Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат

Игорь Лощинин
Психологический портрет Пилата , если исходить только из Евангелий, кажется вполне реалистичным. Возможно, этот реализм в изображении Пилата позволит дать реконструкцию личности и Главного Героя, если отнестись к Евангелиям как к историческому источнику.

Однако,  такой портрет Пилата нуждается в дополнении, поскольку существуют два Пилата: Пилат Исторический, о котором пишут его современники, и Пилат Евангельский. Определить, который из них Пилат истинный, намного легче, чем в случае Иисуса из Назарета, поскольку о Понтии Пилате известно не только из Евангелий, но и из других исторических источников. О нем упоминали в своих сочинениях Филон Александрийский, Иосиф Флавий , Тацит и др. Более того, мы имеем даже археологическое подтверждение о его  существовании .

Префект Понтий Пилат прибыл а Иерусалим в 26 г. н. э. Он был пятым по счету префектом, то есть наместником, которого Рим посылал для того, чтобы следить за положением дел в Иудее. После смерти Ирода Великого и смещения его сына Архелая с должности этнарха в Иерусалиме Рим решил, что эффективнее всего будет править провинцией напрямую, а не через иудейского правителя;ставленника.
Обязанностью Пилата, как всех представителей этого класса, была военная служба на благо государства. Но он не был солдатом, как отец; он был администратором и обращался с отчетами и цифрами гораздо лучше, чем с мечом или копьем. Но из этого не следует, что он имел мягкий характер. Источники описывают Пилата как жестокого, черствого и сурового человека: это был надменный римлянин;имперец, не считавшийся с чувствами своих подданных.

Презрительное отношение Пилата к иудеям стало очевидным с того самого дня, когда он прибыл в Иерусалим.Новый наместник заявил о своем присутствии в Иерусалиме, прошествовав через городские ворота в сопровождении легиона римских солдат, несущих штандарты с изображением императора;это была нарочитая демонстрация неуважения к чувствам иудеев. Позднее он отправил в Иерусалимский Храм позолоченные римские щиты, посвященные Тиберию, «сыну божественного Августа». Щиты были подношением от имени римских богов, а их присутствие в Храме – намеренным богохульством. Когда же евреи попросили убрать их из священных для них мест, то, как свидетельствует Филон Александрийский,Пилат «стал упорствовать, ибо был от природы жесток, самоуверен и неумолим».Тогда иудеи дали знать,что они отправят посольство к императору Тиберию с жалобой на прокуратора. Последнее, согласно Филону, особенно смутило Пилата, он испугался, как бы евреи в самом деле не отправили посольство и не обнаружили других сторон его правления, «поведав о взятках, оскорблениях, лихоимстве, бесчинствах, злобе, беспрерывных казнях без суда,ужасной и бессмысленной жестокости».

Эпизод с щитами оказался далеко не единственным конфликтом Понтия Пилата с местными иудеями. Следующее столкновение произошло из-за попытки прокуратора залезть в сокровищницу Иерусалимского Храма. Присвоив казенные деньги на сооружение аквеадука,он решил построить его за счет средств, собранных на пожертвования Храму. Как повествует Флавий, «народ был сильно возмущен, но Пилат, уведомленный заранее о готовившемся стечении людей,вооружил своих солдат, переодел их в штатское платье и приказал им, смешавшись в толпе,бить крикунов дубинками…». Однако римские легионеры то ли переусердствовали, то ли имели другой, негласный приказ, в результате чего множество безоружных людей, не ждавших нападения сзади, были убиты (Флавий, Иуд. война, II, 9, 4).

Филон и Флавий (Иудейские древности 18.3.1 и Иудейские войны 2.9.2-4) изображают Пилата как жестокого и чуждого состраданию диктатора.
Однако,В Новом Завете он изображен как человек слабохарактерный , легко поддающийся манипулированию. Существование столь разных портретов имеет определенное и вполне правдоподобное объяснение.

Пилат был назначен прокуратором в 26 г. при Тиберии, для которого были характерны проиудейские настроения , но назначал его Сеян, влиятельный придворный интриган, ненавидевший иудеев.
Несмотря на то что первым переписчикам удалось убрать из Евангелий все антиримские пассажи, кое-какие следы от них остались. Один из них, в Евангелии от Луки, недвусмысленно свидетельствует против Пилата:
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилиянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13: 1). В данном случае речь идет о паломниках из Галилеи, которые пришли в Иерусалимский Храм, чтобы принести жертвы во
имя мира и благополучия своих семей, но стали сами жертвами одной из провокаций римского наместника.

Свою последнюю ошибку Пилат совершил в 36 г., через три года после смерти Иисуса. И она стала роковой для префекта. Кто-то (вероятно, Каиафа) сообщил ему, что некий пророк, самаритянин, предложил своему народу собраться в деревне Тирафана, у подножия горы Гаризим и подняться на эту святую гору, а там обещал показать толпе священные сосуды, которые якобы спрятал на горе Моисей. Самаритяне ждали от Бога знака. Префект, твердо решивший уничтожать в зародыше любые мессианские волнения, приказал казнить пророка и его главных сторонников.  В данном случае его жертвами оказались сотни невинных самаритян.
Депутация самаритян пожаловалась на него тогдашнему сирийскому наместнику Вителлию, который назначил правителем Иудеи одного из своих друзей, Марцелла, а Пилату приказал ехать в Рим оправдаться перед императором. Таким образом, Пилат после десятилетнего правления должен был с позором покинуть Иудею" (Флавий.Иудейские древности 18,4, 2).
Итак, Пилат покинул Иудею в конце 36 или в начале 37 г. Приехав в Рим, он узнал о смерти Тиберия.
Что было с Пилатом потом,-  неизвестно.
Некоторые считают, что его обезглавил новый император Калигула. Другие полагают, что Пилат покончил жизнь самоубийством. Третьи думают, что он умер в изгнании.


Пилат был известен современникам своей крайней безнравственностью, полным неуважением к закону и традициям иудеев и плохо скрываемым презрением к иудейскому народу в целом. Во время своего пребывания в должности наместника он очень охотно – и безо всякого суда – ОПРАВЛЯЛ ТЫСЯЧИ ИУДЕЕВ НА КАЗНЬ
Вопреки, или, может быть, благодаря, своей холодной и последовательной жестокости к иудеям Понтий Пилат продержался на должности наместника Иудеи дольше всех остальных. Самая главная задача наместника заключалась в том, чтобы обеспечить бесперебойный поток податей в Рим. Но чтобы выполнить ее, наместнику приходилось поддерживать рабочие, пусть и хрупкие, отношения с первосвященником: римский чиновник распоряжался гражданскими и экономическими делами Иудеи, в то время как священнослужитель заведовал иудейским культом. Слабость связи между двумя ведомствами приводила к тому, что ни римский наместник, ни иудейский первосвященник не оставались на своих постах подолгу, особенно в первые десятилетия после смерти Ирода. Пять наместников до Пилата продержались всего по паре лет каждый, единственным исключением был его непосредственный предшественник Валерий Грат. Но если Грат, будучи наместником, назначил и сместил в общей сложности пять первосвященников, Пилату во время его десятилетней службы пришлось соперничать только с одним – с Иосифом Каиафой.

Однако, не все критики согласны с оценкой Пилата Филоном и Флавием. Так, некоторые современные авторы  дают следующую характеристику Пилату.
«Иосиф Флавий и в первую очередь Филон Александрийский, несомненно, преувеличивали, рисуя портрет Пилата. У них это грубый, полный презрения, жестокий человек, известный своими злоупотреблениями, беспричинными тяжкими оскорблениями, хищениями и массовыми казнями; человек, который ненавидел находившихся под его управлением евреев и сознательно нарушал их религиозные обычаи. Современные историки смягчают этот приговор и не делают из Пилата безумного и ненавистного народу тирана. Пилат был суровым администратором, усердным слугой императора, строго следовал полученным указаниям, не поддавался влиянию чувств, но вовсе не был кровожадным чудовищем. Он, несомненно, верил, что для поддержания порядка несколько показательных казней полезнее, чем старания убедить народ. Но он также понимал, что ему, чтобы править, необходима поддержка богатых аристократов и священнической знати. Доказательство этого — долгое сотрудничество Пилата с первосвященником Иосифом Каиафой. Приехав в Палестину, римский наместник не заменил Каиафу своим ставленником, а укрепил власть первосвященника. В остальном же Пилат вел себя негибко и неуклюже, у него не было ни дипломатических способностей, ни знания человеческой души. Он не пытался понять обычаи тех, кем он управлял, а это было грубейшей ошибкой в стране, населенной несколькими непохожими один на другой народами (иудеями, самаритянами, идумеями), которые были известны своим беспокойным нравом, очень дорожили своей автономией и верой своих предков»
 
Кем же все-таки был исторический Понтий Пилат? Несомненно, это был суровый человек, даже жестокий, что было допустимо в ту эпоху; человек, проникнутый сознанием могущества и величия императора, чьим представителем он был; человек, который презирал и ненавидел евреев ; человеком с негибкой психикой, который был сильным со слабыми и слабым с сильными.

Интересна эволюция взглядов христиан на личность Пилата. С самого начала, когда еще была свежа память о тех событиях, они возлагали всю вину за распятие Христа только на римского прокуратора. Ненависть к убийце Иисуса породила апокрифы, повествовавшие о его жуткой участи . Разумеется, все эти апокрифы не имеют ничего общего с действительностью,но они лишь подтверждают тот факт, что первые христиане испытывали крайнюю неприязнь к Пилату, считая его главным виновником казни Христа..
Но со временем, когда христианская вера утвердилась среди широких слоёв населения Римской империи и когда руководители христианских общин стали искать путей к примирению с римскими властями, Понтий Пилат из первоначального врага христианства стал превращаться в его друга   . Его обращение в христианство, несомненно, только легенда. Какой шум бы поднялся, если бы оно произошло на самом деле!
Коптская и эфиопские церкви причислили Понтия Пилата и его жену к лику святых.