Верность

Лауреаты Фонда Всм
ЕЛЕНА ЮРЬЕВА-МУТАЛАПОВА - http://proza.ru/avtor/elenauri - ПЕРВОЕ МЕСТО В 141-М КОНКУРСЕ ПРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ
               
Вот уже полтора года Пират жил без Ивана. Мария, жена Ивана, была, как обычно, ласкова. Только воскресными вечерами, когда дом покидали шумные внуки, присаживалась на лавочку у дома и, устало опустив руки на колени, спрашивала:
- Что, Пиратко, тоскливо без хозяина?
 Пират понимающе опускал голову на колени Марии, она гладила его, и каждый думал о своем.
     Пирату вспоминалось, как ранним утром Иван выходил во двор и спрашивал:
- Кто со мной за грибами?
Пса волной восторга выбрасывало из будки, и виляющий хвост означал: ”Он еще спрашивает! Грибы - это лес, лес - это свобода, свобода - это радость!” У Марии были свои воспоминания, неведомые Пирату, который, однако, в эти минуты остро ощущал единение своей души с душой этой одинокой женщины.
      Плохое началось зимой. Иван не вышел огребать снег. Вместо него, намного позднее положенного, из дома суетливо показалась Мария, второпях покидала направо, налево кучки снега большой деревянной лопатой, прокладывая от дороги к воротам неширокую тропу. Работа хозяйки Пирату не понравилась - Иван все делал основательно, он бы не одобрил. А Мария еще при этом приговаривала:
 - Вот, Пиратко, заболел хозяин твой, скорую вызвала, ты уж не лай на них. Может помогут Ивану-то!
Из всей речи пес понял только два слова “Иван” и “не лай”. Поэтому, когда у ворот притормозил белый автомобиль с красной полосой, и оттуда вышли мужчина и женщина в белых халатах, Пират остался лежать в будке, не понимая еще, как это связано с Иваном. Пазл сложился, когда через несколько минут из дома вышли те же люди и Иван. Пират выскочил, было, поласкаться к другу, но увидев его искривленное гримасой боли бледное лицо, остановился. Хозяин ласково потрепал пса и сказал тихонько:
-  Береги Марию, охраняй, пока меня не будет, слышишь? Жди, друг!
Сейчас Пират понял все: хозяин уезжает, а его оставляет за старшего охранять Марию. “Я понял!” - ответил за пса виляющий хвост.
      Начались дни тоскливого ожидания. Мария теперь все делала торопливо и как-то неосновательно: утром впопыхах наполняла миску Пирата теплой едой, потом одевалась и уходила надолго. В руках уходящей Марии обычно была сумка, из которой странно пахло: к приятному запаху привычной еды примешивался незнакомый, именно тот, которым пахли люди в белых халатах. Мария бросала короткую фразу “жди, Пират!” И Пират ждал. Он был воспитан Иваном, но в его отсутствие уже Мария наделялась правом раздавать команды. Мария возвращалась и приносила с собой такой любимый запах. И этот запах вселял надежду…
   Так протянулись несколько недель. Однажды Мария вернулась не сама, ее привез Матвей, сын. Он держал мать под руку и тихо приговаривал что-то. Мария молчала, на Пирата она даже не взглянула. Все это настораживало, как и то, что ожидаемого запаха Ивана не было. Пират забеспокоился. Беспокойство начало нарастать, когда в дом потянулись родственники и соседи. На следующее утро Мария никуда не ушла. Пирата кормил Матвей, он же чистил снег и ходил в магазин. Через три дня Матвей увез Марию куда-то, а с их возвращением история с соседями и родственниками повторилась. Только теперь они пробыли в доме подольше, и сосед Николай даже вышел покурить. От него неприятно пахло не только табаком, но и чем-то резким. От Ивана тоже так иногда пахло, но редко: пару раз в год. Сосед присел на корточки около будки Пирата и заговорил:
 - Что, собака, с кем теперь будем на рыбалку ходить? Нет Ваньки, нееету. Эх, жизнь. Все обещал мне - вот выйдем на пенсию… Ну вышли! Сколько пожил-то на этой пенсии… Эээх!
 Николай пытался погладить Пирата. И хотя это было неприятно, пес не отстранился, потому что знал: Николай - друг. Так всегда говорил Иван. А теперь, несмотря ни на что, надо ждать. Ждать и охранять Марию! Это тоже приказал перед отъездом Иван. Николай, притулившись у будки, вдруг завсхлипывал. На Пирата повеяло тоской и безнадежностью. Тут вышла Наталья, жена Николая, и монотонно бормоча “сидит раздетый, тоже помереть хочешь, холод такой” увела мужа в дом. Пират остался наедине со своими мыслями. Мысли крутились, цеплялись друг за друга, но построить их в ряд никак не удавалось.
      Несколько дней с Марией жил сын. Как-то он вышел во двор, присел около Пирата, потрепал за шею и сказал:
-  Уехать мне надо. Мама совсем без отца расклеилась, ты присматривай за ней.
И хотя знакомых слов “жди и охраняй” Матвей не произнес, Пирату вдруг показалось, что с ним говорит Иван. Пес всем своим нутром почуял знакомые заботливые интонации, сквозившие в словах Иванова сына. Пират повилял хвостом, что в переводе с собачьего означало: “Понял. Сделаю.”
      Вскоре снова в дом пришли люди. Через пару часов все начали расходиться, задержалась только Наталья. Вскоре ушла и она, а следом уехал Матвей. Пес принял вахту. Он по-хозяйски обошел территорию двора, шуганул соседскую кошку. Мороз крепчал. Пират забрался в самый безветренный уголок будки, положил голову на передние лапы и задремал.
     И приснилось ему лето. Дом. Река. Вот плывет Иван и кричит:
 - Пират, ко мне!
Пират изо всех сил хочет выполнить команду, добегает до воды и резко останавливается. Боязно. Иван хохочет:
 - Ну какой же ты пират?!  Я ж думал - на реке живем, плавать тебя научу…
      И ведь научил! А как хитро придумал: кидает палку на берегу. Пират, давно освоивший команду “апорт”, мгновенно срывается с места и приносит ее. Юному Пирату нравится эта игра, он готов резвиться часами. И вдруг палка летит в воду. Пират бросается за ней, а когда вдруг ощущает, что опоры под ногами нет, появляется восторженное понимание, что вода держит его собачье тело! Надо просто также бежать, пусть без опоры, но бежать, и ты не утонешь! Ай да Иван! Исполненный благодарности пес приносит палку хозяину и счастливо подпрыгивает, пытаясь лизнуть Ивана в лицо. Иван хохочет. Видно, что он доволен.
- Пират, Пират, ко мне! - слышится голос Марии.
Пират открыл глаза. Брр, холод какой. Это уже не сон. Мария действительно зовет. Вот она, на крыльце.
 - Пойдем в дом! Холодно.
Пират растерялся. Иван всегда говорил:” Собака должна жить во дворе!” Он и будку верному другу сладил знатную. Поэтому сейчас Пират не знал, как поступить. Мария не приказывала, но звала настойчиво. Переминаясь с лапы на лапу, пес рассудил так: “Чем ближе к хозяйке, тем лучше буду охранять!”
      Пират переступил порог и встал. В доме было тепло, и от левой стены вдруг повеяло родным. Пират принюхался. Так и есть - вот куртка друга, в которой тот управлялся по хозяйству: огребал снег, чинил что-нибудь во дворе, возился с приезжавшими на выходные внуками… Пес улегся тут же, под вешалкой. Мария все поняла: “Сейчас, погоди.” Она принесла старый половик, заботливо сложила его вдвое, постелила на пол и скомандовала: “Лежать!” Пират беспрекословно выполнил. Место было непривычное, но ощущение близости Ивана успокаивало. Пес задремал.
     Ему снилось, что нет никаких холодов, на дворе лето, плывут они с хозяином по Чусовой на противоположный берег. Иван учит друга правильно держать ориентир. Ориентиром служит сосна, удивительно вросшая в скалы.
 - В этом месте, прямо под сосной начинается тропинка, по которой можно взобраться на самый верх. Если хочешь туда, ориентируйся на сосну, но учитывай течение - тебя обязательно снесет на несколько метров, - приговаривает Иван, размеренно совершая взмахи руками.
      Пес активно перебирает лапами, стараясь не отстать. Он ничего не понимает из речи Ивана, но верно запоминает место начала заплыва и место выхода на другой стороне реки. Друзья действительно выходят из воды точно под сосной. Теперь эти удивительные заплывы человек и пес совершают все лето, независимо от погоды. Пират по обыкновению первым выскакивает из воды, пулей мчится по тропинке наверх, отряхивается и ждет Ивана. Вот и он. Хозяин любит постоять на скале, осмотреться. Если стоять лицом к реке, то в самом низу видно дом, даже иногда можно разглядеть Марию, которая возится на грядках. С правой стороны виднеется висячий мост, ведущий к большому белому дому с куполами вместо крыши. Иван называет его Храм. Это уже Верхняя Слобода, главная улица которой заканчивается полем. А позади сосны, у которой находятся наши пловцы, располагается кладбище.
     Как-то Иван водил Пирата туда. Тогда он был одет, нес с собой кисть и банку с краской. По дороге объяснил, что надо родителям оградку подновить. Слово “родители” Пират часто слышал от Матвея, оно означало “Иван и Мария вместе”, поэтому сначала пес ничего не понял.
      Иван красил оградку небесно-голубой краской и вспоминал детство. Пират вслушивался и наклонял голову, если узнавал знакомые слова: река, дом, отец, мама, родители, рыбалка… На другой день снова ходили на кладбище через мост, чтобы поменять фотографию. Деревянные кресты стояли ровно. С одного смотрел человек, похожий на Ивана, только постарше, а фотография женщины на втором кресте была размыта. Иван прихватил с собой жужжащую машинку, которая называлась шуруповерт, быстро открутил рамку, поменял фотографию и прикрутил рамку на место. Отошел немного, чтобы оценить работу. “Вот так-то, друг,” - сказал он, обращаясь к Пирату. Пират взглянул на фотографии и теперь понял, что это и есть родители Ивана. Было немного обидно, что это не живые люди, а какие-то лица в рамочках. На кладбище почти на каждом кресте и памятнике были фотографии. Иван объяснил, что кладбище - место для мертвых, которые раньше были живыми, а теперь их надо вспоминать. Друзья еще немного посидели на лавочке и отправились обратно.
      Когда на другой день они, как обычно, переплыли Чусовую, Пират потянул Ивана на кладбище. Ведь Мария всегда обижалась на Матвея, что тот редко навещает родителей. Иван отреагировал жестко: “Нельзя!” Потом пояснил, уже помягче:
 -  Дурачок, мы ж с тобой в одних трусах.
- Допустим, не мы, а ты, - мысленно ругнулся пес, но понимающе уселся у ног хозяина. Такие теплые воспоминания всю ночь согревали душу Пирата. Вдруг незнакомый звук разбудил пса: не то шорох, не то всхлип.
      Пират догадался, что так звучит тоска Марии. Первым порывом было пойти успокоить ее, но пес помнил слова Ивана “собака должна жить во дворе”, поэтому не решился пройти в комнату. Так и тосковали по отдельности. Утром Мария встала, потрепала Пирата за ухо, покормила и снова повторила уже знакомую фразу:
- Вот и остались мы с тобой одни!
Пират запросился на улицу. Мария отворила дверь и произнесла фразу, от которой пес радостно взвизгнул и закрутился волчком. Она сказала:
- Погуляй пока, сейчас соберусь, и к Ивану пойдем.
Радости собаки не было предела: почти дождался! Ох уж эта Мария! И чего плакала всю ночь?
      Пират кружил по двору в ожидании Марии. Ему самому было неловко от своего нетерпения. Ночной мороз отступил. Наконец Мария вышла. Она надела свои белые валенки и такого же цвета теплую шаль, которая так нравилась Ивану. Эта шаль еще больше убедила Пирата, что встреча с другом вот-вот состоится. Мария повернула налево и направилась к подвесному мосту. Пират трусил рядом. Он охранял Марию, предвкушая, как обрадуется Иван и, конечно же, похвалит, обязательно похвалит…
     Мария направлялась по мосту прямехонько к Верхней Слободе. Так и есть: повернула направо, миновала Храм и шла по центральной улице к полю. Пират знал, что там дальше. Душа его недобро заныла. Боль начиналась где-то глубоко внутри и подбиралась к горлу. Он еще не мог поверить, но с каждым шагом надежда таяла, а страшная догадка подтверждалась. Дорога к кладбищу была расчищена трактором. А к знакомой оградке вела тропа, прогребенная лопатой.
      Действительно, Мария привела его к родителям Ивана. Но что это? Рядом с могилой матери появился свежий холм, укрытый цветными венками. Над холмом высился деревянный крест, похожий на родительские, а с фотографии на Пирата смотрел Иван. Невыносимая внутренняя боль добралась-таки до горла, и пес взвыл, протяжно, надрывно, вкладывая в этот крик все свои разрушенные надежды. Мария плакала тоже, но ее стекающим слезам преграждали дорогу пуховые нити так любимого Иваном платка, который в месте соприкосновения со щеками тут же покрывался снежным инеем. Плача, Мария одновременно гладила по голове своего теперь единственного друга, а тот как будто именно в эти минуты проникся сакральностью момента, и его вой также преобразовался в тихий плач. Из глаз собаки катились слезы непоправимого горя. Так они стояли несколько минут. Потом Мария сказала: “Пора.” Пират посмотрел на фото Ивана, как бы говоря глазами: “Обещал охранять, видишь - охраняю!” И засеменил вслед за Марией. Когда вышли на дорогу, она ласково потрепала собаку и шепнула тихонько: “Спасибо!” Пес понял.
      И жизнь потекла своим чередом. В будние дни Мария вязала, много читала. Иногда в гости заходила Наталья, и пили чай по-соседски.
      По субботам с утра Мария затевала стряпню: пекла сметанные булочки и творожные шаньги, готовилась встречать внучат. Ближе к обеду приезжал Матвей, привозил сыновей. Он же топил баню, парился сам, мыл мальчишек. После ужина Матвей обычно уезжал, Вовка с Митькой оставались. Зимой Пират жил от субботы до субботы. Именно в то время, когда в доме находился Матвей, на которого можно было оставить Марию, Пират убегал к Ивану. Это стало уже ритуалом. Плохо, что через реку напрямки нельзя. Саму реку по льду Пира перебегал, а вот подняться по тропинке наверх не получалось: самой тропинки и не было вовсе, а сверху со скал нависали шапки непролазного снега. Приходилось через мост. Ближе к весне Мария занялась рассадой. В огороде стояли две теплицы, построенные Иваном на совесть. В них Мария любила возиться, выращивая помидоры и огурцы. Да и других овощей было обычно к осени вдоволь. После смерти отца картошку взял на себя Матвей, а с остальным Мария справлялась сама. Весна неумолимо приближалась: рассада занимала все подоконники.
     В очередную субботу Матвей с ребятишками начали садить картошку. Пират, как обычно, улизнул, чтобы навестить Ивана. Он был уверен, что его долго не хватятся. Река величаво несла свои воды. Идти в обход не хотелось. Пират вспомнил все, чему учил Иван. И решился. Вода обожгла живот. От неожиданности Пират растерялся, но лапы работали синхронно. И тело активно продвигалось к противоположному берегу. Впервые Пират переплывал реку в одиночку.  Понемногу пес успокоился. Вот и сосна! Так рано они с Иваном плавать не начинали. А, как оказалось, можно было. Надо рассказать другу об этом, - думал пес, продвигаясь к знакомой оградке. Он, как обычно, перепрыгнул голубой заборчик, постоял у могилы, мысленно отчитываясь перед Иваном о событиях прошедшей недели. Пора было возвращаться. Пес, уже уверенный в своих силах, окунулся и поплыл. Где-то с середины реки он заметил на берегу Марию. Она всматривалась в скалу на противоположном берегу. Пират обреченно ускорился. Наконец Мария заметила его и начала звать. Голос ее дрожал. Пират выскочил на берег, отряхнулся и понуро побрел к хозяйке.  Весь его облик, и поджатый хвост, и опущенная голова говорили: я виноват, оставил тебя, оставил дом, не охранял… Как оказалось, Мария вовсе не злилась. Она бросилась к Пирату, прижала к себе его мокрое тело и тихонько спросила:
 -  К Ванечке плавал? Привет относил?
 И словно камень свалился с души Пирата: да, я был у Ивана, да - относил твой привет! -  завилял пес хвостом. Так легко ему стало. А тут еще Мария снова наклонилась и прошептала:
- Спасибо, родной. Ты не бойся меня оставлять - навещай Ивана, когда захочешь, только привет не забывай передавать. 
И снова пес ощутил то самое единение, которое посетило их с Марией души в тот морозный день на кладбище… Это ощущение передается у людей словами преданность или верность. Пират не знал таких слов, но всей душой принимал это состояние и понимал суть его очень правильно.
      Теперь не надо было таиться и прятаться. Пес помнил все: летом Иван обычно с утра занимался хозяйством, после обеда немного отдыхал, а потом командовал:
- Пират, гулять!
      Именно эти часы и выбрал пес, чтобы навещать могилку Ивана.
      Если вы проводите летом время на скалах у Слободы, знайте, что около четырех часов пополудни в реке можно увидеть собаку, плывущую по направлению к большой сосне. Пес выскакивает из воды, отряхивается и держит курс на кладбище. Не мешайте ему. Это Пират несет привет Ивану от Марии…

20 сентября 2021 г.
г. Первоуральск



На 141-ый Конкурс прозы для начинающих http://proza.ru/2024/01/08/1268 Международного Фонда Великий Странник Молодым