Пасаргад

Сергей Бурыкин
Больше всего на свете я хотел алую, пластиковую звездочку с круглой чёрно-белой фотографией маленького, кучерявого Владимира Ульянова. Видимо они были большим дефицитом, поэтому я ходил с обычным металлическим значком октябрёнка. В пионеры же меня принимали на Авроре в торжественной обстановке. В лютый мороз я стоял гордый, грудью нараспашку, демонстрируя всем свой красный галстук.

Очередь змеёй в несколько колец, хвостом от Никольской башни, извиваясь заползала на Красную площадь и ныряла в мавзолей. Я помню, как отметил, что Ленин совсем не похож на того, который изображён на плакатах и, уж тем более, на той вожделенной звёздочке... Немногое осталось в памяти из детства, но посещение мавзолея почему-то сохранилось.

По дороге из Шираза в Йезд или Исфахан вы будете проезжать мимо ПасаргАды - первой столицы империи Ахеменидов. Кир Великий основал этот город и строил его как метрополис. От былой красоты не осталось даже руин, только одинокий мавзолей родоначальника иранской империи венчает длинную ухоженную аллею. Куруш, так его называют в Иране, потому что имя Кир (великий), на фарси носит неприличное смысловую нагрузку. Какую? Не скажу. Воспитание не позволяет. Чтобы понять масштаб личности Кира Великого, его можно сравнить с Кемалем Ататюрком в Турции или Рюриком в России.

Два мавзолея двух великих людей, двух империй, не просто так соединены мной в один рассказ. Бытует мнение, что гробница Куруша в Пасаргады послужила прототипом для мавзолея Ленина, работы архитектора Щусева. Сходство несомненно есть. Но сладостное смакование воспоминаний о детстве, навеянные этим сходством для меня оказалось более ценным, чем историческая значимость Пасаргады.

С поэтическим вдохновением, Ваш Сергей Бурыкин