Партия 2017 г. ФК. 13. От трансцен-го до имман-го

Александр Корень
Партия 2017 г.  Философия кореньвистизма. 13. От трансцендентного до имманентного.

Работаем  с Вкпд, её определениями и разъяснениями и обществознанием

Рекомендуют  не путать с трансцендентностью — тем, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта.

Трансцендентальное ( transcendens — выходящий за пределы) — выходящее за пределы чувственного опыта.
Здесь остановимся на самом чувственном опыте. Для этой цели  используем
определение из школьного курса Обществознания::
- - -
Формы чувственного познания:
1. Ощущение
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.
2. Восприятие
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.
3. Представление
Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
(Формы рационального познания оставим за скобками цитирования.)
- - -
Из Вкпд:
«Понятие  «транцендентального имеет долгую историю и употребляется в разном смысле разными философами. Наиболее распространено то значение, которое ему придал И. Кант. Он описывал этим словом то, что предшествует чувственному опыту и делает опыт возможным (например, пространство и время). Однако то, что принципиально недоступно опытному познанию (Бог, бессмертие души и т. п.), не считается, по Канту, трансцендентальным.[;] Вне воззрений Канта это слово употреблялось для обозначения предельно общих философских категорий бытия, таких как сущее, единое, истинное, благое и т. д.».

Рассмотрим эти  понятия:

«Сущее — существительное, образованное от причастия «сущий» от глагола «быть», означает «то, что есть».

В философии сущее рассматривается в двух аспектах — со стороны своей определённости, сущности, и со стороны своего существования, бытия.

Различение бытия или существования (экзистенции) и сущности (эссенции) проводит средневековый философ Боэций

Сущность вещи выражается в её определении, в её понятии, постигаемом разумом. О существовании вещи мы узнаём из опыта.

Согласно Боэцию, бытие и сущность совпадают только в Боге, который есть простая субстанция;
в сотворённых вещах бытие и сущность не совпадают.

Для того, чтобы некоторая сущность получила существование, она должна стать причастной бытию посредством акта творения, осуществляемого божественной волей».
- - - -
(ФК:
Бытие  сущности – существование её в процессе своего и окружающего преобразования во времени

Сложно согласиться с Боцио, ибо все сущности могут иметь место быть, существовать,  только пребывая в двух проявлениях одновременно: как
1.- качество и свойства объекта творения и
2.  - его преобразования.
Таким образом, и Бог несёт в себе две стороны  своей природы. Мы познаём Бога как божественное лицо сотворения мира, как в качестве тождественности самому миру, так и отдельного от него. Все,  что существует в общих условиях мира и природы может быть и проявляться, только при проявлении двух сторон единого: сущности и преобразовани\ конкретного её проявления.

За пределами движения или в случае его отсутствия нет даже ничего. Вопрос  о непознанности или невозможности познания не может отменить двойственность сущности, которая раскрывается  в её преобразовании – переходе из одного состояния в другое.)
- - - -
Из Вкпд:

Хайдеггер первым выделил Dasein (присутствие) как особое сущее, в отличие от сущих как наличности (неприсутствие размерных сущих).

 «Присутствие есть сущее, которое не только случается среди другого сущего. Оно, напротив, онтически отличается тем, что для этого сущего в его бытии речь идет о самом этом бытии»[2]   

(Dasein — «сущее, в бытии которого речь (дело) идет о самом этом бытии»[3]).
Оно постигается в аналитике экзистенциалов, в отличие от других сущих, которые традиционно постигаются через категории (Аристотель).

В славянских переводах Библии слово Сущий используется как имя Бога (Исх. 3:14). Этому соответствует представление Боэция, что бытие и сущность совпадают только в Боге.

 Думаю, что это и в принципе невозможно, ибо совпадение  бытия с сущим означает только исчезновение сущего

- - -
• Трансцендентальное и трансцендентное
Термины «трансцендентальное» и «трансцендентное» были чётко разграничены Кантом. До него они употреблялись философами как синонимы. Иногда и после Канта эти термины использовались взаимозаменяемо
Кант описывает как трансцендентальное такое познание, которое возможно до опыта — априори.
(ФК: Априори может дать «идеальную ошибку» в понимании основополагающих категорий, в частности, категории времени. См.:  proza.ru/2024/03/04/74)

Считается, что Трансцендентальное  противопоставляется трансцендентному — это познание, которое невозможно даже до опыта, например, Бог, бессмертие души и т. п.; которое принципиально недоступно для рассудочного познания, а может быть лишь предметом веры.

(В таком качестве трансцендентное не имеет понятийного выражения, а те представления, которые существуют, являются искусственной комбинацией   ответа на вопрос о конкретности трансцендентного  в разрезе синтеза общественного и воображения исследовательского интеллекта.)

Вкпд:
Трансцендентальное же находится за пределами опыта в том смысле, что предшествует ему; оно имеет целью сделать возможным опытное познание.

(Философия кореньвистизма:
Трансцедентальное, положенное в основу опыта и подтверждённого им, допускает совершение идеальной ошибки, а в случае, когда идеальная ошибка формирует основополагающие категории знания, то использование его конкретности может искажать всё научное знание.)

Вкпд:
В частности, Кант сформулировал «трансцендентальную эстетику» (так называется раздел его книги «Критика чистого разума»), к области исследования которой он отнёс «априорные формы чувственности» — пространство и время. В этом контексте он определил пространство как «только форма всех явлений внешних чувств», а время — «непосредственное условие внутренних явлений (нашей души) и тем самым косвенное также условие внешних явлений»[2][5]. Пространство и время относятся к области трансцендентального, так как характеризуют не столько мир, сколько нашу способность воспринимать мир.

- - -
Философия кореньвистизма:
Подводя промежуточный итог в рассмотрении трансцендентного, трансцендентального и имманентного, можно сказать, что кореньвистизм исходными категориями мира  определяет:

1. Категории трансцендентного, отвечающие на вопросы метафизики.

2. Категории трансцендентального включают:

категории единства принципов организации мира
категории процесса: возникновения, развития, движения, расширения и преобразования;
категории энергетическо-материальной основы мира;
категории живой природы.

3. Категории имманентного:

3.1. категории познания:
 категорию сущности, содержания и формы.

3.2. Категории принципов и организации физического мира, микро и макро пространства и их наполнения

3.3. Категории принципов и организации биологического мира

3.2. Категории принципов и организации социального мира, включая:

категории властного цивилизационного уложения;
категории правового цивилизационного уложения с категориями общественно-правовой самоорганизации социума и права как основы общественной институциональной самоорганизации.

3.3. Категории человека как субъекта познания:
Категории рассудка, разума, апперцепции и интроспекции,  чувственного и рационального познания, интеллекта.

3.4. Категории человека разумного
Категории воли, свободы, солидарности, души и духа, нравственности.

3.5. Категории человека правового:
Категории члена семьи, коллектива и общества, исходного участия  в организационно- правовых образованиях, служащих источником права.

3.6. Категории социальной жизни, включая категории права, общества и страны, власти, политического режима и государства, международного мира.

3.7. Категории властного и правового цивилизационного уложения, политического строя и политического режима, революции и цивилизационной революции.

3.8. Категории жизни

3.10. Категории планеты и космоса.