом полетели СМСки: « Бабий век короток, скоро никому не нужна будешь… так и будешь доживать в одиночку…»
   « И как я могла это забыть? Видимо, он просто мне тогда не слишком понравился, поэтому и сам полковник, и его слова быстро забылись», - думала Полина, блокируя номер телефона Василия, мужчины с золотыми руками…