Перу писаря
ПРЕДПОЧЕВШИЙ КИСТЬ…
(Портрет И.Н.Крамского, как и его
значимые полотна, представим зрительно
в следующей главке!)
***
Знакомьтесь: художник
Иван Николаевич КРАМСКОЙ
( 1837- 1887 гг.).
Его знаменитые полотна – картины «Христос в пустыне» (1882 г.),
«Неизвестная» (1883 г.), «Портрет Льва Николаевича
Толстого" ( 1873 г.),
«Неутешное горе" ( 1884 г.),
«Портрет Александра Ш»
(1886 г.), а также портреты
М.Е. Салтыкова- Щедрина,
Н.А.Некрасова и др.
А 24 марта 1887 г., во время работы над портретом доктора
Раухфуса, кисть художника выпала из его рук навсегда…
В тот год он всего ничего
не дожил до своего
50-летия ...
***
Сын делопроизводителя из Воронежской губернии, он должен был продлить
семейную традицию и стать писарем.
Но юный Ваня мечтал творить не пером, а кистью.
А потому, работая сначала ретушером
у фотографов и постигая азы живописи, осенью 1857 г.
Иван Крамской поступил в Академию художеств Петербурга,
где свел знакомство и дружбу со знаменитыми художниками
своего времени.
Когда совет Академии предложил лучшим выпускникам творческий конкурс –
написать дипломную работу из скандинавской мифологии
«Пир в Вальхалле», что
позволяло им получить
Большую золотую медаль Академии и право
пенсионерской зарубежной поездки на 6 лет,
14 конкурсантов, среди
которых был Иван Крамской, вышли с ходатайством предоставить им право
писать работу на вольные, социальные темы.
Им отказали и они в знак протеста покинули Академию.
Чтобы спасти товарищей
от нищеты, Иван Крамской предложил создать совместное предприятие – Артель
свободных художников. Вместе они арендовали помещение,
где у каждого была своя
небольшая мастерская и
общее просторное помещение для собраний.
Общее хозяйство Артели вела жена художника – Софья Крамская.
Вскоре у художников появились заказы, они писали портреты, делали копии картин, рисовали
иллюстрации к книгам. Объединение процветало.
Иван Крамской занимался его делами – искал заказчиков, заключал договора, принимал
и распределял деньги.
Одним из его учеников был Илья Репин, который
писал :
« Вот так учитель! Его приговоры и похвалы были очень вески и производили
неотразимое действие на учеников».
В 1865 г. Крамской приступил
к росписи купола храма Христа Спасителя в Москве
по картонам, которые он создавал еще в годы учебы
в Академии.
Но вскоре, когда с одним из членов Товарищества у Крамского вышел конфликт
( тот принял у Академии пенсионерскую поездку за границу, предав тем
самым их общие принципы), Артель распалось и Крамской выступил
учредителем ( совместно
с художниками Григорием Мясоедовым, Василием
Перовым и Алексеем Саврасовым) нового творческого объединения – Товарищества передвижных выставок, в которое вошли также
художники И.Шишкин, В.Васнецов, И.Левитан.
На первой же выставке
«передвижников» в 1871 году Крамской представил
свою новую работу, ставшую сразу знаменитой, картину «Майская ночь» -
сюжет с русалками, залитыми лунным светом. Картину он создавал в Малороссии по
по мотивам повести Н.В.Гоголя (1809-1852 гг.), отразив на
полотне саму гоголевскую ночь – таинственную и лунную…
После ошеломляющего успеха этой работы, картину сразу купил известный меценат
Павел Третьяков.
Но чудеса, связанные с этой картиной, только
начинались…
***
Самой сложной задачей,-как
говорил сам И.Крамской, - было показать свечение
луны, которой на картине практически нет! Есть лишь
ее отсветы,что усложняет
работу в разы.
Вот как описывал это сам
Крамской:
« Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем,что частичка лунной
ночи попала-таки в мою картину, но не вся.
Трудная штука- луна…».
И еще, он же:
« Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломал себе шеи, и если не поймал луны,
то все же нечто
фантастическое вышло!».
Так и оказалось…
На выставке в своем зале Павел Третьяков, приобрев картину, разместил
«Майскую ночь», которую в народе сразу назвали
«Русалки», рядом с картиной
Алексея Саврасова «Грачи прилетели». И в первую же ночь в зале картина
Саврасова непостижимым образом упала со стены!
Тогда в шутку предположили,
что это проделки русалок,
не пожелавших соседства
с птицами…
И Третьяков долго не мог подобрать постоянное место
для «Русалок» в своем зале. Куда бы ни повесили картину, по ночам там слышалось
тихое пение, а воздух становился влажным…
Появились даже слухи,
что одна из девиц,
рассматривавших полотно,
вскоре утопилась!
«Чертовщинка» с картиной закончилась лишь тогда, когда пожилая няня Третьяковых
предложила перевесить
«Русалок» подальше от дневного света,пояснив:
"Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не знают покоя. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!".
И верно! Поместив «Русалок»
в более темный и дальний угол
галереи,Третьякову удалось их «успокоить» ...
***
О некоторых других полотнах И.Н.Крамского, а также историях их написания,
памятных мне лично копиями
со стен отчего дома от отца-самодеятельного художника,
поговорим в следующей
главке.
(Отец мой– фронтовик, получивший ранение в боях
под Ржевом, что прожил всего
56 лет, работая учителем
рисования, физкультуры и
труда в сельской школе,
мастерски копировал на стену дома в ряду других шедевров русских мастеров и картины
И. Крамского «Лунная ночь»
(1879 г.) и "Неизвестная"
(1883 г.), открывшие мне
путь в прекрасное, близкое
к волшебству!
А сегодня, весенним днём
4 марта, фронтовику и
художнику- самоучке
Вячеславу Ивановичу
аккурат исполнился
бы 101 год…
Светлая ему память!).
04.03.2024 г.
(Окончание следует)
На снимке: фрагмент картины И.Крамского «Майская ночь»
(1871 г.)
Фото из интернета