Разве с ними можно договариваться?

Александр Щербаков 5
В 1990 году между Киевом и Москвой было подписано соглашение о сотрудничестве и признании границ РСФСР и УССР. Распад Советского Союза в 1991 году изменил всё. Новые государства столкнулись с неурегулированными территориальными проблемами, с вопросами раздела общесоюзной собственности, на базе чего будут строиться их армии и флот. В итоге один из самых сложных «разводов» на просторах экс-СССР предстоял Украине и России.

После распада СССР у союзных республик, ставших независимыми государствами, начался новый этап. Им предстояло самое важное — поделить наследство сверхдержавы, при этом не конфликтуя друг с другом и без войн.

Но не у всех так получилось. В Закавказье достаточно быстро начались гражданские и сепаратистские конфликты из-за неурегулированных национальных претензий. В Средней Азии горячей точкой стал Таджикистан. У Узбекистана и Киргизии также возникли спорные вопросы, но обошлось без войны. На западе бывшего СССР напряжение нарастало вокруг Молдавии, которая одна из первых провозгласила свою независимость и выход из Союза.

На этом фоне отношения между Украиной и Россией нельзя было назвать напряженными. Впрочем, обе страны могли найти много поводов для конфликта. Например, статус Крыма не давал покоя политикам ещё до распада СССР. После того как Россия и Украина стали независимыми, возник вопрос — что делать с Черноморским флотом. Его основная база находилась в Севастополе, который был городом общесоюзного подчинения. Раздел военного и гражданского имущества между сторонами усложнялся из-за неурегулированного статуса полуострова и флотской базы.

Остатки советского вооружения, которые оказались у Киева, стали еще одним спорным вопросом. После распада СССР ядерный арсенал Украины превышал французский, британский и китайский вместе взятые. Несмотря на возможные большие перспективы новой страны, она не могла бы использовать оружие, так как коды запуска ракет и системы управления хранились в России.

У Киева не хватало денег на содержание ядерного вооружения. Через два года после того, как Украина стала независимой, инфляция в государстве достигла 400%, а новая валюта, карбованец, почти обесценилась: в 1992-м немецкая марка стоила 135 купонов, в 1995-м — уже 102 886. Помимо этого, начались проблемы и в энергосистеме страны. Киев одновременно столкнулся с нехваткой продуктов, холодом и гиперинфляцией. Однако страна не осталась без газа, так как по соглашению получала его в кредит из России.

В таких условиях Украине было не до сохранения ядерного оружия, его обслуживания или даже консервации. США и Европа давили и требовали передать арсенал России. У Киева не было выбора. В 1994 году был подписан Будапештский меморандум — межгосударственный документ о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. Президент Леонид Кучма позже называл это соглашение филькиной грамотой.

Если вопрос с ядерным оружием удалось решить относительно быстро, то с Черноморским флотом оказалось труднее. Руководители Украины и России не знали, как действовать. Сначала Москва выступила с предложением, что все будет поделено пополам. Но тут возникла проблема.

После образования СНГ Черноморский флот вошёл в состав Вооруженных сил СНГ. Однако в Киеве решили, что надо ковать железо, пока горячо, так что с 1992 года начались попытки «украинизации» флота. Доходило до насильственных захватов имущества и похищений. В ночь с 10 на 11 апреля 1994 года отряд украинских военнослужащих численностью до 120 человек захватил 318-й дивизион кораблей резерва Черноморского флота с береговой базой, узлом связи, имуществом, оружием. Личный состав береговой базы был вывезен в поселок Чебанка в 10 километрах от Одессы.

В Москве негодовали от этого, в Киеве — от того, что состав Черноморского флота и население Крыма отказывалось признавать новые власти. Ситуация заходила в тупик.

Тут свою роль сыграли газовые долги Украины перед РФ. 15 апреля 1994 года в Москве президенты Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали соглашение о поэтапном разрешении кризиса вокруг Черноморского флота. В новом документе уже не было равного дележа — Киеву отходило 18,3% имущества, остальное — России. О долгах было решено аккуратно забыть, точнее — пролонгировать платежи по ним.

Казалось, что устранено последнее препятствие на пути заключения договора между двумя странами. Но ничего подобного — всё только начиналось. Соглашение о границе и решения о базировании Черноморского флота, включая аренду Севастополя и статус морской базы в городе, де-факто готовились одновременно. Россия хотела увязать одно с другим, но у Украины имелись другие намерения. Оба вопроса Киев хотел решить отдельно. А газовые долги, по мысли нового украинского правительства, были совсем другим.

Было понятно, что с такими разными подходами заключение договора о сотрудничестве и партнёрстве затянется. Три года стороны потратили на попытки согласовать позиции. Получалось не очень. Москва и Киев использовали любые предлоги для получения преференций на переговорах. Украина в какой-то момент настояла на смене переговорщиков от РФ и добилась предварительного подписания соглашения без его привязки к вопросу о Черноморском флоте. Со своей стороны Москва увязала приезд Ельцина в Киев и решение экономических вопросов между странами с ускорением решения по договору.

К 1997 году Украина подошла в состоянии неуверенного роста, огромной энергетической задолженности перед Москвой, а что еще важнее — неурегулированных границ с Россией. Это заставляло Киев нервничать: мало ли что там в Кремле решат. Ельцин против войны, а в Госдуме оппозиция через раз грозит вернуть утраченные территории. Вопросы с флотом и границами надо было решать очень быстро.

28 мая 1997 года были подписаны три договора о статусе Черноморского флота. Россия получала Севастополь как основную морскую базу и право на использование гражданского имущества флота. Кроме того, более 80% боевых кораблей и подразделений флота становились российскими. Номинально Москва тут же оказалась военным гегемоном в акватории Черного моря.
31 мая 1997 года Россия и Украина подписали договор. Из-за затрагиваемых в нем проблем он тут же получил образное название «Большого договора». Но самое трудное было впереди. Документ должны были ратифицировать парламенты обеих стран.

Сам по себе договор был рамочным. Точные механизмы реализации подписанных решений надо было продумать после его ратификации. Сами же они касались огромного круга вопросов.

В Договоре наконец-то был улажен пограничный вопрос. Территории стран согласовали с их состоянием на момент выхода из СССР. Украина и Россия становились стратегическими партнерами. Никакое потенциально враждебное решение на внешней арене не могло быть заключено без консультаций между руководством двух стран. Понятно, что это касалось в первую очередь расширения НАТО, а также нахождения на территории Украины или России войск враждебных для этих стран государств.

Важными пунктами стали защита нацменьшинств и поощрение развития образования и культуры на русском и украинском языках соответственно. Правда, в Киеве практически сразу же первые лица стали заявлять, что раз на русском говорит более 50% граждан страны, а ещё 20% — русские по национальности, то и защиты особой не нужно.

Были урегулированы вопросы пенсий, а также гарантировано равенство прав для граждан обоих государств. Помимо этого, была облегчена трудовая миграция, что привело к маятниковым перемещениям украинцев — в РФ приезжали работать до 5 млн украинских граждан в год. Также развивалась кооперация между сохранившимися отраслями и приграничными территориями, устранялись пошлины на товары, которые стороны поставляли друг другу. Только последний пункт давал более $1 млрд дохода в украинский бюджет.

При всей выгодности договора встретили его в обеих столицах по-разному. Первой за соглашение взялась Верховная рада. Тут проблем не возникло — 75% депутатов поддержали подписанный документ. Больше всего были недовольны националисты, которые апеллировали к тому, что на территории Украины появится иностранная база.

Но это возражение власти дезавуировали тем, что Черноморский флот получает базу на ограниченный срок, это, во-первых. И, во-вторых, он ее арендует, так что крики про захват украинской земли «москалями» — не по адресу. В январе 1998 года договор был ратифицирован парламентом Украины.

Теперь вопрос предстояло решать России. У ельцинской оппозиции договор вызвал жуткое негодование. Больше всех возмущался тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. Обсуждение соглашения в Госдуме шло три дня. И все это время депутаты скандалили, вспыхивали драки между сторонниками и противниками документа. С огромными усилиями властям удалось уговорить депутатов проголосовать «за». Глава правительства Евгений Примаков буквально положил свой авторитет для этого дела. КПРФ, которая проголосовала за договор, потом полоскали в каждой националистической газете — мол, коммунисты опять «предали русский народ».

Но в отличие от Украины, парламент в России был двухпалатный. В Совете Федерации Лужков решился дать последний бой. И проиграл его. Сенаторы решили ратифицировать договор, но с одной припиской. Они рекомендовали президенту увязать окончательную ратификацию документа с ратификацией соглашения по Черноморскому флоту.

На дворе стоял декабрь 1998 года. Борис Ельцин был не в том состоянии, чтобы спорить с парламентом после дефолта 17 августа 1998 года и всего предшествующего курса неолиберальных реформ. Поэтому Украине выставили условие — обмен ратификационными грамотами состоится после того, как Киев решит вопрос с Черноморским флотом.

Украина попыталась сопротивляться, но искушение было слишком велико. Вопросы с Черноморским флотом были урегулированы. 1 апреля 1999 года договор вступил в действие. Он был рассчитан на 10 лет с автоматическим продлением, если только за полгода до этого одна из сторон не подаст решение о выходе из него.

В 2009 году, несмотря на не самые теплые отношения между Украиной и Россией, договор продлили еще на 10 лет. Всё изменилось после 2014 года.

На исходе 2000-х и в начале 2010-х годов в России периодически раздавались голоса, что договор надо расторгнуть. Сторонники этого решения полагали, что соглашение выгодно Украине, а не России, задаваясь вопросом: Киев получил доступ на российский рынок, а что взамен получила Москва?

До 2014 года власти РФ практически не комментировали аргументы противников договора. Но после Майдана, присоединения Крыма и пророссийских выступлений в Донецкой и Луганской областях вопрос повисал в воздухе.

Первый шаг сделала Украина. В августе 2018 года президент Пётр Порошенко отправил на проработку вопрос с отменой пролонгации договора. В сентябре 2018 года об этом был уведомлен российский МИД. Российские дипломаты назвали такое решение ошибкой. А часть украинских экспертов связали решение об отмене с грядущими на Украине выборами. Мол, Порошенко надо показать, что он заботится о стране.

С 1 апреля 2019 года «Большой договор» перестал действовать. Удар был нанесён по разнообразным, еще сохранившимся экономическим связям. Но, пожалуй, самая большая проблема была в другом — границы между Россией и Украиной опять повисли в воздухе. Формально, без учёта разнообразных международных договоров о признанных границах территориальное размежевание между Москвой и Киевом вернулось чуть ли не на момент распада СССР.

Четверть века назад, 25 декабря 1998 года, Государственная дума Российской Федерации ратифицировала «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной», подписанный Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой. Спустя почти 20 лет, 6 декабря 2018 года, Верховная рада Украины денонсировала договор – якобы из-за нарушений его со стороны России

После Мюнхенской речи Владимира Путина 10 февраля 2007 года стало понятно – Россия как минимум озабочена расширением НАТО на восток. По духу договора Украина должна была начать с Россией консультации, как сделать так, чтобы договор не нарушался в смысле сотрудничества с НАТО. Буква договора этого не требовала – достаточно было не претендовать на членство в НАТО и не фантазировать на тему размещения натовских военных баз.

Что делает украинское руководство? Ровно наоборот – едет в Бухарест и выпрашивает у НАТО План по приобретению членства. Нарушение? Прямое.

Вот в 2010 году по настоянию Виктора Януковича Украиной был принят закон об основных направлениях внутренней и внешней политики, в котором членство в НАТО уже не упоминалось. Это был шаг во исполнение буквы договора.

Но потом был Майдан 2013 года, который сам по себе обнулил обязательства старой власти, в декабре был отменен данный закон (до этого Украина пыталась Россию шантажировать отменой), а потом внесены изменения в Конституцию о членстве в НАТО. Но к этому времени договор уже был Украиной разорван.

Статья 11: стороны предотвращают и пресекают любые действия, «представляющие собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости».

Партия «Свобода» (запрещенная в России), с такими замечательными персонажами, как Ирина Фарион (ее заявления вызывают возмущение на Украине даже сейчас), была избрана в Верховную раду в 2012 году, а в 2014 году ее представители вошли в состав правительства. Нарушение договора как оно есть. А гонения на Русскую православную церковь? Захваты храмов УПЦ? Заявления о том, что русский народ на Украине вовсе не существует, а русские не являются коренными жителями Украины? Да, многое из этого было уже после денонсации киевским режимом данного договора, но являлось кульминацией многочисленных других примеров подобного рода, происходивших за последние тридцать лет.

Статья 12: «содействовать созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка в Украине и украинского языка в Российской Федерации».

Новый закон о языках, гарантирующий использование русского на Украине («закон Кивалова – Колесниченко»), был принят только в 2012 году, причем в исполнение не договора с Россией, а обязательств перед Советом Европы. В феврале 2014 года одним из первых решений украинского парламента, в котором отобранными у депутатов карточками голосовали боевики Майдана, была отмена этого многострадального закона.

Это решение стало спусковым крючком для начала «Русской весны», возвращения Крыма в Россию и создания ДНР и ЛНР (а также несостоявшихся народных республик в Харькове и Одессе). А эти события, в конце концов, как мы знаем, привели и к началу спецоперации. По результатам которой, судя по всему, и будут устранены все те нарушения, которые допустила Украина в исполнении договора о дружбе с Россией.

Но тут уж будем честны – целью майданной власти было не насолить России, нарушив договор, а развязать на Украине гражданскую войну. С тем, чтобы втянуть в нее потом Россию.

Итак, даже поверхностный анализ показывает нам нарушение как минимум пяти статей «Большого договора» со стороны Украины. Это мы не упоминаем, например, газовые дела, где Украина, пользуясь статусом уникального транзитера, постоянно пыталась шантажировать Россию. И многие другие моменты.

Почему Россия на это не реагировала? Реагировала, конечно. Но основной эмоцией в российском руководстве по сей день является некоторое брезгливое недоумение.

Выполнение условий «Большого договора» было выгодно в первую очередь Украине. Украина же старательно делала все, чтобы навредить себе, исходя из каких-то призрачных идеологем. Очень трудно проводить какую-то работу с переговорщиками, если им нужны услуги не дипломатов, а психиатров. Впрочем, сейчас эту работу успешно ведут на Украине Вооруженные силы России.

Стамбульский мирный договор был очень выгоден Украине, но Киев сорвал его, получив в итоге разрушенные города, миллионы беженцев и десятки тысяч жертв. Со стороны России он мог выглядеть как отступление, но в сложившихся к тому моменту обстоятельствах можно было выбирать только меньшее из двух зол.

Президент России Владимир Путин на встрече с делегацией стран Африки показал черновик «Договора о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины», т. н. Стамбульский договор, который обе стороны конфликта согласовывали в марте 2022 года.

После этого жеста и после почти полутора лет СВО, которая до сих пор не принесла ни демилитаризации, ни денацификации Украины и все еще не защитили Донбасс от обстрелов, пожалуй, пришло время понять, что тогда, весной 2022-го года, произошло.

О чем могли договориться
Начнем с показанного договора. 29 марта 2022 года во время переговоров в Стамбуле Владимир Мединский заявил, что Москва получила от Киева принципы возможного будущего соглашения в письменном виде. Они заключались в обязательствах по нейтральному внеблоковому статусу Украины и отказе от размещения на Украине иностранных военных и вооружений. Обеспечить соблюдение этого статуса должны были Россия, США, Франция, Великобритания и Китай. Гарантировать же безопасность для Украины собирались Великобритания, Китай, США, Турция, Франция и Белоруссия.
Сложным моментом оставался размер вооруженных сил Украины, но он тоже мог быть решен.

Итак, результатом договора стали бы обещания украинского нейтралитета и ограничения вооружений.
Загадкой остается территориальный вопрос, но, скорее всего, все вернулось бы к статус-кво на момент начала спецоперации — ДНР и ЛНР в старых границах (без Мариуполя и всего остального) остались бы признанными, но не присоединенными к России. Херсонскую, Запорожскую, части Харьковской и Николаевской областей пришлось бы оставить. Обсуждать слова Лукашенко об аренде Крыма нет никакого смысла, поскольку этим словам не было представлено никаких, даже самых косвенных доказательств, но о признании Крыма частью России со стороны Украины речи, конечно, идти не могло.

Никаких требований к Украине о гарантиях защиты русского языка, амнистии для диссидентов, запрете глорификации гитлеровских коллаборационистов времен Второй мировой войны, восстановлении разнообразных культурных памятников, прекращении преследования канонической православной церкви и всего остального, что обычно подразумевается под понятием «денацификация», договор также не предполагал. Возможно, еще и потому, что на тот момент у этих вопросов не было нынешней остроты.
Да, такой договор мог бы походить на капитуляцию. Именно так на него и смотрели патриотичные военкоры, обвиняя переговорщика Мединского чуть ли не в госизмене.

Действительно, российские войска стояли в тот момент впритык под Киевом, Харьковом, Николаевом и почти под Запорожьем (оставалось буквально 50 км), в Одессу, как многие думали, вот-вот будут высаживать морской десант — какой может быть договор, да еще и на таких условиях?

В итоге патриотическая медийка сыграла с обществом злую шутку, вселив в него военный запал и непримиримость к врагу в тот момент, когда надо было делать строго обратное — объяснять, почему все закончилось, не успев по-настоящему начаться.

Жесты доброй и злой воли
Итак, полученный от Украины 29 марта, проект Стамбульского договора парафирован 15 апреля 2022 года. То есть это произошло уже после вывода российской армии из-под Киева и Чернигова и даже после трагедии в Буче.

Это дает основания для следующей реконструкции событий: 29 марта получены украинские предложения, которые почти во всем устраивают Россию (видимо, кроме численности ВСУ); 30 марта, в качестве ставшего за прошедшее время мемом жеста доброй воли, Россия начинает отвод войск из-под Киева. Но тогда это и был жест доброй воли, сделанный после предварительного согласования условий мирного договора и до его парафирования 15 апреля.

А 31 марта ВСУ зашли в Бучу, и на следующий день случилось известное, но непознанное. Я далек от того, чтобы считать погибших в Буче инсценировкой, но в то же время без тщательного независимого расследования делать далеко идущие выводы о зверствах российских военных было бы непрофессионально и неэтично. Расследования не было. В город пустили множество западных журналистов, и из их репортажей стало ясно, что как минимум часть погибших, те, которые на улицах, не были расстреляны — их поразили артиллерийские осколки. Очевидно, что до 31 марта в Буче находились российские войска и обстреливала город Украина. В то же время кто убил людей с белыми повязками (считается, что так обозначали себя жители, сотрудничавшие с россиянами) в подвалах, совершенно непонятно.

При этом очевидна преднамеренность определенных действий и заявлений украинской стороны. «Заявив Бучу», украинская сторона фактически сорвала уже достигнутые соглашения.

Вину тут же возложили на Россию, что в руководстве РФ назвали попыткой срыва переговоров. 7 апреля в Киев прибыл Борис Джонсон, чтобы, по всей видимости, зафиксировать этот срыв. Но формально переговоры еще шли, что доказывает дата 15 апреля на предъявленном Путиным документе. А затем, цитируя Путина, «после того, как мы и обещали, отвели войска от Киева, киевские власти, как обычно делают их хозяева, выбросили это все на свалку истории».

В октябре 2022 года Владимир Зеленский ввел в действие решение СНБО о невозможности проведения переговоров с Владимиром Путиным, тем самым заблокировав вообще какой бы то ни было мирный процесс.

Кто и когда обманул Россию
Сейчас все публикуют слова украинской журналистки Дианы Панченко, которая сказала: «Я точно знаю: войну можно было остановить еще в марте. Человек из ближайшего окружения Зеленского говорил мне: мы русских тогда в марте просто кинули. Кичился этим».
Но штука в том, что главное кидалово произошло не после Бучи, а 24 февраля 2022 года.

Почему получилось так, что уже в конце февраля сроки СВО начали срываться? Почему получилось так, что в конце марта российская армия застряла под Киевом и другими крупными городами вроде Харькова и Николаева без единого шанса взять их штурмом? Почему затем пришлось уйти с острова Змеиный и отказаться от взятия Одессы? Почему не смогли отодвинуть от Донецка линию фронта, упершись в авдеевские и другие укрепления? Почему в итоге пришлось оставить правый берег Херсонской области, часть Николаевской и часть Харьковской областей в ходе т. н. перегруппировки?

Относительно небольшие контингенты, выделенные для спецоперации (это в задумке и была полицейская спецоперация по смене киевского режима, а никакая не война), не могли и не должны были с боями захватывать города-миллионники, а затем их контролировать. Это было просто невозможно. Расчет заключался в том, что местные власти, бизнес и местные структуры, с которыми существовали предварительные договоренности, «откроют ворота» своих городов. В Херсоне так и случилось. Возможно, случилось бы и в Запорожье, но до него не дошли. А вот в других местах договоренности оказались профанацией.

Причин несколько, но главная — ставка на тех, кто брал обязательства, которые не мог реализовать. Неадекватная информация об общественных настроениях, нарисованная на коленке; неадекватная информация об успешности работы пророссийских политических и общественных организаций, которые назывались «центрами» и «институтами», но в составе которых часто не было никого, кроме одного директора; вчерашние украинские националисты с научными и иными работами по восхвалению УПА (запрещено в РФ), которые вдруг чудесным образом становились пророссийскими деятелями; бесконечные отчетные фотографии бабушек с флагами на фоне памятников ВОВ как доказательство разветвленной сети сочувствующих; бесконечные аферисты, распиливающие бюджет на информационных сайтах-однодневках, которые никто не читал; политики, которые шли в политику, чтобы заниматься бизнесом; бизнесмены, которые хотели заниматься политикой, чтобы еще лучше шел бизнес, — весь этот паноптикум по отчетам выглядел как мощное пророссийское движение, но на деле был пустопорожним, как сейчас модно говорить, симулякром.

Поэтому российские войска столкнулись с тем, что население, обработанное не вот тем, что перечислено выше, а националистической и прозападной пропагандой, часто не воспринимает их как освободителей.

Немаловажную роль в задержке продвижения российских войск сыграла и очень быстро собранная Украиной тероборона. Помните, как в 2021 году все смеялись над тетками, которые с деревянными автоматами тренировались драться против Путина? В 2022 году оказалось, что они вполне успешно, пусть даже ценой своих жизней (поскольку ТрО бросали вперед, пока ВСУ проходили необходимую подготовку), сыграли свою роль.

Еще одним фактором провала быстрой полицейской спецоперации стал неадекватный выбор переговорщиков, которые должны были убедить региональную элиту переходить на российскую сторону, — людей, которых давно никто не воспринимал всерьез и, давая им какие-то обещания, никто не собирался их выполнять. По крайней мере, если станет видно, что армия буксует. А это стало видно довольно быстро.

Все вместе эти факторы вели и неизбежно привели к Стамбульским переговорам. Просто российским властям все стало ясно уже в начале марта 2022 года, а так называемой «патриотической общественности», которая называет сегодня стамбульские соглашения «капитуляцией», местами неясно и до сих пор.

Победителей нет
Да, Буча для Киева была лишь медиаповодом, чтобы сорвать мирные переговоры, кинуть Россию, когда она уже совершила первые шаги доброй воли. Но дело-то в том, что, даже зная о предстоящем кидалове, не отводить войска Россия не могла. Плохой предлог для ухода в виде переговорного жеста доброй воли был очень плох, но он был лучше, чем уход вообще без объяснений.

А дальше мы все получили: «стабилизационные мероприятия» СБУ на вновь занятых Украиной территориях, в результате чего тысячи доверившихся России граждан были убиты, похищены, искалечены, брошены в тюрьмы; миллионы беженцев, которые не получают почти никакой помощи; перегруппировку из Харьковской области, когда оказалось, что войск СВО слишком мало, чтобы держать линию фронта; незапланированные изначально референдумы с присоединением новых регионов; частичную мобилизацию и все последовавшие за ней внутренние проблемы; «суровикинг» украинской инфраструктуры; бесконечные обстрелы Донецка; оставление единственного занятого областного центра — Херсона; 224 дня страшного штурма Артемовска; катастрофу на Каховской ГЭС; контрнаступление и жертвы, жертвы, жертвы...

У России были причины для того, чтобы скинуть украинские власти, заменить их на демократические, дружественные. Но она попала в капкан, расставленный одновременно западными спецслужбами, некомпетентными «пророссийскими» деятелями на Украине и ультравоинственными диванными патриотами в России. Поэтому Стамбульские соглашения могли сколько угодно выглядеть в глазах патриотов как капитуляция, но это был шанс на очень плохой мир вместо очень плохой войны, которая все равно закончится миром, только теперь останутся такие раны, какие не залечить за десятилетия. Да и где медиаврачи, которые обучены лечить, а не бередить?

Россия много проиграла от срыва Стамбульского мира. Но ирония в том, что сорвавшая переговоры Украина проиграла куда больше. Судя по предъявленному Путиным документу, Киев мог бы получить очень много вообще без обязательств по внутренней политике и иметь все основания дальше нагнетать антироссийскую истерику, давить русскую культуру, запрещать язык, уничтожать УПЦ (делать все, что он делает сейчас), но без разрушенных городов, без миллионов беженцев, без десятков тысяч погибших солдат и без ненулевой вероятности надолго или даже навсегда потерять часть территорий.

Только Зеленский по совету своих заокеанских друзей решил иначе и получил бесконечный ужас. А переговоры все-равно будут, но, возможно, уже без Зеленского.

И еще очень важный момент. Россия, получив срыв договоренностей в Стамбуле, тем самым получила и отличный урок: не верить украинской стороне. Неслучайно президент РФ Владимир Путин предупредил: каждый последующий раунд переговоров будет только ухудшать позиции Украины в переговорах.

И тут впору за головы хвататься, потому что, там реально не с кем нормально договариваться. В российском руководстве уже давно поняли, что западные страны окончательно потеряли связь с реальностью. Они живут в каком-то своем придуманном мире. "Спасибо" многочисленным пиар агентствам, услугами которых активно пользуются министерства обороны западных стран. Все мы помним диски с записанными якобы зверствами "Аль-Каиды" (террористическая организация запрещена в РФ), которые распространяли военные США, чтобы оправдать своё вторжение перед местными жителями в разных странах. Конечно, это не отменяет все грехи исламистов, но то, какими методами американцы боролись с ними, попутно отжимая местные природные богатства – вызывают вопросы.

Удивительная жизнь складывается в западном мире, как будто сказка в реальности. И ведь с этим пока ничего невозможно поделать, шайка "золотого миллиарда" упорно не хочет признавать очевидные вещи. У них собственное представление о том, как должен выглядеть будущий миропорядок.

В нем нет места равноправию и справедливости, именно об этом твердят западные заправилы. И всячески способствуют тому, чтобы народы всего мира ругались между собой. Канада всего лишь звено в этой цепи, но не главный элемент. Близость к США вынуждает ее исполнять приказы из Вашингтона, и провоцировать эскалацию конфликта.

Ругательства президента США в адрес российского коллеги Владимира Путина унижают Соединенные Штаты. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, сообщает Reuters.
«Подобные хамские заявления из уст главы государства США вряд ли способны каким-то образом уязвить главу другого государства», — сказал Песков, добавляя, что подобные высказывания выглядят плохой попыткой выглядеть «голливудским ковбоем».

Так представитель Кремля прокомментировал недавнее выступление Байдена на закрытом предвыборном мероприятии в Сан-Франциско, в ходе которого тот назвал Путина «сумасшедшим сукиным сыном».
По словам Пескова, президенту США стоит задаться вопросом, использовал ли когда-либо Путин подобные выражения в адрес американских лидеров.

В марте 2022 года Джо Байден во время посещения лагеря украинских беженцев на границе Польши и Украины назвал российского президента Владимира Путина «мясником».

Британское издание The Times писало, что высказывания президента Соединенных Штатов о российском лидере могут быть самой крупной оплошностью за всю его карьеру.
Ранее Байден назвал Си Цзиньпина «диктатором» после встречи с ним в Сан-Франциско.

А теперь хочется напомнить читателям несколько эпизодов из Великой Отечественной войны. Знаете ли вы, что

Брестскую  крепость  штурмовали  австрийцы.

Севастополь – итальянцы  и  румыны.

В  танках  Гудериана  каждый   второй   водитель  был  чех.

Венгры – чемпионы  по  фотографиям  рядом    с  трупами  детей  и  женщин.

Садисты-надзиратели  600  концлагерей - преимущественно  украинцы  и  поляки.У  них  старое   убийственное   братство.

Под  Ленинградом  и  Ржевом  свирепствовали  голландцы.

Против  СССР  воевали  дивизии  латышские,  литовские, эстонские, украинская  «Галичина»,  грузинский  и  туркестанский  легионы.

В  национальном  составе  военнопленных  даже  шведы – 72   человека,  хотя Швеция была нейтральная  страна.

9  мая  Европы  не  касается. Там не отмечают День Победы. И Европа  не  просила  освобождения войск Третьего рейха. От  своих  не  освобождаются.

Против  СССР  воевали  нынешние  страны  НАТО,  им  не   впервой  вступать  в  снега  России.

А как к России относились европейцы раньше, когда еще не было СССР и Российская империя был такой же, как остальные страны Европы и Азии.

В  русско-японской войне  1904-1905 против  России  была  Европа  и  свои  либералы.

В  Крымской войне XIX века  против  России  была  объединенная  Европа. И  даже  союзники. Николай  Первый  не  вынес  предательства  и  отравился.

В  колонах  Наполеона  шла  вся Европа  и  первыми – поляки.

Александр  Невский  воевал  со  всей  Европой,  в  то  время,  когда  90 %  русских  земель  были  оккупированы  Батыем,  а  в  Пскове  и  Новгороде  засели  компрадоры.

Сигизмунда  на  Москву   сопровождало  пол – Европы.