Оттиск. 2 глава. Клиент

Яков Тав
Человека который ищет, что купить для подарка, всегда видно сразу, особенно искушённым в своём ремесле продавцам. Заметно это по сосредоточению подобному как бы попытке предугадать реакцию одариваемого. Эту целеустремленность ни с чем не спутаешь, человек просто заряжен уже обдуманным (плюс-минус) бюджетом и примерным тематическим ориентиром. Эти люди лакомый кусок любого торговца у которого в лавке есть предложения для выбора предмета для подарка и такого клиента они моментально выделяют даже из большого наплыва посетителей, а ярче всего виден покупатель который спешит. Тёртому торгашу, остаётся только завладеть вниманием посетителя совершив визуальный контакт и уже встретившись (хотя бы на долю секунды) глазами, и немного выждав - читая, в этой паузе,возможный интерес по уделённому вниманию устремлённому определённым образом,- оказаться, по возможности, рядом, но не очень близко и лучше всего справа от потенциального покупателя.

Всё это Николай прекрасно знал, но нужно было что-то подарить и нужно было срочно. И хотя переплачивать он не любил, понимание того, что это скорее всего случится, созрело быстро и почти безапелляционно. Ювелирная выставка.Экспоцентр. Представлены чуть ли не все заводы и торговые фирмы страны, есть несколько павильонов антикваров и сувенирщиков...Кругом были всё-таки профессионалы,не уступающие, а то и превосходящие, а время поджимало.

Николай прилетел вчера утром, добрался не торопясь,как любит, на общественном транспорте, устроился в самый простой номер в свой любимый "Akyan", позавтракал, вздремнул.

Думал, что с запасом располагает временем.

 Вышел в город, прокатился на автобусе до площади Александра Невского, по обыкновению засвидетельствовал почтение почившим основателям и знаменитым личностям этого великого города прогулявшись до некрополя, благо погода располагала. Поклонился. Зашёл в Александро-Невскую Лавру, поставил свечи, подал записки, а выйдя и пройдя по набережной медленно направился в Митрополичий сад.

Вокруг благоухала ранняя осень балтийской природы, стояла оттепель бабьего лета. Было то время когда только что начавшие опадать листья почти не хрустят под ногами и наступать на них даже жалко, такие они красивые! Яркие после недавнего дождика, не запылённые, не раскрошенные, ещё не утратившие сочность красок. Они ещё не засыпали тропинки полностью, их ещё не так много и они ещё индивидуальны и не смешаны...

А их братья ещё висят на деревьях и нет-нет кто-нибудь из них тоже срывается, тоже какое-то время летит и будто выбрав своё место среди упавших - медленно ложится. Его подхватывает дуновение слабого ветерка и он будто осознавший потерю - подхватывается, взлетает, но немного покружив снова падает, и, уже не укладывается будто на своё место, а именно падает, падает обречённо...

На аллею, перед Николаем, шагах в тридцати, с боковой тропинки из-за деревьев вышла торопливой походкой немолодая женщина. За ней выбежали два ребёнка лет четырёх-пяти, мальчик и девочка. Женщина явно спешила, дети за ней просто бежали, держать их за руки необходимости не было - парк пешеходный, вход подконтрольный, ни велосипедистов, ни самокатчиков сюда не пускали. Женщина шла, дети бежали, он гулял очень медленно. Они удалились и скрылись за поворотом, Николай снова остался один.

Он любил не спешить, но при этом двигаться.

Николай вернулся с созерцанию ранней осени, поймал себя на нотках беспричинной грусти, но не стал отмахиваться...


А о том, что встреча перенесена и он лишается трёх дней свободного времени узнал только  вечером на деловом ужине в Петергофском Штандарте. Ещё подумал тогда, в тот момент -"да привет" читается похоже, как на английском "deprived", что и означает "лишится", хотя звучит и не так.

"Ладно, ничего не поделать, я уже здесь. Один here и здесь one... и времени на рысканье по скупкам, ломбардам,антикварным лавкам и старым знакомым у меня нет." - продолжал размышлять Николай.

"Надо было уговорить всё же супругу вырваться на недельку из солнечного Монако вместе, а внуков отправить к родителям  в их Канаду пораньше, всё равно заколебали уже, не управляемые. Сейчас бы разбрелись и пересмотрели всё в два раза быстрее, чем смогу один."- продолжал думать он и состроив вид обычного ротозея пошёл по рядам.

Человека которого нужно было одарить удивить было крайне сложно, но постараться всё же следовало и при этом выбора особо не представлялось - предмет должен быть из драгоценного металла и соответственных вставок. Ясное дело штучный, а хорошо бы ещё и старинный. Впрочем последнее не обязательно, поэтому он проглядывал все витрины подряд...

"Нет, ну надо же как меняют нас обстоятельства! Буквально сутки назад, то есть ещё вчера, я представлял из себя умиротворённого и совершенно никуда не спешащего, самодостаточного и уверенного в себе человека, а сегодня - ещё чуть-чуть и я превращусь в гончего пса от которого ускользает добыча!" - сокрушался занятый поисками человек.

Для начала Николай высматривал антикваров разбросанных по разным рядам и находящихся в основном, впрочем как всегда, на отшибе. Прижимистый народ, чего уж там. Остальные экспозиции тоже мельком проглядывал и отмечал витрины к которым стоит вернуться.

Николай увидел его из далека. Олежек работал. Он был не за прилавком, а в зале около своей витрины. Плавные, словно обтекающие движения, чуть наклоненная голова. Он без умолку втолковывал что-то двум клиенткам, не отпуская их от своего товара и прерываясь только чтобы услышать ответ на какой-то свой вопрос твёрдо рассчитывая в очередной раз услышать только нужное ему именно сейчас либо "да", либо "нет", чтобы на вопрос - "Упаковать?" - услышать именно "Да!". Нейролингвист, профи.

Олегу Дмитриевичу, это для Николая он был "Олежек", явно нравилось то чем он занимается, мужчина был натурально "в своей тарелке". Возраст чуть за пятьдесят, опрятный, дорого одетый, зубы сверкают, часы сияют. Пижон, но не слишком.

Николай улыбнулся почувствовав, что рад его видеть. Хотя они вовсе и не друзья и даже в прошлом конкуренты, хотя впрочем всё же просто коллеги - приятели.

С этим неординарным человеком связано множество баек антикварного мира, при формировании одного из таких сюжетов наш устремлённый поиском клиент лично присутствовал. Дело было несколько лет назад.


Тогда в актовом зале театра звучал рояль, по огромному фойе застроенному павильонами антикварных магазинчиков прогуливалась публика, шла выставка,готовился аукцион, проходил фестиваль...

Коллекционеры это особая каста, а уж те кто обслуживает их интересы, так те, и тем более.

У одной из лавчонок покупатель и продавец, которым и был приятель Николая, ведут торг:

- Сколько стоит у вас эта картина?

- Эта великолепно выполненная работа в стиле ренессанс, который когда-то пришёл на смену средневековому классицизму скованному догмАтами церкви, ярко отражает тенденции второй половины 18 века в развитии живописи. И пусть работа, возможно, выполнена и позже,к сожалению она не датирована и подпись автора не разборчива,
но стилистика соблюдена полностью!
...Посмотрите сколь пикантен взгляд изображённой на полотне девушки!

- Цена у этого предмета есть или вы её просто так, похвалиться, привезли!?

- Я вижу вы ценитель, раз обратили внимание именно на эту вещь!

- ... Цена какая?

- Вам, как человеку явно обладающему знаниями в атрибуции антикварной живописи, я готов предложить назвать цену самому! Называйте!

Покупатель разворачивается в направлении выхода и произносит:

- Вы же продавец, вы и называйте! Что это такое то вообще, я должен клещами из вас цену вытягивать?

- Ну хорошо,хорошо... Не уходите, вещь же вам понравилась!

- Цена?

- Да недорого совсем!

- Сколько?

- Семьдесят тысяч! ...Прошу...

- Дорого! Я не готов платить такие деньги за непонятно что, здесь даже автор не известен!

- Но вещь же вам понравилась и она действительно очень хорошо выполнена!

- Красота свою ценность имеет конечно, только вот подпись автора - это очень важно!

- Я же говорил - вы ценитель! Сколько ваша цена?

- Нуу, не знаю... Тысяч тридцать, думаю, я готов за неё дать.

- Я брал её за сорок пять, дайте пятьдесят и она ваша!

- Нет, дорого. Пойду ещё что-нибудь посмотрю. Вон у ваших соседей тоже живопись есть!

- Назовите максимум который по вашему мнению стоит эта вещь?

- Ну сОрок, больше не дал бы! Хотя, нет! Не готов, это всё равно дорого. Пойду похожу ещё посмотрю, подумаю...

- ... А давайте устроим спор! - произносит, будто воодушевлённо, продавец.

- Какой ещё спор?

- Смотрите! Мы с вами подбрасываем монету. Если выпадает орёл, то вы покупаете картину за мою цену - то есть за пятьдесят, а если выпадает решка я продаю её вам за вашу цену - то есть за сорок. Пойдёт?

- А монета будет обычная или у вас в кармане припасён экземпляр "аверс-аверс"?

Продавец чуть замялся, заблудил взглядом... Но не теряя темпа разговора выпалил: -  "Понятие "аверс-реверс" в нумизматике не обуславливается простым определением "орёл-решка", всё сложнее. Но мы с вами используем простую монету и возьмём её, пусть даже в вашем кармане, а подбросить попросим кого-нибудь из случайных людей!".


Возникла пауза в финале которой покупатель нащупав в кармане монету согласился на спор, но попросил посмотреть картину поближе. Получил её в руки, покрутил, остался доволен и продолжая держать её в руках достал из кармана монетку. Продемонстрировал продавцу, что она имеет две различные стороны. Подозвал проходящего мимо подростка, попросил подбросить монету и уронить её на пол.

Мальчик довольно ловко, со щёлчка, запустил обычную пятирублёвку в воздух... Монета подлетев вверх закрутилась, но сила тяжести конечно же взяла своё и монетка упав на пол и отскочив от него пару раз в следствие удара, всё таки замерла на паркете.

Выпала решка!

Продавец (с трудом скрывая улыбку) нахмурился, а ликованию покупателя казалось не будет предела! В радостном возбуждении он взялся пританцовывать, крутиться на месте, задирать кверху голову, целовать изображённую на картине девушку...
И вдруг, поскользнувшись на антикварном театральном паркете, уронил картину и завалившись набок упал прямо на неё, при этом в клочья порвав холст. На несколько секунд замерев на месте,будто переваривая случившееся, он встрепенулся, поднялся, посмотрел на холст, запустил руку в карман, достал деньги и рассчитавшись спешно ретировался.

А Олег вечером в гостинице спокойно склеил холст, состарил склейку, подтонировал обычным йодом осветлённые места порыва на лицевой части, и на следующий день продал картину с гениально сумасшедшим , выдуманным разумеется, провенансом о несчастной любви и ярости какому-то дедку в панаме. И продал не дёшево.

Николай, вежливо, как ему представлялось - не показываясь на глаза, свернул в один из проходов и продолжил просмотр витрин, решив не отвлекать Олежека от процесса. Понимая, что спугнуть клиента значит накосячить. А накосячить значит лишиться возможных преференций, ведь Олег Дмитриевич мог и помочь.

....