Глава-2. Учёба. 2. 1. Школьные годы

Александр Смольников
       http://proza.ru/2023/12/26/167 


         Парнишка лет десяти сидел в кресле за столом. По всей видимости, он учил уроки, заданные в школе. Учебники при этом были разбросаны по столу, какие-то валялись на полу, лежали на полках. Ровной стопкой были сложены книжки на углу стола. При внимательном взгляде можно было прочитать их названия. Это художественная литература, тут Жюль Верн, Марк Твен, Джек Лондон. Ещё одна стопка лежала непосредственно перед ним, в ней – труды Карла Маркса, Кропоткина, Ленина. Этим парнишкой был Эрнестито.

         Только что он закончил читать толстую книгу сочинений Карла Маркса:

         – Ну и Карл, ну и налепил что-то невразумительное, и ничегошеньки я не понял, что он так долго растолковывал, – годы спустя, будучи на Кубе уже команданте Эрнесто Че Геварой, он признавался жене: когда впервые прочел Маркса и Энгельса, «ровным счетом ничего не понял».

         В этот момент в комнату зашла Селия:

         – Тэтэ, отчего ты такой мечтательный сегодня?

         – Мама, я просматривал литературу, мне кажется, что у нас несправедливое общество.

         – О, ты уже начитался революционной литературы! Да, сын, мне тоже многое не нравилось и не нравится в нашем обществе. Ещё в юности, изучая историю нашей семьи, я познакомилась с работами Карла Маркса, упоминавшего имя нашего легендарного предка, и заинтересовалась идеями социализма. Эти идеи сильно повлияли на моё мировоззрение. Я вступила в борьбу за предоставление женщинам избирательных прав и стала одной из основательниц феминистского движения в Буэнос-Айресе. Когда мы поженились с твоим отцом и наняли людей на работу на плантации матэ, то решили улучшить положение рабочих, в частности, начали выплачивать им зарплату деньгами, а не продуктами, это вызвало недовольство окрестных плантаторов, и мы стали для них врагами. Надо сказать, что меня всегда притягивала Французская революция, её идеи, притягивала и сама Франция, её культура, история. Ещё я всегда любила творчество импрессионистов!

         – Это, да-а! Мне тоже нравятся импрессионисты. Какие работы у Эдуарда Мане, Клода Моне, Густава Кайботта, Эдгара Дега! Просто потрясающие!

         – Да, Тэтэ, согласна, мне тоже они очень по душе.

         – А ты видела мои последние рисунки? – Тэтэ и сам хорошо рисовал акварелью.

         – Ой, Эрнестито, что мы с тобой засиделись, в школу опоздаем!

         Первые два года Эрнесто не посещал школу и учился дома под руководством родителей, бабушки, тёток и няни, но больше всего с ним занималась мама, донья Селия. Она просто боялась, что её сыну не смогут быстро оказать помощь во время приступа. Ведь кроме ингалятора в серьезных случаях ему требовалась внутривенная инъекция адреналина. Позже своей первой жене Ильде Эрнесто рассказывал, что научился делать себе уколы, когда ему не было ещё десяти лет. Только обучив сына оказывать самому себе медицинскую помощь, Селия де ла Серна в 1937 году отправила его в школу, в которой он проучился с десяти до тринадцати лет, в ту самую, куда ходили и его товарищи по дворовым играм. Тэтэ поступает сразу же во второй класс. «Незаметный на уроках, но заводила на площадке» – так вспоминала об Эрнесто его учительница.

         Огромная машина "Крайслер" тридцатого года с открытым верхом с Тэтэ во главе и целой сворой соседских мальчишек, набившихся в неё, кричавших и весело размахивавших руками, неслась по улицам городка. За рулём сидела Селия, она так лихо водила машину, что встречающиеся на пути люди шарахались в стороны от страха. Зато восторгу детей не было предела!

         Машина подлетела к самому порогу школы, на крыльце которой стоял директор.

        – О, синьора, Селия! Вы как всегда едете на своей машине, словно она у вас гоночная!

        – Добрый день, синьор директор! – Селия стояла перед директором в вызывающем одеянии по бродвейской моде, одетая в жокейскую куртку и брюки, с коротко остриженными волосами в стиле «а-ля сорванец».

        – Мы не опоздали на уроки?

        – Нет, нет, синьора, звонок только прозвенит с минуты на минуту, проходите с детьми в классы! – А в голове у директора и дальше проносились мысли, что синьора ещё курила и прилюдно клала ногу на ногу, что было недопустимо ни для аргентинской матери, ни для строгого католического общества маленького городка. – Хотя пусть хоть по две сигары курит сразу, зато она не только принадлежит к высшему обществу, но и, благодаря её заботе о детях, на её же деньги в школе ежедневно всем учащимся выдают кружку молока, а это есть не в каждой школе! – продолжал размышлять директор.

         Надо сказать, читателям, что эта традиция выдачи школьникам молока сохранялась в школе ещё долгие годы.

         Эрнесто, спрыгнув из автомобиля, засунул руки в карманы и посмотрел свысока на всех, сквозь зубы цвиркнул слюной на пару метров от себя. Пытаясь подражать матери, он любил порисоваться перед сверстниками, обожал прихвастнуть, сделать что-нибудь эдакое, чтобы привлечь к себе внимание.
 
        – Ну, пижон! – раздалось за его спиной.
        – Сам ты чистюля и маменькин сынок! – Тэтэ покопался в кармане, выудив оттуда мел, запустил им в обидчика.

        Только вчера он, пытаясь в школе обратить на себя внимания, жевал мел и остаток бросил в карман. О вчера, сколько всего было вчера: во-первых, он выпил чернила из чернильницы, а остатки вылил на тетрадку парня с соседней парты, во-вторых, смотался в заброшенные шахты после уроков с друзьями, где наткнулся на козу, именно живую козу, и умудрился с ней подраться – это в-третьих, в-четвёртых, залез на дерево и удачно спрыгнул, напугав соседку из дома напротив. А уже вечером, придя домой, получил взбучку от родителей за неопрятный внешний вид, что, впрочем, его не расстроило, так как такое происходило практически ежедневно.

        Если вы подумали, что это всё, то вы ошиблись, вечер закончился тем, что он повалился на кровать в одежде и обуви, опять получил нагоняй от матери, а потом перед сном читал вслух наизусть любимые свои произведения Верлена, Бодлера, Лорки. И так было постоянно. Неделю до этого он уговорил младшего брата Роберто забраться в кузов грузовика, увёзшего их за восемьсот километров от Альта-Грасии.

         Нельзя не сказать, что с ранних лет Эрнесто увлекался шахматами. Известно, что на него большое впечатление произвёл кубинский шахматист Капабланка, который однажды приезжал в Буэнос-Айрос. Тогда он впервые заинтересовался Кубой, ему исполнилось одиннадцать лет. Ещё пытался заработать денег и подрабатывал сборщиком винограда, правда, недолго – вновь обострилась болезнь. Хотя нужно признаться, что его приступы астмы и ингалятор, и шприц для инъекций стали не признаком слабости, а придавали ему загадочность и создавали имидж юного мачо для окружающих его сверстников и особенно девчонок.

         Так наш герой, юный Эрнесто Гевара, в городке Альта-Грасия закончил начальную школу. Следующим этапом была гимназия имени Деана Фунеса, где он также слыл хулиганом и задирой. Гевара мог посреди урока закурить вонючие сигареты – лекарство против астмы, открыто спорил с учителями математики и литературы, указывая им на допущенные неточности, по выходным устраивал со своей «бандой» походы в горы, а то и в Альта-Грасию, где предавался тем же отчаянным забавам, которыми он так пугал родителей в детстве: ходил по канату через крутые расщелины, прыгал с высоких скал в реку, ездил на велосипеде по рельсам. Несомненно, сказывалось влияние матери! Он и внешне тоже очень походил на неё, вы можете увидеть это на фотографии.

          Продолжение следует. http://proza.ru/2024/04/12/1307
          Книга опубликована в Литресе.