Освоение космоса, космизм и антикосмизм

Камиль Хайруллин
В 2011 году исполнилось 50 лет со  времени первого полета человека в космическое пространство, а в 2007 году отмечалось 50 лет с начала космической эры в истории человечества, когда был запущен первый искусственный спутник Земли. И всем россиянам есть чему гордиться, поскольку этим спутником был наш спутник, а первым космонавтом стал наш замечательный соотечественник, славный русский сын земли  смоленской Юрий Алексеевич Гагарин.  Полвека – срок по историческим меркам небольшой. Но и за этот короткий срок достижения космонавтики оказали существенное влияние на земную жизнь человечества. Спутниковая связь, космический прогноз погоды, космическая навигация, картографирование, разведка полезных ископаемых и экологический мониторинг, ведущиеся с земной орбиты, использование космических технологий в земном производстве и многое другое, что связано с развитием космонавтики – без всякого этого уже трудно представить современную цивилизацию. А фундаментальные открытия в астрономии, астрофизике и космологии,  сделанные с помощью космонавтики? Например, кто бы мог совсем недавно подумать, что наша Вселенная на 96% состоит из неизвестных для науки субстанций, именуемых «темной материей» и «темной энергией». Благодаря межпланетным зондам ученые узнали то, как вблизи выглядят  многие далекие планеты и их спутники в Солнечной системе и какие процессы происходят на их поверхности. 
Сам полет Ю.А. Гагарина имел выдающееся научно-практическое и мировоззренческое значение. Во-первых, он положил начало пилотируемой космонавтике и доказал принципиальную возможность жизни и работы человека вне Земли  в  космическом пространстве. Во-вторых, он впервые дал возможность увидеть нашу планету извне, со стороны, и осознать Землю как единый космический дом человечества, небольшой по космическим меркам, хрупкий и слабо защищенный от могучих стихий космоса, дом, который надо сообща оберегать и защищать. Космонавтика подняла вопрос о космической ответственности человечества за сохранение и благополучие такого уникального «очага» жизни и разума, каким является Земля во Вселенной.
Благодаря космонавтике, космос как бы стал ближе людям. Еще в 60-е и 70-е годы прошлого века философы заговорили о космизации, т.е. о все большем проникновении различных космических факторов в процессы земной жизнедеятельности человечества и возрастании влияния этих факторов [1,2].  Стали происходить процессы космизации науки, техники, производства, экономики, культуры и т.д.
 Появление практической космонавтики было закономерным результатом всего научно-технического и культурного прогресса. Многовековые мечтания людей о космических полетах начали воплощаться в жизнь во второй половине XX века. Космонавтика не могла бы стать реальностью и без той научной и духовно-культурной традиции, которая получила в философской литературе название «космизм» [3, 4]. Большой вклад в разработку космизма внесли представители русской науки и культуры. Поэтому неслучайно в современной литературе прочно укоренилось понятие «русский космизм».
В историческом плане космизм – это определенная тенденция развития мифологической, религиозной, философской, научной, этической и художественно-эстетической мысли, имеющей космическую направленность, стремящейся к синтезу представлений о человеке и космосе, и отражающей соответствующие умонастроения и размышления людей тех или иных исторических эпох. Истоки космизма лежат в глубокой древности.
        Определение планетарно-космических и вселенских «координат» эволюции земной жизни, бытия человека и человечества, поиск их космических корней и назначения, начертания перспектив их ближнего и отдаленного будущего – вот основные задачи, входящие в круг духовно-интеллектуальной области, обозначаемой как космизм.
 Космизм как космическая точка зрения на человека, его историю и судьбу, на все происходящее на Земле учит не ограничиваться рамками привычного и близкого земного окружения при решении мировоззренческих и смысложизненных проблем. Он стремится поднять сознание человека на общечеловеческий и космический уровень. Человек должен глубоко осознать, что помимо своей семьи, своего дома, своего народа и своей родины существует и большая Родина – планета Земля и большая семья народов – человечество. С позиции космизма каждый человек может прийти к осознанию своей доли ответственности за благополучие родной планеты и человеческого рода.
 Космизм выступает против всяких войн и предлагает найти «Общее дело», глобальный проект, реализация которого объединила бы все земные страны и народы. В этом отношении космонавтика выступает важной сферой международного сотрудничества и борьбы за мир. Конечно, космистское мировоззрение пока, увы, удел одиночных энтузиастов и духовно развитых интеллектуалов, оно далеко не стало массовым явлением. Но, думается, за космизмом будущее, и к нему будут приходить возрастающие число людей на нашей планете.
В человеческой культуре существовало и существуют множество типов (или форм) космизма. Можно говорить о мифологическом, эзотерическом (оккультном, теософском), религиозно-философском (буддистском, христианском), натурфилософском, естественнонаучном, астробиосоциологическом, научно-техническом, футурологическом, геосоциальном типах космизма. В мировоззренческих концепциях ученых – космистов эти типы своеобразно проявляются и сочетаются. Так, философия «Общего Дела» Н.Ф. Федорова – это сплав христианского, футурологического и геосоциального космизма; «космическая философия» К.Э. Циолковского – это сочетание элементов буддистского, натурфилософского, астробиосоциологического, научно-технического и футурологического космизма; биосферно-ноосферная концепция В.И. Вернадского – это естественнонаучный космизм, включающий  в себя представления в духе футурологического и геосоциального космизма.
Космонавтика как социокультурный феномен, прежде всего, связана с развитием инженерного, научно-технического космизма. Последний можно определить следующим образом. Научно-технический космизм – это вся совокупность теоретических и научно-технических идей (например, идея ракетного движения), технологических проектов, программ действий, обосновывающих возможность, полезность, эффективность и перспективность космической («космонавтической») деятельности человечества. Этот космизм как  общая концепция не сводится к конкретно научным и техническим знаниям, а, основываясь на них, выступает своего рода идеологией космонавтики, раскрывающей потребности и защищающей интересы космической сферы человеческой деятельности. Развитие космонавтики требует со стороны общества больших затрат и усилий, включения ее в общую систему жизнедеятельности социума. Поэтому указанный космизм, будучи научно-техническим по своему «ядру», неизбежно должен обрастать экономической и социальной «скорлупой», обеспечивающей включенность космонавтики в структуру функционирования и развития общества.
Основы научно-технического космизма были заложены К.Э. Циолковским, который видел в космонавтике важный стимулятор научно-технического и социального прогресса, универсальное средство решения глобальных проблем человечества (энергетической, сырьевой, демографической и др.).
Космонавтика – весьма многогранный феномен. Космонавтика – это не только научно-техническая сфера человеческой деятельности, связанная с полетами в космос, но и важная область культуры со своей историей и системой ценностей, со своими творцами и героями, событиями и открытиями, памятниками и музеями, научными и учебными заведениями, звездными городками и космическими профессиями и др. Космонавтика – это не только дорогостоящее предприятие, требующее серьезного финансирования и эффективного хозяйствования, но и сфера развития и проявления лучших качеств личности: смелости, мужества, героизма, высокого интеллекта и изобретательности, умения выживать и решать задачи в экстремальных условиях, чувства дружбы и взаимовыручки и др. Именно такие качества демонстрируют космонавты во время полетов. Космонавтика, расширяющая мир человеческих ощущений, интересов и отношений, имеет большой воспитательный гуманистический потенциал. Космические ориентации в учебно-воспитательной работы с молодежью способствуют формированию здорового образа жизни и высокой нравственности, воспитанию в спортивном духе, развитию интереса к научным знаниям и научно-техническому творчеству, утверждению чувства гордости за космические успехи своей Родины, осознанию важности коллективистских начал в жизни человека. В условиях, когда деньги,  богатство и власть становятся идолами современного поколения, а состояние повседневной нравственности оставляет желать лучшего, духовно-моральный воспитательный потенциал космонавтики необходимо использовать в полной мере, ориентируя молодежь на высокие идеалы, большие свершения и общечеловеческие интересы. Ну, а обывателям и «прожигателям жизни» космонавтика не нужна или даже вредна, поскольку она де им мешает достижению полного довольства и сытости на Земле.
Циолковский хорошо понимал, что еще долго придется отстаивать и защищать интересы космонавтики в условиях  антикосмических («космофобских») умонастроений и ориентаций людей. Вот и сейчас у космонавтики и космизма есть достаточное количество противников и оппонентов. За последние 20 лет в нашей философской и научно-популярной литературе достаточно четко проявилась позиция антикосмизма. Можно указать на работы В.А. Кутырева, И.А. Резанова, Г.М. Салахутдинова и некоторых других авторов. Например, Кутырев, которого очень не устраивает теория и практика освоения космоса, утверждает, что «упование на космос как сферу продолжения земной жизни – самая неоправданная иллюзия и великий миф нашего времени, а большинство людей – его носители и жертвы» [5, с.52]. Однако эти «носители и жертвы великого мифа» изобрели космонавтику, вывели человека во внеземное пространство и дали  ему возможность жить и работать в новых необычных условиях. По мнению Кутырева, космонавтика и любая связанная с ней техника и технология ведут к появлению «очагов космоса» на Земле, которые якобы образуют в биосфере «мертвые пятна» т.е. зоны, чуждые жизни. Короче говоря, «космизация Земли» будто выступает угрозой существования человечества, а космизм – антигуманной и антиэкологической концепцией, мешающей выработке правильной стратегии его выражения.
Кутырев и другие критики космизма все-таки демонстрируют поверхностное и предвзятое мнение о космизме, не желая осмыслить его глубинные истоки и обратиться к первоисточникам. Можно упрекнуть космизм в его максимализме, утопичности некоторых его проектов и не соглашаться с его отдельными положениями, но навешивать ярлыки антигуманизма и антиэкологизма на него нельзя. Надо просто лучше знать и понимать сущность космизма, который, как правило, развивается именно в виде гуманистически и экологически ориентированных учений, возвышающих человека и природу в их единстве и гармонии. Объединение человечества, преодоление розни и вражды между людьми, народами и странами, изгнание войн из человеческой истории, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, совместное решение таких сложных задач, как борьба с голодом, старостью и смертью, регуляция стихийных сил природы, общее спасение человечества от грозящих катастроф – вот  цели, выдвигаемые мыслителями – космистами, цели, носящие безусловно гуманистический и экологический характер.
По существу, антикосмисты выстраивают искаженный образ научно-технического космизма, делают из него «пугало» для общественного мнения, а на космонавтику сваливают негативные последствия научно-технического прогресса.
   Резанов предлагает истолковать космизм как «своего рода новую форму религии», которая отвлекает человека от насущных проблем, погружает в мир неосуществимых грез и фантазий и зовет людей к переселению на другие планеты [6]. Данный автор считает, что не надо заниматься развитием космонавтики, поскольку это пустая и дорогостоящая трата средств и сил, и надо сосредоточиться на решении сугубо земных проблем. Резанов демонстрирует полное непонимание значения и роль космонавтики для настоящего и будущего земного сообщества. Ведь космонавтика в первую очередь помогает решать именно земные задачи и проблемы.
Имеют место и прямые попытки, порочащие имя и идейное наследие творцов космизма. Г.М. Салахутдинов опубликовал весьма гнусную книгу о Циолковском, в которой он всячески принижает личность и творчество основоположника космонавтики, стремясь представить Циолковского нездоровым малограмотным человеком и считая его «лжеученым» и «псевдоизобретателем» [7]. Измышления Салахутдинова справедливо получили достойный отпор со стороны ряда ученых [8].
Вспоминаю начало 80-х годов прошлого века. В это время были опубликованы «Сочинения» отца русского космизма Н. Федорова, подготовленные к изданию С.Г. Семеновой. На философию Федорова обрушился вал суровой критики. Тогдашний директор академического Института истории естествознания и техники С.Р. Микулинский опубликовал в журнале «Вопросы философии» статью, в которой проклинал федоровское  учение, называя его реакционной кладбищенской философией, от которой несет  мертвечиной. Микулинского давно уже нет, а «кладбищенская философия» Федорова вполне жива, и в Москве учеными разных специальностей регулярно проводятся федоровские Чтения.
И последнее. Космизм далеко не сводится к идее переселения людей на другие планеты, хотя такая возможность как отдаленная перспектива рассматривается в его рамках. Путь освоения человечеством космоса труден, рискован и тернист, и на этом пути были, есть и будут неудачи, жертвы и поражения. Он требует и больших материальных затрат. Однако освоение человечеством космоса необходимо  для его выживания и дальнейшего прогресса на Земле. А тот, кто не понимает этого, показывает свою ограниченность и близорукость. Что же касается космических фантазий и неосуществимых в настоящее время проектов, то они тоже нужны человеку, хотя бы для развития его духовности и укрепления веры в творческий гений своих потомков.
                Литература
1. Фаддеев Е.Т. Космонавтика и общество. М.: Знание, 1970.Ч.I. 48 с.
2. Урсул А.Д. Человечество, Земля, Вселенная. Философские проблемы космонавтики М.: Мысль.1977. 264 с.
3. Хайруллин К.Х. Философия космизма. Казань: изд-во «Дом печати». 2003. 370 с.
4. Старостин А.М. Космизм: прошлое, настоящее, будущее. Ростов-н/Д.: Изд-во СКАГС, 2007. 38с.
5. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: изд-во «Нижний Новгород», 1994. 199 с.
6. Резанов И.С. Жизнь и космические катастрофы. М: Агар, 2003. 240 с.
          7. Салахутдинов Г.М. Блеск и нищета К.Э. Циолковского.  М: АМИ, 2000.               
              248с.               
8.К.Э. Циолковский – современный взгляд на его творчество. Сборнтк
докладов. М: ИИЕТ РАН, 2003. 186с.
                2011г.