Агрономы!!! великий отец своего не менее выдающего

Анатолий Антонец
 
АГРОНОМЫ !!!  Великий   ОТЕЦ    своего  не менее   выдающегося  СЫНА - ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ  природы  Туркестанского края …            

  При   изложении   своего ранее написанного очерка-рассказа  о  выдающемся   русском  агрономе,  , педагоге, основателе  научного сельского хозяйства в  Туркестанском крае,  а также организаторе первого в Центральноазиатском регионе НИИ (НПО) садоводства, виноградарства и виноделия, которым  он руководил на протяжении 42 лет….вплоть до  момента своей смерти… Речь моя шла   тогда о  выдающемся  Ученом и  практике, по существу  Преобразователе  природы  большого  Среднеазиатского региона, а именно  о Рихарде Рихардовиче   Шредере…
   Именно   подвижническая  его деятельность  на протяжении многих десятилетий, начиная  с 1902, когда он возглавил    Туркестанскую сельскохозяйственную опытную станцию под Ташкентом в качестве заведующего и руководителя научной работой. А организовать ее было чрезвычайно трудно, так как приходилось заниматься всеми отраслями сельского хозяйства при наличии небольшого штата научных работников (3 человека) и мизерном бюджете.. .  Только упорство, настойчивость и большая эрудиция позволили Рихарду Рихардовичу вести исследования по многим сельскохозяйственным культурам: по хлопку, зерновым, плодовым и другим растениям …   
      Многолетняя деятельность  этого выдающегося   Ученого-практика  по существу   преобразовала    все   сельское хозяйство  среднеазиатского   региона,  и особенно ярко эта деятельность проявилась   в  сфере   садоводства, где  под его непосредственном руководством и главное участии  создавались   новые сорта   садовых культур, начиная  от яблонь  и кончая практически всеми видами  фруктовых, виноградарских  и прочих «культур»…
Со временем  Туркестанскую сельскохозяйственную опытную станцию  превратилась в
 своеобразный  «райский сад Шредера» — как раньше называли   НИИ садоводства, виноградарства и виноделия…      Благодаря  деятельности  института садоводства   почти все территории окружающая  Ташкент была  засажена  садами, преимущественно яблоневыми ( с различными   сортами , типа «Золотой Грин», «Кандиль Синап», «Белый налив», «Ренет Симиренко»    и др.) деревьями…
После  сильного  землетрясения   (апрель 1966г)  на  былых садовых площадях   появились жилые  массивы с многоэтажными домами:  «Чиланзар»,  «Юнус-Абад», «Карасу»   и др.
А до  этого  в различных районах города  создавались   филиалы садовых  питомников для  выращивания   саженцев   фруктовых деревьев  для  тотальной посадки…
Филиалы  НИИ  садоводства   создавались   почти во всех  областях Узбекистана, для  выращивания  саженцев  основных  видов плодовых культур, для  окаймления  практически всех  больших  и даже малых городов  Узбекистана…
Именно  за  такую  деятельность   в 2003 году  Указом президента Республики Узбекистан И.А.Каримова за большие заслуги перед Узбекистаном Р. Р. Шредер награждён был посмертно (хотя умер он 27 апреля 1944г) орденом «Буюк хизматлар учун» («За выдающиеся заслуги»).
  У выдающегося  ученого – агронома, педагога, основатель научного сельского хозяйства в Узбекистане Ри;харда Ри;хардовича Шре;дера    был  не менее   выдающийся, если не сказать больше,  Великий  ОТЕЦ (Рихард  Иванович Шредер ), признанный   в  России и в остальном земледельческом  мире   «патриархом  русского садоводства»…
 Рихард  Иванович Шредер был известнейшим специалистом в области селекции и акклиматизации так называемых «культурных» растений, автором ряда книг на эту тему. Многие годы работал в Санкт-Петербургском лесном и межевом (Геодезический способ определения границ земельного участка в горизонтальной плоскости. )
  институте, в Петровск-Разумовской (позднее названной в советское время- Тимирязевской) сельскохозяйственной академии.
Рихард Иванович Шредер известен в земледельчеком мире, как «патриарх русского садоводства». В научных кругах его также называли нередко «систематиком живой природы».   
    В  ряде  энциклопедий о нём  были представлены следующие данные:
 Ри;хард Ива;нович Шре;дер (24 января 1822 — 25 апреля (8 мая) 1903, Москва) — российский селекционер, публицист и садовод, автор многочисленных книг на эту тему; «патриарх русского садоводства».
Рихард Иванович Шредер родился в 1822 году в  горде Лоструп, Дания.
   Именно в этой  стране он  получил специальное образование в учебном заведении при ботаническом саде в Копенгагене, после чего состоял в течение нескольких лет преподавателем и садовником при Ютландском обществе садоводства...
      В конце 1840-х годов переехал в Россию и поселился в Санкт-Петербурге, где в 1850 году был назначен главным садовником при Санкт-Петербургском лесном и межевом институте. Здесь Рихард Иванович занимался устройством дендрологического сада и начал свои работы по акклиматизации и натурализации различныхдеревьев и  кустарников;  именно эти работы   создали ему известность среди  многочисленных садоводов.
     Когда в конце шестидесятых годов в Петербурге открылось Российское общество садоводства, то Рихард Иванович принял участие в делах этого Общества и поместил уже в первых номерах издаваемого Обществом журнала «Вестник садоводства» целый ряд весьма ценных статей по культуре различных декоративных растений.
    В 1862 году Р. И. Шредер переехал в Москву на должность главного садовника при Петровской (Разумовской) лесной и земледельческой академии, где прослужил более сорока лет, до  момента своей смерти((8 мая) 1903), оставив там после себя значительные коллекции разнообразных растений и организованный им дендрологический сад.
    В  15 октября 1867   году у него родился сын, в будущем  выдающийся также учёный-агроном, Рихард Шредер ( младший).
В 1900 году, когда  исполнился пятидесятилетний юбилей деятельности Рихарда Ивановича в России, на котором его приветствовали представители садовых обществ России, Западной Европы и Северной Америки, причём он был избран тогда же почётным членом целого ряда специальных обществ и различных академий.
Пользуясь популярностью в садовом мире, Рихард Иванович считался патриархом русского садоводства, на пользу которого он работал всю свою жизнь... 
Широкой известностью Рихард Иванович обязан, прежде всего, своим работам в области натурализации и акклиматизации различных плодовых и  особенно декоративных деревьев.   При этом Р. И. Шредер собирал и выписывал отовсюду семена различных пород деревьев и кустарников, выращивал их и вёл затем свои наблюдения за ними, имея целью выяснить главнейшие достоинства и недостатки их и отвести им затем должное место в своем арборетуме ((от латин. arbor, дерево) — род древесного питомника, собрание различных древесных пород, искусственно разведенных для каких-либо научных или садоводных целей;).
    Эти наблюдения, произведённые Рихардом Ивановичем над многими десятками тысяч экземпляров, дали в результате весьма ценный указатель пород, выносящих климат  северной и средней части России.
     Помимо вопросов натурализации и акклиматизации растений, Р. И. Шредер интересовался ещё вопросами гибридизации и занимался выведением новых более устойчивых гибридных форм, особенно много работая в этом направлении над плодовыми деревьями.
     Не менее интересными явились также работы Рихарда Ивановича по выяснению влияния подвоя на привой, равно как и работы по испытанию подвоев в условиях сурового климата Московской губернии.
    Кроме того, Рихард Иванович был знаком с огородничеством и много работал в этой области, сумел довести огородные культуры в Петровско-Разумовской  академии до максимального совершенства.
    Будучи вообще прекрасным практиком и обладая колоссальной  и , блестящей,   научной. эрудицией. Рихард Иванович  Шредер вместе с тем был и глубоко объективным исследователем, умевшим теоретически обосновать многочисленные  практические приёмы, применяемые в садоводстве того времени. Так, например, свои положения он всегда подкреплял данными из практики,  попутно относясь критически ко всем своим выводам…
Помимо целого ряда статей и монографий, напечатанных Шредером в периодических специальных журналах, Рихард Иванович выпустил следующие сочинения: «Живые изгороди и лесные опушки», «Хмель и его разведение в России».
    Наиболее известна  его книга «Русский огород, питомник и плодовый сад» , впервые изданная в Петербурге в 1880 г. издательством А. Ф. Девриена.  Эта  книга является особенно ценным и можно с большой уверенностью сказать, что она являлась наиболее единственным наиболее полным практическим руководством, обнимающим главнейшие отрасли садоводства. Книга эта, являясь настольной для русского садовода-практика, выдержала уже не одно издание и разошлась в десятках тысяч экземпляров, вполне заслуженно пользуясь большим успехом не только среди специалистов, но и вообще среди любителей природы, так или иначе интересующихся садоводством. Первоначальное сочинение было удостоено в 1883 году Императорским Обществом садоводства премией Н. И. Железнова (золотая медаль) : «За лучшее сочинение на русском языке по садоводству или по огородничеству». Эта награда создана в честь Николая Ивановича Железнова(1816, Санкт-Петербург — 1877, Санкт-Петербург) — известного  русский ботаника и агронома...
  Данная книга, ставшая очень популярной и до настоящего времени   является особенно ценной потому, что всё изложенное в ней ( и особенно в специальной части) безусловно проверено Р. И. Шредером на практике и является результатом его личных многолетних опытов и наблюдений. Потому неудивительно, что книга эта, выдержавшая столько изданий, и теперь ещё пользуется большим успехом среди русских садоводов и сегодняшнего дня.
В первой главе этой книги исследователь повествовал о том, какую важную роль в разведении сада или огорода играет выбор местоположения.  Так «Небольшой склон в 5–10 градусов всегда желателен, особенно в местностях с большим количеством осадков, потому что даёт возможность быстро отвести излишнюю сырость осеннего и весеннего времени, образовавшуюся от дождевой и снеговой воды». Дендрологический сад Шредера, конечно же, соответствовалт этому описанию. Он располагался на склоне пологого холма, внизу которого находится малый садовый пруд.
Рельеф сада почти ровный, на территории были только два искусственных возвышения. Одно из них (альпийская горка) образовалось из строительного мусора, который оказался здесь в ходе ремонта имения Петровско-Разумовское, сгоревшего в 1812 году при отступлении Наполеона из Москвы. Шредер высадил на альпийской горке пихты, которые достигли высоты 10–15 метров. К сожалению, во время засухи 1938–1939 годов растения погибли. У садовых архитекторов также вызывают интерес большие поляны. Их окаймляют массивы из крупных деревьев, таким образом, зрительно увеличивая территорию сада. Ещё одна хитрость в ландшафтной планировке, которая позволяет добиться такого эффекта, — это плавно изогнутые дорожки между экспозициями растений. Благодаря им у посетителей просто нет возможности сразу осмотреть весь сад. Кое-где по бокам садовых дорожек сохранились дренажные канавки, обложенные кирпичом. На них можно увидеть клейма изготовителей, которые делали кирпич в царской России.
Когда Рихард Иванович устраивал  свой сад, он разместил коллекции растений в систематическом порядке. Географический принцип размещения появился позднее — отдельно европейские, отдельно азиатские и американские. Позже часть растений из этих групп погибла, а новые высаживались уже без какой-либо системы. Первый аннотированный список растений сада появился в 1899 году. «Указатель растений Дендрологическаго сада Московского сельскохозяйственного института» Рихард Иванович Шредер опубликовал незадолго до смерти, как бы подводя итог работе всей своей жизни. В списке зафиксировано 1038 видов, разновидностей, форм, гибридов с указанием их морозостойкости, особенностей агротехники, поведения в культуре и перспектив использования. Если верить источникам, то за всю историю сада это была самая большая коллекция.
В дендрарии существует легенда, что Рихард Иванович завещал захоронить своё сердце здесь, среди любимых растений. Как бы то ни было, Шредера похоронили на Введенском кладбище, а в саду о нём  в наши дни напоминает памятник, установленный здесь  уже в 2012 году.
Сейчас Дендрологический сад Шредера насчитывает более восьмисот наименований растений. За 150 лет коллекция дендрария менялась не раз. Причиной тому были как погодные, так и политические условия. Многое зависело от руководства сада. Например, благодаря энергичным работникам с 1959 по 1982 год значительно увеличился состав коллекции. С конца 90-х годов ассортимент дендрария растёт из-за изменений московского климата. Он стал намного благоприятнее для экзотических деревьев. Если в XIX веке лириодендрон тюльпановый или магнолия Зибольда часто обмерзали, то сейчас они чувствуют себя весьма комфортно. Со времён основания сада здесь сохранились некоторые сосны, лиственницы, группа старых деревьев туи западной, несколько дубов и лип. Коллекция сада постоянно пополняется новыми растениями — их привозят из природных местообитаний, выращивают из семян, обмениваются с другими садами или получают в дар от любителей садоводства. Например, известный публицист и ботаник Михаил Диев завещал саду часть своей собственной коллекции деревьев.
    В 1863 году Рихард Иванович Шредер посадил вдоль дороги, ведущей от Дмитровского шоссе к дворянской усадьбе Петровско-Разумовское, сибирские лиственницы, которые образовали великолепную аллею. Сейчас и  по ней каждый день проходят студенты и преподаватели, спеша на учёбу и работу.  Данную Аллею продолжают облагораживать до сих пор. 
С трудом можно найти человека, который бы с такой щепетильностью собирал повсюду семена самых разных пород растений и с такой же любовью выращивал бы их. Своим неустанным энтузиазмом Рихард Иванович вдохновлял студентов Петровской академии. Будущие агрономы  безумно обожали своего профессора. Имя  Р.И. Шредера почитается и   студентами наших дней  сельскохозяйственных вузов, ведь сочинение Рихарда Ивановича «Русский огород, питомник и плодовый сад» вырастило не одно поколение русских растениеводов, в том числе и  ставших в последствии широко известными специалистами.
В студенческие годы в Дендрологическом саду проходил научную практику Николай Вавилов. Здесь также побывали Лев Толстой, Константин Паустовский, Исаак Левитан, Владимир Маяковский и Фёдор Достоевский. Последний приезжал сюда во время написания «Бесов». Дело было в том, что на территории академического парка члены революционной группы «Народная расправа» во главе с Сергеем Нечаевым убили студента Ивана Иванова, который отказался распространять листовки среди других учащихся. Достоевский взял этот случай за основу своего романа и приехал сюда, чтобы внимательно изучить территорию.
   Рихард Иванович Шредер, отличаясь энергией, трудолюбием и любовью к своему делу, служил до самого преклонного возраста в Петровско-Разумовской академии, где, несмотря на тяжёлую и продолжительную болезнь свою, продолжал вести работу в области садоводства до самой смерти, что даже последний день жизни, 25 апреля 1903 года, провёл именно на территории академии, последовавшей 25 апреля 1903 года в Петровско-Разумовской академии.
   На похоронах Рихарда Ивановича Шредера  его ученик   профессор    Фортунатов Алексей Федорович (1856-1925)   произнес следующие слова:
  «Рихард Иванович не покидал своей работы для садовых учреждений Московского сельскохозяйственного института в буквальном смысле слова до дня своей кончины. Любовь к живому провожала его до самого порога жизни, и, несмотря на всю тяжесть нашей утраты, мы знаем, что эта любовь будет светить нам и впредь, и в литературном наследстве, и в насаждениях Петровско-Разумовского» — 
В последствии   им были написаны  стихи (1891г), в числе которых  было и такое:
Пусть будет срублен сад Петровско-Разумовский,
Где Шредер столько лет растил своих детей.
Пусть сгибнут те поля, где получал Марковский,
На удивление губернии Московской,
Ржи средний урожай в пятнадцать четвертей.
Пусть уничтожат лес, где Турский подвизался,
Но никакая власть не в силах истребить
Того, чему петровец научался,
Что привыкал с годами он ценить.
Борьба с невежеством и к истине стремленье —
Вот он, научной школы результат.
Петровец ждет общественного мненья
И верит, что иные поколенья
Его в бездействии не обвинят.
Попутно и мне   захотелось сказат самые  теплые слова   в  адрес   выдающихся   ученых своего   времени   - о Великом отце  и   об его не менее выдающемся  сыне, ибо  Отец-Рихард Иванович  и его Сын - Рихард Рихардович  Шредеры внесли огромнейший вклад в селекцию и в сельское хозяйство России,а  позже также бывшего СССР, попутно Туркестанского края и Узбекистана.