Новогодний бал в Тогурской средней школе 1958 г

Анфиса Ковалёва-Русская
                05  марта  2024 г. Новороссийск
                *******************************
                *******************************

                НОВОГОДНИЙ БАЛ  ВОСЬМЫХ - ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ
                ТОГУРСКОЙ СРЕДНЙ ШКОЛЫ,- 1958г.

      Как тихо...Ни звука. Ни грома. Ни ветра, ни дождя за окном. Солнце  поднялось высоко и смотрит с чистого неба прямо в моё панорамное окно. Светит и греет. Тепло  и спокойно на душе. За что мне сегодня такой удивительный подарок... Нет волненья, нет стремленья, нет заботы,и работа  по хозяйству не льнёт к рукам, а спокойно  стоит  швейная машинка. Кухня  не торопит и  стиральная машина не ждёт. Даже назойливая и неугомонная неприятная,  почти недельная симптоматика недомогания,-трахеит -лярингит,вроде,  отступила небрежно...
   
     Руки потянулись к старым архивам. Много лежит недоработанных  произведений - в общих, когда-то школьных и студенческих тетрадях. А одна,не самая уж и видная, но решительная,- прямо вывалилась из полочки компьютерного стола  мне  в руки. Хотела отложить её, как и всё прочее. Однако, оранжевая орхидея на фоне широких длинных зелёных листьев, не пожелала каким-нибудь образом  выскользнуть из рук.
     Немного исписанных быстрым почерком листов. Вперемежку отдельные  пожелтевшие от времени листы. Уж не пора ли их убрать совсем. Но как же,не прочитав их,- совсем...
            
                ***   **  ***

  *) "Полёт безудержной страсти юности и взлёт Птицы-Феникс,- парЕние мудрости..."

     Спортивный зал, где проходили все школьные мероприятия старших классов, украшен нарядной высокой ёлкой. По периметру  всего зала  стулья и лавки в один ряд. Родители и учителя в лучших платьях и опрятных костюмах. У дверей несмелая толпа нарядных старшеклассников.
 
     Школьный духовой оркестр разрезал тишину,- разлился по залу вальс. Девушки шушукались и оглядывали узкие места  вокруг  ёлки. Кто-то полушёпотом, но чётко сказал, вот, это она...
 
     Кто-то из родителей начал вальсировать с учительницами. Вдруг толпа в двери раздвоилась, и поспешно оглядывая кучки девчёнок поверх голов, с оторопью и волнением в лице, вошёл Он. Стройный. Обаятельный. Напряжённый.
    Обвёл зал взглядом горящих глаз и сделал шаг направо, к самой  ёлке.Отодвинув ветку хозяйским жестом, выпрямился и протянул руки, приглашая на вальс.
   Кто это? Пронеслось в моей плОти. Но под взглядами родителей и странными движениями толпы в двери я смело и легко закружилась с ним в вальсе. Вдруг! Мы оказались с ним одной единственной парой, кружащейся в большом спортивном зале.
   Так спокойно и свободно мне ещё никогда не было. Он вёл меня по кругу уверенно, увлекая за собой простор, как будто мы были только вдвоём в этом мире. Моё марлевое белое новогоднее платье с блёстками снега и накрахмаленным рюшем по подолу, металось по кругу. И родители  и вся толпа зааплодировали враз.
   
   Казалсь,в моей жизни есть только этот миг! Он и есть - вся моя жизнь...
 
   А он всё вёл и вёл меня, кружась и подхватывая крепкими юношескими руками и телом, почти навесу. Мои ноги, руки подчинялись его движениям!  А копус держал грацию и стать- и благородство девушки,-  так  сказала одна из родительниц. Она вышла после на средину зала, когда оркестр затих, и объявила, что вручает нам Первый приз Первой пары Новогоднего бала.
   
   Он проводил меня на место, откуда  взял. Меня окружили мои восьмиклассницы. А кто-то  резким выпадом  из толпы дёрнул за руку парня... "Это сам Романько",- шептали наперебой мне соклассницы.. А это, дёрнула его, в крепдешыновом платье,- его соклассница - МИра Панькова. Они в одном 10-м "А"  учатся. Он- Секретарь комсомола школы и член Бюро комсомола  Горкома и член педсовета школы! Он искал тебя в интернате, в школе после уроков... Много раз.. даже под видом  посещения  комсомольских собраний, иногда  просто после  уроков проходил мимо наших классов.

   Оркестр заиграл фокстрот, и толпа запрыгала. Я припрятывалась ближе к ёлочке за девчёнками. Вдруг небрежно кто-то раздвинул девчёнок, и меня за руку ухватил парнина крпкий, как футболист.
   
   Девчёнки разошлись по скамейкам. Мы оказались с этим футболистом на всеобщим обозрении, и я  резко отдёрнула руку.. Парень отошёл и сел рядом с ребятами. Но его рубашка в широкую  яркую клетку была хорошо заметна.
   Девчёнки окружили закрыли меня. И я бросилаь бежать.
   
   Около восьмидесяти метров снежный коридор со сквозными стенами около полутора метров высотой почти до самого корпуса интерната, где мы жили, показались мне  вечностью. Сзади меня не спеша кто-то шёл...
 
   Уже на небольшом интернатском крылечке я увидала, что тот, кто шёл, зашёл в подъезд учительского двухквартирного  дома. Девочка Римма Одегова, в чьих туфельках я танцевала, скоро пришла тоже и сказала, что этот парень сын учительницы  по математике. Он на  каникулах у матери. Студент института в Томске. И зовут его Гера. Что,- скорее всего, все эти парни потом придут, как всегда в интернат к десятиклассницам.... Но ты должна уйти сейчас же, потому что  парни смеялись над этим Геркой. И он тебе отомстит. ( По нашим правилам того времени  девочка не имела права оскорблять парня отказом  танца.)
 
   Я в сопровождении стайки девочек выскочила потаённо через двор в ворота школы и, опасаясь  ветерка, дрожа всем телом, подбирая своё длинное большое платье, шла по тропинке подле сплошного забора домой. ( Я жила у своей  сродной сестры  на территории Детского дома, где  сторож дядя Гриша Терещенко закрывал на ночь калетку.
   
   Неожиданно и совсем не поскрипывая шагами по снегу, с дороги, совсем безлюдной, свернул человек в мою сторону в зимнем полупальто. Шёл спокойно. Не торопясь. Я уже,как будто  невзнчай, поровнялась с главным корпусом  школы.Там дальше забор заканчивался, и начинался школьный сад. Не больше двухсот метров - и я - дома !
 
   Человек, было прошёл, потом остановился, направился ко мне и спросил: "Тебе понравился вечер?... Я узнала того, с кем плыла по залу. ... Это был Лёня Романько. Он взял меня за руку. В новогоднюю эту ночь луна взошла, и заблестел снег вокруг. Нравится ? - Да! "Давай посидим в нашем школьном саду. Там сейчас сказка. - Нет!. Ты боишься?  - Да. Меня или себя? - Себя,- сказала  я  без промедления. Тогда пойдём, куда ты идёшь...
   
   У ворот Дет. дома мы остановились. Он попробовал отворить калитку. Она не была заперта, как обычно."Не бойся. Если надо, я  провожу. Ласково обнял меня за плечи Поцеловал в нос, в глаза. отпустил руки мои... Я не оглянулась... Я знала... Его душа вулканом бъёт кровь по жилам. Он весь - крепость!  Огонь и смерчь! Он- не отступит и не сдастся. Он- Феникс! И его молитвы, его кредо - "Господи, помоги стать каким я быХ...И прости, какой есть!"
   Нервы, вены, жилы, тело и кости его звенят и поют ТО, что включает Душа.

    Даже в отчаянных прыжках борьбы нет мести. Только сполох молнии- охранить!. Сберечь мир и Любовь. И после, смертельного, казалось бы, пожара и взрыва тела, как после громового раската,- по спине и плечам,- от лёгкого касания земли подошвами ног,- мелкой дрожью рассыпается  напряжение взрыва, и тело,приходит в гармонию  чистой и светлой любви к жизни.
         
               ***   ***  ***

   В миг защиты гармонии и мира душа вулканом бъёт кровь по жилам. 
   Обаяние простотой и грацией мягкой пластики движений  крсиво сложенного мужского тела... В нём нет агресии. Нет чувства завоевания. В нём лучи тепла солнечного света. В нём буйство вечной весны жизни. В нём свободный полёт души и неудержимая воля любить! Этот мир! Весь!
   Его сила, словно весеннее пробуждение природы, бежит от мягкой поступи подошвами ступней до горящих соком жажды жизни, желаний Дарить Жизнь природе той, откуда она ведёт своё дитя от первого его вздоха.

   Эта природа раскрывает его откровенно и искренне, без фальши и позёрства. Он накрывает силой покровительственной Любви, теплом и негой, как мать  свою детку. Он освещает своим присутствием пространство. И его единственное желане,"Господи, помоги стать, каким я есть".

    Время - бескомпромиссный, беспощадный, безжалостный монстр. Оно не лечит. Оно испепеляет всё! И даже - память.
    
    Март стелил пОд ноги саван... Нет. Не было у меня тоски, досады, радости, о которой мечтают девушки,- не знаю какой...Но образ  Лёни и  той  несказанной не описуемой  красоты человка, его существа, его образа души и грации тела, обаяния и тепла  молчаливого и несказанно приятного, меня не оставлял.
    Да. Были и такие случаи,- девчёнки - надёжные подружки приносили записки , в которых по их словам , Лёня и устно, звал меня  повидаться. Говорят, даже  с ними он  специально шёл как-то до  детдома,  и прошёл  автобусную остановку. чтобы встретить хоть ненароком тебя. ..
   
    Мне оттого стало настороженно и холодно.  Это  кто я , чтбы ходить на свиданки с малознакомыми... Это что подумает мой отец когда-нибудь  или братья. Я не читала записки и не приходила. Боялась себя..
   
    Скоро начались мартовские  каникулы. Ребят допризывнго возраста вызывали в район ( г.Колпашво)  на мед комиссии.  Кого много раз, кого - только  раз.  В школе  активнее стала работать военка- наша общая подготовка "Ворошиловских стрелков". У десятиклассников - подготовка к выпускным экзаменам.У нас восьмиклашек- пркатика на лесозаводе,- осваивали специальность  обтачивания   дощечки для упаковочных  ящиков ...
                ***   ***   ***
    Таял  снег. Таяли  непроходящие мечты  былого  счастливого  Новогоднего школьного  бала.
   
    Как-то, как вседа, для меня неожиданно  оказался в доме  моей сестры, где я ещё  пока жила, сокурсник Лёни Романько,- Иван Терещенко.  Они были семьями знакомы. И он чсто наведовался сюда. Правда, я его видела  редко. Бывало  я оставалась водиться с малышом сестры, когда она уходила  на  работу. В эту пору застала Ивана там. Он, оказалось, тоже частенько  оставался  с этим малышом.  Иван начал надо мной  как-то странно подсмеиваться. То я  сочинения пишу не так как все, то вместо слова птицы  употребяляю - птички..  И вдруг,-..:"я давно должен был тебе сказать, но  не хотел. В этот Новый Год классом  отмечали День Рождени Романько. Он выпил, чего никогда не делал. Парни все разговорились, а он вышел на крылечко,- мы были в квартире классного своего руководителя). Он рыдал так, что в комнате было слышно..Я вышел. .. через  недолгое молчание он сказал,- Я знаю, ты бываешь  там, где живёт Анфиса. Скажи ей, я не могу  забыть ... её. Не могу , чего бы ни каснулся,- она перед глазами. Скоро уходить , я поступаю в военное лётное училище  в Ленинграде.  Прошу,- я хочу  знать её адрес.
   
   Ты знешь, все, кто там был,-  рты поразевали. Он звал тебя...Звал голосом..

   Я пришёл... Но, -  То давно было. -  Ещё первого  января, в его день рождения.
 
    Сестра твоя сказала, что ты поедешь в деревню к родителям сразу после школы. Я был на пристани.. Хотел тебя увидеть но "Метеор" ушёл  при моих глазах. Ты  на полубе не была.
    А Лёшка не знал... А я оставил  свою фотографию для тебя у Киселёвых.  -
   
    "Помни меня",было написано. (Я это  прочитаю много позже ).
     Красивый. Брови- искристые бобры, Губы-  яркие , очерчены, будто циркулем, лицо- нежный чистый шёлк. Но почему-то радости во мне не было. Я видела Лёню Романько с его серозелёными тёплыми и счастливыми глазами. Полными жизни и нежности. Полными неожиданного счастья.

     Ивана видела через  пару недель моя подруга Полина Власова. Иван первым её заметил и позвал через щель в  больничном заборе. По словам Полины, у Ивана было большое давление и врачи не могли его снять. Оно  быстро поднималось снова. Просил, говорила она , тебя приехать хоть на несколько минут.
   
     Прошёл год. Я уже  девятиклассница. Привезла из деревни своей сестричку Таню, чтобы она после семилетки деревенской поступила в среднюю школу десятилетку. Правда, в тот год, а он был последним,- когда за поступление  в среднюю школу надо было платить деньги. Я , по доверию  соседа завуча, а потом  и- директора школы , устроилась  на ставку  дежурного в школе подавать на уроки звонки. Заплатила  за обеих плату. 

     Годы послевоенные; пенсии престарелым родителям не платили. И я  лето всё подрабатывала учётчицей   надоев молока на ферме. Заработала на фуфайку Тане и на проживание, столовую в интернате.
    
     А с сентября вошла в роль  работницы-  поломойки в школе в ночные часы и была занята  в хоре  Детского дома и в школьном хоре. Руководил тем и другим  хорами  Яков Константинович Пархоменко, блестящий выпускник Новосибирской консерватории. Я была солисткой в обоих хорах. Контральто был редким голосом , и я  ездила  с хором детдома даже на Всероссийский фестиваль и Смотр  хоровых коллективов  детских домов в  Москву. Мы заняли Первое место  среди всех  детских домов  РОссии.      
    
     В первые дни сентября  я приняла свой пост трудящейся в школе. Работала, как всегда, только ночью, а утром со всеми - в свой класс с бантиками в косах и школьной форме. 
     Правда, мы уже подросли. Стали совсем  взрослыми. Наши  мальчишки стали приглядываться к девочкам,  и на меня  посыпались  неожиданные реплики от  девочек  нашего класса. Парнишки других классов, а каждого класса было по четыре  параллели. Школа занимала в РСФСР   одно из первых мест.
     Яков Константинович  примерял  ко мне  интересные  песни. До сих пор, знаю лишь другого подобного руководителя хора,- Виктора Васильевича Кузьминова, выпускика  Казанской консерватории.  Он создал и руководил капеллой хоровой в Томском госуниверситете.
     По окончании десятого класса  на выпускном вечере в том же спортзале, переполненном  учениками и родителями,  мне случилось петь  с аккомпаниментом  того же удивительного  Якова Константиновича   песню "В землянке".Яков Константинович так  виртуально аккомпанировал, что я забыла, что всего лишь ученица в школьном небогатом платьице с фртучком, и так прониклась   содержанием, будто видела  и землянку и костерок, и того  солдата, о котором пела, что  под конец  покатились слёзы по щекам.  Зал плескал ладонями так долго, стоя, что  пришлось петь  снова.
    По окончании школьного концерта  директор школы Хатников Алексей Никитич поднялся и вывел меня на сцену и объявил, что ПЕдагогический совет школы и  выпускник Новосибирской  консерватории  подготовили документы  и Направление Ковалёвой Анфисе МИхайловне в Новосибирскую консерваторию без вступительных экзаменов.

    Я уже выбирала  туфельки  вместо сандалей на ногах. Считала деньги на билет.Но поездка вынужденно была отложена на год.
 
      Всё шло правильно. Тане сшили красивую фуфайку цвета  солдатских гимностёрок. Она спокойно могла питаться в интернатской столовой, там готовил незабываемый Ян Яныч.  Особенно - отварную картошку с  холодцом, политой  маслом и горчицей- скраюшку.
      
     День  шел на закат слегка. Небо  посинело и солнышко спряталось.Я торопилась успеть помыть полы  в школе после  второй  смены. Нашла  в интернате, в кладовой комнатке,  тряпку, швабру. Переоделась в давно уже непостиранные трико и вошла  за своим инвентарём.
     Вруг забегает  Танька Заикина и говорит:" В школу пршёл кто-то в военной форме с погонами. Говорят это пожарник проверяет перед  началом учебного года пожарное состояние школы."Он и в интернат, наверно, придёт. Да вот, -  уже...
     Я  быстро  натянула на лоб платок, взяла в руки швабру, тряпку положила  краем  в ведро и открыла  навстречу  входящему пожарнику ... дверь кладовки. ...
      
     Сказать,- обомлела... Нет.. Я просто обмерла...- "Можно войти ?..., чуть задержавшись на порожке, с красивой  и нежной усмешкой, он  глянул мне в лицо. Я спрятала лицо. У меня была коса почти до колен. ..Сейчас я прикрывала пышные густые волосы чуть ниже плеч с колечками на концах. ..
     "Как бы где-нибудь присесть,- сказал он , взяв меня за пояс осторожно и мягко. Но ничего в темнушечке- кладовой не оказалось. ..
    Я, видно, слегка порозовела. Он прошёл к столику, где обычно лежали  хозяйственные  тряпки из прачечной, снял с рук кожаные  лаковые красивые  перчатки и друг на друга положил их. ..
 
    Стоя, друг перед другом в этом 2-х метровом захалустье, рассказал, что окончил первый курс  воен.-лётного учиища. Узнал город Ленинрад немного.  Еду к маме. (Она тогда с младшей дочерью жила в посёлке Песчаное ( Плотбище, так называли такие ).
   
    Я хотел увидеть тебя. Ты найдёшь  хоть с полчаса... Вопрос остался без ответа. Мне было так стыдно перед ним, я готова была, на самом деле, лучше умереть, чем такой вот грязной  рохлей показаться перед ним. Нет. Он  молчал, он видел моё сильное смущение. Что-то пытался говорить... Время шло, будто льдины на Оби в ледоход. То грохот, то  странное волненье,то нестерпимое желание идти с ним рядом долго-долго, всю жизнь.... Я глядела в пустоту и молчала. Он взял осторожно  меня за руку..." Ну хотя бы до остановки  проводить меня сможешь... До автобусной остановки..СКкоро уходит последний автобус к маме. А мне завтра на самолёт..." 

    Я будто оглушённая, не смогла даже тряпку из рук выпустить... Не помню, как ушёл он, как спускался с нашего  узенького крылечка, только, будто очнувшись, опустила  тряпку, ведро. Увидала  его последние шаги, когда он проходил через широкие школьные ворота с крылечка интерната...

    После окончания школы я  год проработала старшей пионервожатой в детском  том же доме.  Позвала меня, когда я уже уехала из ТОгура, в деревню к родителям копать  картошку.  Как-то скоро, через день-два,как  управила огород, прибежал нАрочный из соседней деревни, где был единственный на все деревни  телефон.

    Нина МИхайловна Ильясова, директор детдома,- узнала меня по голосу и сразу  приказала ехать к ней как можно быстрее. ( Мы сидели три года  за одной партой с её младшим  сыном Алькой. Семью их я знала. Знала и она  меня как учстницу их детдомовского хора  и не только. На следующий день я уже приступила к работе.
   
    Нина Михайловна рассказала мне честно и прямо, что завуча  новенького   дети избили, когда она зашла  на побудку в корпус. Накинули одеяло и крепко избили.  Вот так я и приняла  пост педагога - без диплома.
 
    Через год Нина МИхайловна сама проважала меня  в Томск. Я ехала поступать в университет. Хотела стать ФИЛОЛОГОМ. Она мне сказала на прощанье:" Физа, ты будешь большим учителем". Слово "большой учитель" мне тогда ни о чём не говорило. Но по жизни, до сегодяшнего дня я слышу  подобное...

    Вот я студента  ТГУ, Томского государственного университета им. Куйбышева В.В. Общежитие. Снова ночная работа  ночной няней-санитаркой в клинике  Медицинском институте. Снова - только коммуна по пять руб\ месяц. Конечно, занятия  в ХОРОВОЙ КАПЕЛЛЕ УНИВЕРСИТЕТА  три раза в неделю.
   
    Бывает же и у студентов  свободное время.  И я в какой-то непонятной  радости иду одна по проспекту Ленина. Всё кругом ти-и-хо. Даже машин не видно и не слышно. Я подхожу к старому универмагу. В панораме оконной вижу, как всегда,- большого бурого мишку,- гордость Сибири. Потом в такой странной  абсолютной тишине  гляжу легко налево, на небо и вижу,- рядом со мной совсем не высоко плывёт портрет без рамки, примерно  размером 80 на 60 сантиметров. За мной тихо и спокойно плывёт Леня Романько. Он в  летней шёлковой рубашечке  в клеточку неяркую. Такие рубашки называли тогда "шотландки". ..
    Я забеспокоилась и поняла, что устала с ночной смены  в мединституте да три пары лекций в нашем  главном корпусе ТГУ. ..
.   
    Обернулась назаад. Подумалось мне, не надо спускаться ниже, там пойдёт река заболоченная, наша Ушайка.  Пошла теперь уже назад, - теперь - правое плечо к небу , а портрет плывёт также тихо ,- за мной. 
    Я поняла,- что-то случилось... Это необычное явление. Искала, спрашивала знакомых,... о многом.  Молчание было мне ответом.

            ***   ***   ***
    Работа. Заботы. Неудачная семья.. Я с двумя детьми вынуждена   найти себе убежище, и оно нашлось. Квартира царских времён. Деревянная, без  удобств. Печечька маленькая. Дровишки. ... Но, в самом центре города и в  ста метрах от работы. Я работала  ст. методистом  заочного отдления в ТГУ. Тот год факультет  и заочное отделение его   расширилось  почти в три раза. Но народ прекрасный со всей  СССР.В весенне-летний период тут же работали и Курсы повышения учителй области.
    Во многом  в жизни помогала Капелла. Три раза  в неделю по три часа репетиции. Через год-лва  начались гастроли по СССР, потом- в страны  Совета Взаимопомощи.  Первой была Польша, 22-ая Годовщина освобождения.   Изъездили почти все большие города.  .Почти  сорок  дней гастроли.  Развалины. Нищая публика.  Разноцветные лица  участников Международного слёта студентов в Варшаве.  Успех был колоссальный. Но всё проходит.
   
   Через дорогу  у меня теперь - лучшая городская баня в Томске, куда я пристрастилась  ходить почти каждый  день вечером. 

    Пересекаю  проспект Ленина,  выхожу на свою тропу ,что меж домов. Стоит и ждёт женщина. Господи, Лидочка Пяткова! Мы жили вместе в интернате. Она училась  в одном классе с моей сестрой. Окончила пединститут в Томске и приехала на "Повышение квалификации". С радости большой,- я увидала какая уставшая она. И,как  Господь наш  ИИсус, ... вымыла ей ноги водичкой с настоем трав. 

    Говорили -говорили ..Время , будто остановилось. Я не знала,- она, оказывается, жила по соседству в том же посёлке, где жил когда-то Лёня РОманько...  "Мамы уже нет,но сестра жива. А Лёша  женился. Приезжал с женой и мальчиком к матери, но сноха  не хотела общения с его мамой. Она быстро уехала.
    Лёня остался, рубил дрова на зиму. А потом, через недолгое время мама его получила похоронку."
    Погиб  при испытании  самолёта-истребителя". ..
   
    Так,видно,было сказано свыше. Поняла - тогда, на проспекте Ленина; видно провожала я тебя... А ты всё ещё  помнил меня. Помнил. ... 
    Сегодня уж и мне 82 года исполнилось.  Я порой крепко хочу,   пусть,бы пришёл ко мне хоть внучеком. Какая бы радость случилась в душе.               
    Вот так  и проявился мне мартовский саван снежный. Когда он уходил от ворот Детдома в Тогуре. НАВСЕГДА...

    С ТОЙ ПОРЫ  нет  у меня никого, ничего, чтобы так же , в неописуемой радости  душа моя вспорхнула и увидела красоту неба и сияющей луны. Но пока только  ответственность- за родителей, за детей, за свою родину, которую забыть нельзя. Она вся  в одном человеке  да в семье с детьми.
     Бывало, спросят,-ну тебе хоть кто-то из нас нравится. Ребята и в капелле были отличные. И даже из Варшавы получала  "живые письма"- это открыточка с записью с изнаночной стороны.  Но прочесть  было не на чем. Не было устройства, да и не было интереса.
     Были  приглашения и внимание, но вокруг было просто пусто и холодно.
    Много на свете хороших парней, хороших людей...Дай Бог, всем  светлой радости и счастья. ... Ну что, ты так и до сих пор  одна...?
    А я и словом не обмолвлюсь. Просто промолчу.
               ***   ***   ***

     Прошло уж 66 лет. Много или мало протекло дней- ночей, лет...
     Память, будто воздушный океан укрывет желания. поступки, планы и
     сотни тысяч людей, с которыми  дОлжно было общаться по долгу            службы; семейных и личных маленьких радостей и больших бед.
     Но душа как и прежде, не отпускает той радости, из которой она, будто через иллюминатор из подводной лодки, вдохнула  свой мир. Свою настоящую на этой земле жизнь. Свою мечту и смысл, ради которой прошла  через великие препятствия.
   
               ***   ***   ***
     В моей квартирке, в тридцать квадратных метров, зазвучал любимый мой вальс "Граммофон" Евгения Доги  в великолепном исполнении юного монаха Авеля, и душа моя подняла меня  с компьютерного стула , закружила  в неистовом  счастье  кружить вальс и видеть себя там... в спортвном зале Тогурской  средней школы  на Новогоднем балу 1 958 года. 
     Душа моя подарила мне  самый главный подарок  всей жизни.  Подарила  высокую любовь, что осветила мне путь  в наши недобрые дни войны 2022- 24...? годов.
     А  большего мне и не надо. Ведь, когда есть Вера, Любовь, тогда и приходит Надежда.

 
 PS -  Ничто на земле не бывает случайно.
       И цепи ошибок всплывают печалью.
       И все озабоченно ищем спасенья.
       И падает юность планеты в ратных
       полях*) тленом без  погребенья. 
       ----------------------------------
    *) Сегодня  не только Украина  в огне.