de omnibus dubitandum 38. 102

Лев Смельчук
ЧАСТЬ ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ (1683-1685)

    Глава 38.102. ВЕНСКИЙ ПОХОД. НИКАКИХ ВЫГОД, КРОМЕ СЛАВЫ…

    «Посполитое рушение», вместо того чтобы отомстить за позор Бучацкого трактата, обдумывало способ уничтожения французской партии. Шляхта, собравшись лагерем под Голэмбом на Висле, в Люблинском воеводстве, образовала конфедерацию под предводительством племянника гетмана, коронного польного писаря Стефана Чарнецкого и начала следствие о причинах бучацкого позора.

    На основании сомнительных обвинений, ответственность за поражение свалили на французскую партию, которая будто бы для облегчения детронизации Михаила и выбора принца Longueville призвала турок на Польшу.

    После этого шляхта лишила Пражмовского должности примаса и имущества, других же противников короля привлекла к конфедерационному суду.

    В ответ на это Собеский устроил конфедерацию из своего войска, стоявшего под Щебжешином (в Холмской земле), объявляя повиновение королю, но вместе с тем и войну голэмбскому союзу. Сейм Голэмбской конфедерации, собранный в Варшаве под председательством Стефана Чарнецкого, намеревавшийся утвердить и исполнить постановления относительно примаса и других членов французской партии, мог бы вызвать междоусобицу, если бы не старания людей умеренной партии. Благодаря усилиям краковского епископа Андрея Тшебицкого, было заключено соглашение, которому благоприятствовала скорая смерть примаса и принца de Longueville (Лонгвиля).

Рис. Мария Луиза королева Польская и генерал Стефан Чарнецкий в Хойничах в 1657 г.

    Обе конфедерации были распущены; Бучацкий трактат был признан недействительным, и назначены подати на войну с Турцией. Гетманы, а за ними и король, двинулись навстречу неприятелю. Турецкий лагерь, расположенный в том самом месте, где в 1621 г. стояли Ходкевич и Любомирский, был взят Яном Собеским со многими орудиями и знаменами. Дальнейшему героическому походу гетмана помешала недисциплинированность не получившего жалованья войска и неожиданная смерть короля в Львове накануне хотинской победы.

* * *

    В битве под Хотином Жечь Посполитая была спасена представителем той партии, которую шляхта еще недавно позорила подозрениями в приводе на страну турок и в предательстве.

    Собеский, опровергая эти подозрения, поднял авторитет партии и подготовил себе дорогу к престолу. Франция отказалась от кандидатуры Конде и других своих претендентов и вместе с курфюрстом хлопотала за молодого принца Нейбургского Филиппа, племянника Яна Казимира. Австрия снова предлагала принца Лотарингского, обещая женить его на Элеоноре, вдове короля Михаила. Французская партия, не разделяя теперь планов версальского кабинета, думала об избрании героя Хотина. С другой стороны, австрийская партия, во главе которой стояли всемогущие на Литве Пацы, оставалась верна Карлу Лотарингскому и требовала на конвокационном сейме, созванном примасом Флорианом Чарторыским, исключения кандидатуры соотечественника, желая тем самым устранить Собеского от престола.

    Покрытый славой Собеский прибыл с войском на поле элекции и окружил Волю. Прибыли также вооруженные Пацы, все еще требующие исключения кандидатуры Пяста. Все опасались двойной элекции и междоусобной войны.

    Французский посол, убедившись в невозможности провести кандидатуру принца Нейбургского и не желая допустить австрийского кандидата, предложил свои услуги Собескому с условием, что последний в вопросах политики будет руководствоваться указаниями версальского кабинета. В день элекции шляхта приняла с энтузиазмом кандидатуру Собеского, предложенную руским воеводой Станиславом Яблоновским. Ян III Собеский [1674-1696] отложил свою коронацию, чтобы продолжать войну с Турцией.

    Когда султан Магомет IV устремился на владения Москвы, Ян Собеский двинулся в Подолию, занял значительнейшие города, за исключением Каменца, разбил турок и татар под Львовом и принудил пашу Ибрагима Шишмана отступить за Днестр. Не имея больше военных припасов, Ян Собеский отправился в Краков для коронации (1676 г.) и сбора средств для дальнейших действий против неприятеля.

    Благодаря щедрости коронационного сейма, Ян Собеский мог померяться силами с новым нашествием Ибрагима Шейтана, который двинул на Червонную Русь стотысячную армию. Король принял битву, окопавшись в лагере под Журавном (в Руском воеводстве), и принудил неприятеля к сравнительно выгодному соглашению.

    По Журавинскому договору (1676 г.) 2/3 Украины были возвращены Польше, остальная же часть оставалась в руках КАЗАКОВ (выделено мною - Л.С.) под турецким протекторатом. Вопрос о Подолии был отложен до особых переговоров в Константинополе.

    Мир Жечи Посполитой с Турцией был выгоден Людовику XIV, который хотел направить Собеского против своих врагов: Австрии и Бранденбурга. Собеский поддавался французскому влиянию, находясь под обаянием двора Людовика XIV, а также ввиду своего политического прошлого и семейных отношений. На сторону Франции склоняла его жена Мария Казимира de la Grange d'Arquina*, дочь фрейлины двора Людовики Марии Гонзаго, вдова Яна Замойского, воеводы Сандомирского.

*) Мария-Казимир-Луиза де ла Гранж д'Аркьен, в Польше - Мария Казимира, по прозвищу Марысенька, родилась28 июня 1641 г. в Невере и умерла 30 января 1716 года в Блуа, была королевой Польши с 1674 по 1696 годы как жена Иоанна III Собеского. Дочь Анри Альбера де Ла Гранж д'Аркьен , представителя среднего дворянства Ниверне, и Франсуазы де Ла Шатр.
С пяти лет она сопровождает в качестве спутницы Марию-Луизу де Гонзаг-Невер, которая стала королевой Польши, выйдя замуж за Владислава IV Ваза, а затем своего преемника Яна II Казимира.
Она познакомилась с Яном Собеским в 1656 году, но впервые вышла замуж за Яна Собиепана Замойского 3 марта 1658 г., с которыми у нее будет четверо детей, все из которых умерли молодыми.
Овдовев в 1665 году, Мари-Казимир вышла замуж за Собеского на 5 июля того же года. Вместе у них будет четырнадцать или пятнадцать детей, из которых выживут только четверо. Среди них Жак Луи Анри Собеский и Тереза-Кунегонд Собеская, жена курфюрста Баварии Максимилиана-Эммануэля.
Ян Собеский был избран королем Польши в 1672 году и правил с 1674 года. Как королева Польши Мария-Казимир поддержала возможный союз с Францией. Она выступает за автократию, не любя ограниченную монархию, существующую в Польше. Ярая католичка, она также отвергает религиозную терпимость. Она оборудовала церковь Сен-Казимира, посвященную культу Святого Причастия, где были устроены могилы ее детей.
Ее муж умер в 1696 году; затем она покинула Польшу, чтобы вернуться во Францию. Она благосклонно чтит скромного, набожного и ученого бенедиктинского монаха из конгрегации Сен-Мора, дона Клода Девича по случаю его пребывания в Риме с 1701 году.
Королевская чета обменивалась обширной перепиской, состоящей из великолепных любовных писем, написанных в основном между 1665 и 1683 годами, когда Марысенька по разным социально-политическим причинам вынуждена была находиться за пределами Польши. Эти письма описывают трудности и проблемы того времени и свидетельствуют о чрезвычайно сильных чувствах, которые их объединяли.

    Поэтому Ян Собеский по трактату, подписанному в 1675 году в Яворове (в Руском воеводстве), взамен французских субсидий обязался поддерживать венгерских повстанцев против Австрии, а также вести войну против курфюрста с целью отнять у него княжескую Пруссию. Кроме того, в угоду Версальскому двору Ян Собеский позволил по Гданьскому трактату (1677 г.) пройти через Польшу шведским войскам, направлявшимся из Лифляндии в Бранденбург.

    Программа короля, основанная на сохранении мирных отношений с Турцией и открытии военных действий против Австрии и Бранденбурга, встретила сопротивление со стороны шляхты. Гродненский сейм 1679 года отказался утвердить Журавинский трактат и протестовал против найма войск для войны с императором и курфюрстом. Вследствие этого Собеский стал думать о новой войне с Турцией, руководствуясь собственными религиозными чувствами, стремлением к славе и семейными традициями.

    Мать его, Феофила Данилович, была внучкой гетмана Жолкевского; отец, Яков, сначала коронный кравчий, впоследствии краковский каштелян, принимал участие в Хотинской битве 1621 года. Старший брат Марк под Батогом попал в турецкий плен и погиб, выданный Хмельницкому.

    Черпая стремление к борьбе с мусульманами как в настроении народа, так и в личных чувствах, Собеский в правобережной Украине организовал казаков под предводительством Куницкого и, кроме того, стремясь создать против Турции лигу христианских государств, отправил с этой целью послов во Францию, Австрию, Венгрию, Москву, Испанию и к папе.

    Но эти переговоры относительно лиги не встретили сочувствия со стороны христианских государств, особенно Франции, которая стремилась поднять Турцию против Австрии. Французская партия, во главе которой стоял подскарбий Морштын, под влиянием Версальского двора высказалась против войны с Турцией. Король, однако, не отступал от проекта лиги с Австрией, особенно потому, что жена его, Мария Казимира, обиженная на Людовика XIV за отказ ее отцу в княжеском титуле, восстанавливала теперь короля против Франции.

    Ян Собеский, желая уничтожить партию, к которой некогда принадлежал сам, на сейме 1683 г. привлек Морштына к суду, обвиняя его в сношениях с иностранным государством; потом добился приговора, присудившего подскарбия к утрате должности, и осуществил лигу с Австрией.

    Он заключил с императором Леопольдом наступательно-оборонительный союз, обязующий обе стороны вести войну с Турцией вплоть до заключения мира, одинаково выгодного как для Австрии, так и для Польши. По секретному договору император Леопольд обещал королевичу Якову брак с эрцгерцогиней и содействие в достижении польского престола.

    Таким образом, Ян Собеский, руководствуясь как общими, так и личными соображениями, перешел на сторону Австрии и начал борьбу с турками. Великий визирь Кара-Мустафа подступил к Вене с двухсоттысячной армией. Собеский под воздействием австрийского посла и папского нунция, а также исполняя условия трактата, двинулся на помощь императору во главе тридцатитысячной армии, сопровождаемый коронными гетманами - великим Станиславом Яблоновским и польным Николаем Сенявским.

    Во главе соединенной польско-австрийской, уже пятидесятитысячной армии Ян Собеский занял Каленберг и 12 сентября 1683 г. дал битву неприятелю. Турецкий лагерь вместе с шатрами, запасами оружия и провианта, с зеленым знаменем пророка сделался добычей победителя.

    После освобождения Вены Собеский двинулся в Венгрию, проиграл битву под Парканами, отомстил за неудачу победой под Остригомом и, оставив часть войска на зимних квартирах, вернулся на родину. Венский поход не принес Польше никаких выгод, кроме славы. Император оказался неблагодарным по отношению к освободителю Вены, выдав эрцгерцогиню Марию Антонину, обещанную королевичу Якову, за баварского курфюрста. Несмотря на это, Собеский дал себя втянуть в новую войну с Турцией, увлеченный планом утверждения своей династии в Молдавии и Валахии.