Анатолия зарождение

Вячеслав Кудяков
Область древней «Анатолии», народ Хатты,  как культурной общности приблизительно совпадает с территорией современной Турции.  Центральной частью этой  страны было  – плато, высотой 900 м над у.м.
На севере свободному доступу к Черному морю мешают покрытые густыми лесами хребты  «Понтийских гор».
На юге Анатолии, расположен массивный горный  барьер, рассеченный немногочисленными проходами, которые возникли в  результате землетрясений в этой местности.
 В близи этих проходов  образуется  горная страна Тавр, вершины которой достигают высоты 3700 м.
Самый известный из проходов в горах Тавра – «Киликийские Ворота», через него жители попадают на юг, на плодородные прибрежные равнины «Киликии».

Плато прорезают лишь немногие реки. Большую петлю вокруг самого ядра  «Анатолийского полуострова» образует Кызыл (Кызылырмак),   в древности называвшаяся  Галис, а по западной части полуострова петляет Сакарья, в древности Сангариус; обе реки впадают в Черное море.
В давние времена они были естественными разделительными линиями между государствами и культурными областями.
Древнейшие известные на сегодняшний день ископаемые остатки одомашненной коровы сделаны на ранненеолитическом поселении Джа'де эль-Мугара  в северной Сирии и в Чайоню-Тепеси в юго-восточной Турции относятся к VIII тысячелетию до н. э. (калиброванные же радиоуглеродные даты составляют для Чайоню 10 200 лет назад). Молекулярно-генетический анализ данных находок позволяет сделать довольно интересный  вывод, что всё поголовье нынешних коров произошло от 80 туров, приручённых в этих поселениях .
У образцов из Чайоню (8500—7500 лет до н. э.) определили Y-хромосомные гаплогруппы CT (cay033), C1a-CTS11043 (cay012), G (cay011), J2a1a-F4326 (cay007) и митохондриальные гаплогруппы K1a3, K2c, T2g, U3a2a1.
• Образец из Чайоню PCA появляется в кластере Южного Леванта, тогда как индивид эпохи неолита Южного Леванта (KFH2_KFH002) попадает в анатолийский кластер.
Y-хромосомную гаплогруппу G2a2b и митохондриальную гаплогруппу U3a определили у образца Ash033 (7870—7595 лет до н. э.) из Ашиклы-Хююка
При раскопках Чатал-Гююка (7100—6300 лет до н. э., калиброванная дата) и в нижних слоях Мерсина обнаружены образцы древнейшей неолитической керамики (dark burnished ware, «чёрная лощёная керамика»).
Чатал-Гююк считается древнейшим «городом» на Земле, однако фактически он представлял собой крупный посёлок без каких-либо общественных сооружений.

Ходжа-Чешме — поселение позднего неолита, в котором на ранней стадии сооружались круглые дома.

• Материальная культура имеет явные параллели с находками в Болгарии (культура Караново).
Y-хромосомную гаплогруппу G2a2a1 и митохондриальную гаплогруппу K1a определили
у образца CCH1885 °F.84 (6825—6635 лет до н. э.)  из Чатал-Хююка  (Турция).
• У образца 2779 °F.265 и у образца 5357 °F.576 (7035—6680 лет до н. э.) из Чатал-Хююка определили
 Y-хромосомную гаплогруппу C1a2 .
Y-хромосомную гаплогруппу C1a2-V20 определили у неолитического образца из местонахождения Bar;;n  с датировкой 8500—8200 лет назад.

• У образца I0708 (Barc;n H;y;k, 6221—6073 лет до н. э.) определили Y-хромосомную гаплогруппу J2a-Z6049>Z6050>FGC61612 и митохондриальную гаплогруппу N1b1a.

• У образца I0724 (6400—5600 лет до н. э.) из Mentese               определили Y-хромосомную гаплогруппу I2-L596 и митохондриальную гаплогруппу   K1a4

G2a- как и в случае с гаплогруппой имеет две ветви «европейскую» и «кавказскую», на Кавказе представлена двумя отдельными субкладами «адыго-черкесским» и «осетинским». В Поволжье попала видимо с половцами или аланами.
J2-гаплогруппа характерная для ближнего Востока, в России максимумы у народов западного Кавказа. Максимумы в Турции, Албании, Грузии,Армении, Азербайджане.
 Заметной чертой генофонда крымских татар является высокая доля (около половины) южных (E1b1b1-M35; G1-M285; G2a-P15; I2a-P37.2; J1-M267; J2-M172) и небольшая доля восточных (C3-M217, O3-M122; Q-M242) по своему происхождению и современному распространению гаплогрупп Y-хромосомы.


ВАВИЛОН

На западе Анатолийские горные хребты выдаются далеко в Эгейское море, где близко сходятся с такими греческими островами, как Лесбос, Хиос и Самос. Вся береговая линия от Дарданелл до Родоса изрезана бухтами, островами, заливами и долинами.
Самые плодородные речные долины Анатолии спускаются с гор западного плато к морскому берегу: долина Гедиза (раньше Гермус) и долина Бююмендереса (прежде Меандер).

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО

На востоке горы продолжают оставаться препятствием для свободного передвижения. Хребет Анти-Тавр изгибается к северо-востоку и встает высоким барьером на пути в долины Верхней Месопотамии. И Тигр и Евфрат начинаются в Восточной Анатолии, но горы расположены так, что двигаться легче в северном направлении, в Армению, над озером Ван, а не к равнинам Месопотамии.
Географическое положение Анатолии определило ту особую роль, которую она сыграла в древней истории. Непохожая на речные культуры Египта и Месопотамии, а также отличающаяся от связанных с морем культур Греции и Крита, Анатолия представляла собой мост между Востоком и Западом, открывая дорогу предприимчивым караванщикам с Востока и предоставляя свои порты торговцам, перевозившим грузы между Анатолией, Грецией и Сирией.
На побережье расположены небольшие города.
В которых  располагались  гостиные дворы и дома. По нынешним понятиям – гостиницы, предоставлявшие  ночлег и питание, кроме того эти  дворы, являлись средой в которой можно было  найти тот или иной товар, нужных людей и транспортные средства  для продолжения  путешествия.
Вокруг этих  городков и портов, селились люди, точнее кланы - объединяемые  либо родственными связями, либо профессиональными навыками. Местность эта  представляла собой пригодные условия не только для проживания, но и  для  ведения хозяйства. Именно здесь зародилось животноводство, земледелие, навыки выплавки и обработки металлов. Здесь же  в близи от  бухт, производились плавсредства:  шаланды, лодки и даже  парусные корабли. Все эти навыки  позволили  стране Анатолии  процветать  до 7000 года д.н.э.  Для развития  всех перечисленных направлений, была необходима  письменность и счет. Вероятно, именно здесь  зародились  навыки будущей Арабской грамматики. В легендах того времени  мелькают  упоминания о  службах доставки сообщений адресату. Конечно, эти службы  ни как не похожи на нынешние сервисы, они использовали как письменные сообщения, так и устные. Что - то на подобии нынешних флешек, но живых.
Городки  разрастались, число людей становилось все больше,  и возникали проблемы  взаимного общения и проживания.  Как  с нынешними мигрантами во всем мире, да и в России то же. Для этого  были придуманы правила, которые оглашались на площадях и в людных местах. Глашатаи, как их в последствии  стали называть, громким голосом, сменяя  один другого, озвучивали условия жизни  и поведения в  данном городе. Сколько городов и провинций существовало, столько правил и  существовало в этой стране.
Что бы  как то  привести правила в единый формат, а законов тогда не существовало, были изобретены  некие списки, которые  давали возможность  привести все  порядки к некоему одному понятию. На базе этих требований , зарождались  религия  и законотворчество  особенно в  разделе  портовых и торговых отношений. Именно здесь  зародилось  понятие о классах  и подчинении. За множество веков,  эти правила превратились в догмы, а люди в разделенное  на классы общество. Выполнявшее каждое свою функцию в составе сложного  механизма государственного образования.

Города

 Турецкое произношение -  также :Чатал Хойюк и Чатал Хуюк; от турецкого чатал "вилка" + хойюк "курган") - это телль (насыпной нарост в результате длительного поселения людей) очень большого неолитического и энеолитического протогорода-поселения в южной Анатолии, который существовал примерно с 7500 по 6400 год до нашей эры и процветал около 7000 года до нашей эры.
 В июле 2012 года он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Чатал - хойюк выходит окнами на равнину Конья, к юго-востоку от современного города Конья  (древний Иконий) в Турции, примерно в 140 км (87 миль) от двухконусного  вулкана, гора Хасан.
Восточное поселение образует курган, который во времена последнего неолитического заселения возвышался примерно на 20 м (66 футов) над равниной.
К западу также находится поселение поменьше, а в нескольких сотнях метров к востоку - византийское поселение.
Доисторические курганные поселения были заброшены до бронзового века. Между двумя курганами когда-то протекал канал реки Чаршамба, и поселение было построено на наносной глине, которая, возможно, была благоприятна для раннего земледелия. В настоящее время ближайшей к нему рекой является Евфрат.

История религии

Особенностью Чаталхойюка являются  его женские фигурки. Они  были изготовлены, вырезаны, а возможно  отлиты  из мрамора.  Синего и коричневого известняка, сланца, кальцита, базальта, алебастра и даже  глины, представляли собой женское божество. Хотя мужское божество тоже существовало, "статуй женского божества намного больше, чем статуй мужского божества, которое, более того, похоже, вообще не представлено после VI уровня".  На сегодняшний день идентифицировано восемнадцать уровней. Эти статуэтки были найдены в основном в районах, которые археологи  считали святилищами. Величественная богиня, восседающая на троне в окружении двух львиц, была найдена в бункере для зерна, которое, как местные, могло быть средством обеспечения сбора урожая или защиты запасов продовольствия.
  В  2004 и 2005 годах начали верить, что шаблоны, предложенные ранее  были  ошибочными.  Они нашли одну похожую статуэтку, но подавляющее большинство из них не имитировали стиль Богини-Матери, предложенный . Вместо культуры Богини-Матери олицетворяющей матриархат  было срвершенно иное общество  где мужчины и женщины  были  совершенно равноправны, но выполняли  строго определенные им  функции  в том существовавшем мире.
 
Есть полные груди, на которые опираются руки, а живот расширен в центральной части. В верхней части есть отверстие для головы, которое отсутствует. Поворачивая статуэтку, замечаешь, что руки у нее очень тонкие, а затем на обратной стороне статуэтки видишь изображение либо скелета, либо костей очень худого и истощенного человека. Ребра и позвонки чистые, как и лопатки и основные кости таза. Статуэтку можно интерпретировать по-разному – как женщину, превращающуюся в предка, как женщину, ассоциирующуюся со смертью, или как соединенные смерть и жизнь.
Возможно, что линии вокруг тела представляют собой обертку, а не ребра. Какой бы ни была конкретная интерпретация, это уникальное произведение, которое может заставить нас изменить наши взгляды на природу общества и образов Чаталхойюка. Возможно, важность женских образов была связана с какой-то особой ролью женщины по отношению к смерти в той же степени, что и с ролями матери и воспитательницы.
Возможно поселение  Чаталхо - йюк был матриархальным обществом,: "Когда мы смотрим на то, что они едят и пьют, и на их социальные статуи, мы видим, что мужчины и женщины имели одинаковый социальный статус. Там был баланс сил. Другой пример - найденные черепа. Если чей-либо социальный статус имел большое значение в Чаталхойюке, тело и голову разделяли после смерти. Количество женских и мужских черепов, найденных во время раскопок, почти одинаково ".  По изученным находкам: "Мы узнали, что к мужчинам и женщинам подходили одинаково".
В отчете за сентябрь 2009 года об обнаружении около 2000 статуэток  :
Чаталхойюк был раскопан в 1960-х годах методичным способом, но без использования всего спектра естественнонаучных методов, которые доступны нам сегодня.  Одним из наиболее очевидных примеров этого является то, что Чаталхойюк, пожалуй, наиболее известен благодаря идее богини матери, подобной найденной  в горах нынешних  Армении и Чечни. Но наша недавняя работа, как правило, показывает, что на самом деле существует очень мало свидетельств о богине-матери и очень мало свидетельств о каком-либо женском матриархате. Это всего лишь один из многих мифов, которые подрывает современная научная работа.
И хотя при первоначальных раскопках было найдено всего 200 фигурок, при новых раскопках было обнаружено 2000 фигурок, большинство из которых изображали животных, и менее 5% статуэток изображали женщин.
В Чаталхойюке есть убедительные доказательства эгалитарного общества, поскольку до сих пор не было найдено домов с отличительными чертами (принадлежащих, например, королевской семье или религиозной иерархии). Самые последние исследования также выявляют незначительные социальные различия по признаку пола: мужчины и женщины получали одинаковое питание и, по-видимому, имели равный социальный статус, как это обычно встречается в палеолитических культурах.

 Дети наблюдали за домашними участками. Они научились выполнять ритуалы и строить или ремонтировать дома, наблюдая, как взрослые делают статуэтки, бусы и другие предметы. Пространственное расположение Чаталхойюка может быть связано с близкими родственными отношениями, проявляющимися среди людей. На макете Люди  жили на противоположных концах города, разделенные оврагом". Кроме того, поскольку не было найдено близлежащих городов, из которых можно было бы выбрать партнеров по браку, "это пространственное разделение, должно быть, обозначало две группы родства, вступающие в смешанные браки". Это помогло бы объяснить, как поселение на столь раннем этапе стало таким большим.



Из анализа найденных предметов очевидным является, что жители Чаталхойюка оттачивали навыки в сельском хозяйстве и одомашнивании животных. Женские фигурки были найдены в бункерах, используемых для хранения злаков, таких как пшеница и ячмень, и предполагается, что эти фигурки изображают божество, защищающее зерно.
Также выращивали горох, а миндаль, фисташки и фрукты собирали с деревьев на окрестных холмах.

Овцы были одомашнены, и данные свидетельствуют о начале одомашнивания крупного рогатого скота. Однако охота продолжала оставаться основным источником пропитания для сообщества.

Керамика и обсидиановые инструменты, по-видимому, были основными отраслями промышленности; обсидиановые  инструменты, вероятно, использовались одновременно, а также обменивались на такие предметы, как раковины Средиземного моря и кремень из Сирии. Отмечая отсутствие иерархии и экономическое неравенство, историк и антикапиталистический автор Мюррей Букчин утверждал, что Чаталхойюк был ранним примером анархо-коммунизма.