УЗИ 6. Секрет движения

Алекс Чистяков
Упорядочение знаний исследователей 6. Секрет движения

ОБЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ К ПРОБУЖДЕНИЮ ПРИЗНАКОВ УМА – СКЛОННОСТЬ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ!

Данный раздел – обобщение предыдущих рассказов о мироздании, каким я его себе представляю. Свои взгляды никому не навязываю. Если у читателей есть собственное мнение, как устроен мир, их воззрение изменить не пытаюсь никоем образом, – пускай остаются при своём мнении! В своих статьях, рассказах лишь делюсь некоторыми, на мой взгляд очевидными, наблюдениями, которые каждый при желании может перепроверить.

Упорядочение знаний исследователей (УЗИ) – к исследователям я отношу только практиков, чьи достоверные научные опыты и эксперименты отражают природные явления, – по их результатам явления понятны и объяснимы для дилетанта и для третьеклассника. Однако и тут мне приходится отделять «постановочные» опыты (с целью подтверждения гипотез и предположений) от демонстрирующих явь, то есть, находить такие, что действительно отражают существующую реальность.

Полное заглавие данного рассказа: СЕКРЕТ ДВИЖЕНИЯ или МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИЗЛИШЕСТВА.

Если есть с чем сравнивать, то я обязательно это делаю. Разобраться в вопросах движения (перемещения тел) помогает компьютерная визуализация, – результат деятельности нескольких поколений, работающих в разных отраслях науки и техники. Для наглядности я показал некоторые картинки, взятые из свободного доступа в интернете, по которым можно не только научиться выстраивать те или иные графики движения (общепринятые и используемые в учебных программах для школ и вузов), но и задать любые параметры, – характерная кривая появится прямо на экране! Основные параметры движения фиксируются приборами.

Когда я обращаюсь к истокам графического отображения и выясняю, кто и когда впервые придумал такой примитивный способ, как и в каких “началах”, попадаю в XVII век, – к «Началам» (геометрическим) Декарта. Для того, чтобы построить график, ясно, нужно сперва показать систему координат. Рене Декарт был тем самым основоположником, кто впервые придумал «декартовы координаты».

Далее необходимо было сделать следующий шаг, – отобразить путь и время, затраченное на движение, а стало быть найти способ, отразив зависимость одного параметра от другого. Без философского подхода с проблемой не справиться, – Декарт известен и как один из основателей современной философии. 

Вот одно из его (философских) высказываний:
«Несколько лет назад меня поразило большое количество лжи, которую я принял за истину в детстве, и крайне сомнительный характер всего здания, которое я впоследствии на них построил. Я понял, что необходимо хоть раз в жизни полностью разрушить всё и начать заново с самого основания, если хочу установить в науках что-либо прочное».

Совершенно очевидно, в мироустройстве нет ни единой неподвижной молекулы (строительного материала или «кирпичика»), из чего видимый мир состоит. Декарт впервые ввёл понятие «молекула», – подвижная единица материального мира.

Чем предвосхитил открытие (Робертом Гуком) микромира на клеточном уровне.

Декарт установил относительность движения, обозначив это неким “количеством перемещения”, пропорциональным пройденному пути и затраченному времени.

Понятие «функции» ввёл позже Лейбниц, – он же, как известно из источников, вёл с Декартом «заочный философский спор», длившийся полстолетия! Наследие Декарта – это сотни высказываний, среди которых и такое: «Если вы хотите быть настоящим искателем истины, необходимо, чтобы хоть раз в жизни вы усомнились, насколько это возможно, во всём». Рекомендую найти в интернете и самостоятельно ознакомиться с мудрыми афоризмами Рене Декарта.

Следуя вышеприведенным словам Декарта и понимая, что истина – это есть сама Природа (окружающая среда нашего обитания), не мудрствуя лукаво, сугубо для себя самого, я подверг сомнению, что движение, как таковое, можно отразить так, как прописано в современных учебниках. Но прежде, чем перечеркнуть привычное графическое отображение, мне пришлось в течение длительного времени, опять-таки, не выпячивая напоказ собственную «самость», разобрать информационный массив относительно понятия “движения”, накопленный за последние ~ 350 лет, синтезировать (исходя из рационального восприятия процесса перемещения тела в пространстве во времени) свой подход к графическому отображению, наиболее приближенному к реалиям.

Дело в том, что на самом деле: «Мы не описываем мир, который видим, мы видим мир, который можем описать» и «Чтобы улучшить ум, мы должны не столько учиться, сколько созерцать» (Рене Декарт).

Иными (современными) словами: Все восприятия мы соотносим с самим собой!

И ещё более точно: любое движение-перемещение мы сравниваем с движением-перемещением собственного тела! Только человек может придумывать для себя теории, выстраивать удобные для восприятия графики, изобретать зависимости от тех или иных параметров (математические функции), конструировать на основе придуманных зависимостей всевозможные измерительные приборы.   

Но посмотрите, что выходит: как только за дело берутся математики, мгновенно теряется физическая сущность движения! Исчезает целый пласт зависимостей в действующей среде обитания, посредством которых, собственно, осуществляются абсолютно все движения-перемещения. Я имею ввиду: ИМПУЛЬС (толчок) и ТРЕНИЕ (непосредственный контакт взаимодействия тела с опорой).   

Любой здравомыслящий с детства “усваивает” собственную ходьбу, отталкиваясь ступнями ног о твёрдую поверхность (опору), причём – совершенно неосознанно.

Можно говорить о давлении, силе сцепления, сопротивлении (например, боковому или встречному ветру), иных воздействиях, влияющих на движение, но главными (основополагающими) причинами движения остаются только импульс и трение!

Убыстрение движения определяется импульсом (интенсивностью), замедление – трением, – это всё, что нужно знать человеку о перемещении собственного тела!
Можно изменить направление движения этими двумя параметрами, – покрутиться на одном месте, подпрыгнуть, пробежаться, и так далее. Суть не меняется!

Сегодня детей приучают к «тиканью часов», показаниям цифровых электронных приборов, но не объясняют, что такое ВРЕМЯ. Связь меж тысячелетиями напрочь утеряна! Мало кто интересуется, как составлялись в древности календари. Почти никто не говорит, что во II тысячелетии до н.э. «градуировали» круговую шкалу в ШАГАХ! То есть, люди в те “запамятные” времена привязывали все расчёты пути, лишь сравнивая с собственным перемещением!

А нынче что? Недавно я воспользовался шагомером, – решил проверить, каково расстояние прошёл, не заглядывая в показания наручного прибора и не зная, сколько времени потратил на дорогу. Шагомер показал 10375 шагов. Далее, зная, что 1 расчётный шаг равен 0,618 метров, а 2 шага соответствует 1 секунде, я определил искомый результат:

Пройденный путь S = 10375 * 0,618 ~ 6412 метров или ~ 6,4 км.
Время в пути составило: 10375 / 2 = 5187,5 сек или ~ 1 час 26,5 минут (1,44 час).

Всё! Больше мне ничего не нужно! Но самое интересное, что при сверке моих расчётов с показаниями прибора оказалось, что пройдённый путь (по прибору) равен 6430 метров, и затраченное время – 1 час 33 минуты (1,55 час).

Сравнивая значения, сделал вывод, что расчётный путь по шагам оказался лишь на 18 метров меньше показания прибора, и прошёл его я медленнее обычного на 6,5 минут. Расчётная скорость движения в этом примере не играет никакой роли!

Однако, если мне нужно сравнить свою скорость перемещения в этом конкретном случае с другим каким-то пройденным расстоянием за определённое время, то я могу, конечно, прибегнуть к вычислению «скорости» по формуле из учебника, разделив пройденный путь на потраченное время. Но я этого никогда не сделаю ввиду полнейшей бессмыслицы данного вычисления скорости. Ведь, ясно всем и даже мне самому, что в пути я просто могу остановиться на несколько минут, чтоб вытереть пот со лба, при этом расстояние (мой пройденный путь) не изменится.

И я всегда имею возможность сравнивать с другими участниками движения, в том числе с пешеходами, велосипедистами, автомобилистами, пилотами и даже космонавтами. Для этого не требуется перемещаться, чтобы найти собственную скорость: мне достаточно иметь расчётную скорость перемещения, которая ДЛЯ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА ОДИНАКОВА (НЕЗАВИСИМО ОТ ДЛИНЫ ШАГА) И РАВНА:

V = 1,236 м/сек или ~ 4,45 км/час.

Эти цифры нужно просто запомнить, может кому-то понадобятся для исчисления (при необходимости), во сколько раз скорость перемещения человека меньше, чем технических средств. Но и такие сравнения абсолютно бессмысленны, ибо все люди перемещаются по своим делам в различных направлениях на разных видах транспорта! И, как правило, встречая родственника в аэропорту, меня не волнует ни скорость полёта лайнера, ни расход топлива, ни сколько времени тот провёл в полёте, – интересует лишь время прибытия самолёта.

Расчёты и сравнения скоростей полезны инженерам, которые стремятся повысить эффективность движения транспортных средств, и мне, как инженеру, становится ясно, что никто никогда не строит графики, как в учебниках, и тем более, никто и никогда не исчисляет вторую производную по времени, абсурдную по своей сути!

Как по мне, и первая производная пути по времени (S/t) непрактична, потому что в инженерных расчётах учитывают конечный результат: увеличивают дальность при передвижении (полёте), время нахождения в пути, материальные, энергетические затраты, а как таковая скорость перемещения за единицу времени мало кого из конструкторов-расчётчиков волнует. Даже в гоночных соревнованиях скорость, что фиксируют бортовые приборы, не так важна, как итоговое распределение мест по результатам гонок.

Что касается таких понятий, как «скорость света» или «скорость обращения Земли вокруг Солнца», других гипотетических умозрительных несуществующих в природе скоростей, рождающихся лишь в головах учёных, – не имеющих ничего общего с действительностью, но прописанных в учебниках, – рано или поздно их изымут из всех школьных и университетских программ, уберут, как ненужные математические излишества, во что я свято верю.

Кто-то спросит: а как же ускорение во Втором законе Ньютона и ускорение свободного падения? Во-первых, в своём трактате "Начало" Ньютон не писал об ускорении ни слова и не приводил формулу для Второго закона. Что же касается закона "Всемирного тяготения", это отдельный разговор. Хотя и так ясно, что гравитации в природе не существует, а вес любого тела в свободном падении равен нулю.