В темпе вальса, в ритме скерцо

Валентина Будникова
"В ТЕМПЕ ВАЛЬСА, В РИТМЕ СКЕРЦО..."
 
 В её городе сезон весны открыт задумчивым снежным вальсом ...  В природе - значимое событие, время пробуждения. Воздух напоён  ароматом хрупких нежных  снежинок,  каждая из которых, несмотря на свою похожесть, уникальна и неповторима. Впрочем, как  неповторима и жизнь людей, жизнь каждого из нас с вами в отдельности.
 
 Первенцу весны марту она   обязана самым важным:  своим  явлением на свет Божий,  а  родителям  -  выбором имени, что,  безусловно,  предопределило  её  дальнейшую  судьбу.  Именной  гороскоп прочил ей  одну из профессий, когда   дети с почтением будут называть по имени - отчеству. Вы, конечно, догадались... Это о профессии педагога.

Её нарекли   тёплым, ласковым именем  «Валентина», созвучным, как казалось родителям, слову  «вальс». Скажете, бином фантазии?   Вовсе нет … Просто    доброе  имя, окутанное чарующей, завораживающей мелодией.
 
- Умеете ли Вы вальсировать, Маэстро Март?-  Попросим своих оркестрантов сыграть весенний вальс!
 
"Оркестранты," ею так наречённые, трубят свой сбор…

   Проверка  готовности  учебного  инструментария, всё ли сподручно, чтобы работа на  уроке шла «в темпе вальса», чтобы никто не затягивал «ноты» и ничто не сбивало с правильного ритма.  Они (урочные оркестранты) по старой традиции, «приосанятся» , как и положено настоящим музыкантам. И грянет школьный оркестр!
 Ах, память...

Порою видится вдали
Тех прошлых лет мерцанье,
 Где детства музыка звучит,
Красивый вальс - "Воспоминанье".

Мелодии звучат сдержанно,  требуют хорошей техники исполнения  и высокой внутренней самоорганизации, а главное,  возвращают к памяти детства.

 На маленьком столике видим горки исписанных тетрадей, их дарят  малышке  педагоги, живущие по соседству, зная о склонностях девочки к профессии учителя.

Она навсегда запомнит   фамилии, имена  первых учеников из той далёкой игры детства - «игра в школу».  Всё здесь на уровне воображения:   детская комната переоборудована в класс; воображаемые ученики с невыдуманными именами и фамилиями... есть отличники, двоечники. Каждая страничка тетрадей детально изучена; мысленный разговор с невидимыми учениками, старательными и нерадивыми.   И всё, как в самой настоящей школе.

Игра увлекает, становится нормой детской жизни, состоянием души -   героиня  взрослеет.  Она ученица-семиклассница.
 
И в потоке игры  уже  вся её родня:
Тети, бабушки, их внучки,
 Младшие сестрёнки и братишки…

А «бывшие ученики» (сегодня люди солидные, преклонного возраста)  при  встрече   с тёплой  улыбкой вспоминают "добрые проказы" той  учительницы-самозванки.
 

   Вот новый   круг…
 Вальса мчит веретёнышко,
 Нас-то, нас-то вы тоже  запомнили?

Яркой ответной реакцией на эти нахлынувшие эмоции  в её  мыслях  звучит победный вальс, транслирующий гордость, радость и вдохновение.
 
Ещё бы,  сам В.Н. Данков, декан филфака, только что присутствовал на защите её дипломной работы. После  выступления студентки декан медленно, как бы  раздумывая, поднимется, выдержит паузу и  даст подробнейший анализ услышанного, завершив свою речь по-отечески душевно:
- Хорошим станете учителем, коллега, у меня в этом нет никаких сомнений.
 
А затем… Ей так весело и бодро шагалось по улицам,  словно под звуки маршевого вальса,   и  хотелось улыбаться тому приятному, большому и значительному, что ожидало впереди. Для неё, выпускницы филфака, начиналась новая веха в жизни – сбылись детские и юношеские мечты, и  впереди  вырисовывалась перспектива быть учителем русского языка и литературы.

А далее…

В темпе вальса, в ритме скерцо», подобно Венскому вальсу Штрауса, быстрому, лёгкому, стремительному,  вихрем закружатся школьные будни.  Директором  школы  будут проигрываться все возможные ситуации, чтобы лично убедиться: на что способен в своей профессии этот молодой специалист? В новом учителе ему важно  воспитать потребность стать настоящим профессионалом, мастером своего дела.

- Кирилл,  к доске,  в темпе вальса! –  это выражение  приживётся, станет для подопечных (мальчишек) привычным, обыденным,  как некий сигнал сбережения рабочей минуты на уроке ( без задержек, безотлагательно, быстро, оперативно).

 Дети понимали, что "в темпе вальса"означает красоту во всём: в движениях, в перемещениях по классу, в выходе к той же  доске (если хотите)- словом,  в умении правильно организовать работу  в своём так называемом   «концертном» зале».

Даже синичка за окном под тихие мелодии «Времён года»  П.И. Чайковского,  доносившиеся  в весеннюю пору из приоткрытого окна класса, расправляла крылышки и  в такт лирической музыке  расхаживала по  оконному скату:
«Раз, два три… Раз, два, три… (беззвучно насчитывают подростки), только б пичуге не сбиться!  Её «прохаживание» (шутки ради скажем)  напоминало спортивный фигурный вальс с характерным  выполнением строгих элементов, как-то:  «с полным оборотом в два такта с тремя шагами в каждом».

Мелодии  уроков…  Ах,  школа,  ах, память…

 А в  весенние майские деньки, когда в природе царит полное торжество пробуждения, бывали  и «открытые уроки». Школа в сосновом бору. Столько воздуха и света... когда душа человека, как  окна, распахивается настежь и когда человеческое всецело сливается с природным.

  Разнообразными  голосами птиц, главных  обитателей леса,    поддерживается магия игры тех же   школьных "оркестрантов".    За окном на ярко-жёлтой цветочной  полянке кузнечики своим  пиликаньем дополняют  "партию" школьных  «скрипачей»; слышен редкий дневной стрекот сверчков, но и это, "редкостное", привносит некое своеобразие в музыку урока; дятлы в глубине леса отзываются на  «рабочие ритмы» ритмикой барабанной дроби.

 «Ценители и судьи»  случились   и  здесь… но они такие забавные, необычные...  «Вот шмель-мохнач влетел жужжач»…  Проснувшаяся от долгой  спячки муха  пытается внести некую диафонию в  «тишину» благостно звучащего урока, однако тут же на помощь маленькому оркестру спешно выползает на подоконник  сам «жук-усач - ещё один скрипач».  А вот и целая группа благодарных молчаливых слушателей  - божьих коровок цепко утвердилась на створках оконного жалюзи».

 «Идёт-гудёт Зелёный Шум…»  подростки заинтересованы необычной формулировкой  темы урока -  работают увлечённо, слаженно, дружно.

- Как понять выражение «Зелёный Шум»?- спросит учитель.
- Почему оба слова пишутся с заглавной буквы?
- Почему не гудит, а гудёт?
- Проблемные вопросы?  Они требуют разрешения!

И с новой силой грянет  урок-оркестр...

 Завершающие аккорды в нашем «концертном зале» напишет сам ученик. Это могут быть фанфарные аккорды от осознания своей творческой состоятельности, либо радостные мотивы удовлетворенности; могут быть и нотки встревоженности, беспокойства, но только бы не безмолвие!

Но музыка кончилась, руки разомкнуты…
Эй, оркестранты, ещё раз, пожалуйста!
Не уходите, прошу вас, мы молоды…

***
Весна… памятные этюды… "Урок длиною в жизнь..."



04.03.2024