de omnibus dubitandum 25. 350

Лев Смельчук
ЧАСТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ (1644-1646)

    Глава 25.350. БОЙКАЯ АРИСТОКРАТКА С БАГАЖОМ ПРОШЛЫХ РОМАНОВ…

    Чистокровная француженка родилась в 1611 году в семье герцога Неверского и герцогини де Лонгвиль. Король Франции Людовик XIII и его мать Мария Медичи стали для юной девочки крёстными родителями.

    Воспитанием Марии Луизы ведала сестра её отца, вдовствующая герцогиня Лонгвиль. Благодаря содействию тётки перед девушкой вырисовывалась блестящая партия — Гастон Орлеанский, брат короля Людовика XIII.

    Автор с ником World Lord: история и короли на Дзене в своей статье «Мария Луиза Гонзага: жена для двух братьев», пишет: Участь польской королевы была необычна. Француженка Мария Луиза (Людовика) Гонзага не только стала женой двух братьев династии Ваза, но и оказывала огромное влияние на политику страны. Говорят, она любила власть сильнее своих двух мужей.

    Мария Луиза росла в родовом замке Невер, где тщательно обучалась науке и иностранным языкам. Примечательно, что две её младшие сестры обучались в монастыре, будто специально были отдалены от родителей и двора.

    Однако, в 15-летнем возрасте девочку постигла болезнь. Обучение приостановили. После поправки Марии Луизы Гонзаги заговорили о её браке с младшим сыном Марии Медичи — Гастоном Орлеанским, который известен, как "великий месье". Гастона сей брак устраивал. Он даже официально попросил руки 18-летней (1629) красавицы.

Рис. Портрет Марии Луизы Гонзага де Невер. худ. Даниэль Дюмонстье (14 мая 1574 - 22 июня 1646) был французским художником, прозванным лучшим художником мелками в Европе своего времени, но сейчас малоизвестен. Его отец Косме Дюмонстье (Даниэль родился незаконнорожденным, но позже был узаконен), его дядя Пьер Дюмонстье I и его двоюродный брат Пьер Дюмонстье II также были художниками. Он рисовал портреты крупнейших деятелей Франции 17 века...

    Ришелье был не только первым министром короля, но и чуть ли не первым похотливцем при дворе. Он пытался совратить принцессу Марию де Гонзага, ставшую позже королевой Польши. Мария как-то раз попросила у Ришелье аудиенции, и этот князь церкви принял высокородную даму... уже лежа в постели. Принцесса была шокирована и отказала сластолюбцу.

    Сама Мария Медичи такой невестке рада не была. Род Гонзага хоть и знатного рода, однако отец Марии Луизы посмел перечить Марии Медичи, королеве-матери, отчего впал в немилость. Потому Мария Медичи планировала женить любимого сына на одной из своих тосканских родственниц.

    Сама Мария Луиза после неудавшегося брака с братом короля была заточена в крепость Венсен*, а потом на три года в монастырь.

*) Венсенский замок (фр. Chteau de Vincennes) был построен для королей Франции в XIV—XVII столетиях в Венсенском лесу, на месте охотничьего поместья XII века. Вокруг замка сложился город Венсен, в наши дни — юго-восточное предместье Парижа.
XII—XIII века
Около 1150 года на месте будущего замка был построен охотничий дом для Людовика VII.
В XIII столетии поместье было расширено Филиппом Августом и Людовиком Святым (именно из Венсенского замка Людовик отправился в роковой для себя крестовый поход в Тунис).
Изначально это был простой охотничий домик, построенный Людовиком VII около 1150 года в Венсенском лесу. В XIII веке замок Венсен превратился в усадьбу, построенную Филиппом Августом и Сен-Луи. Около 1337 года Филипп VI Валуа решил укрепить это место, построив замок к западу от усадьбы. Высота замка составляет 52 метра, и он является самым большим средневековым укреплением в Европе. Известный своей ролью королевской резиденции в XIV веке, этот укрепленный замок использовался в качестве тюрьмы с XVI века до XIX века: здесь содержались Фуке, маркиз де Сад и Мирабо. Перестроенная Наполеоном I в казармы, крепость предназначалась для защиты Парижа и до сих пор является штаб-квартирой Исторической службы обороны.
Во второй половине XIII века в Венсенском замке женились короли Филипп III и Филипп IV; скончались Людовик X, Филипп V Длинный и Карл IV.
XIV—XVI века
В XIV веке, при Филиппе VI, замок был существенно расширен и приобрёл башню-донжон высотой 52 метра, в котором были устроены королевские покои и библиотека. Около 1410 года, уже при Карле VI, был завершён периметр внешних стен.
Во времена французских религиозных войн XVI века замок стал тюрьмой, в том числе — для будущего короля Генриха IV.
XVII век
В XVII веке архитектор Луи Лево выстроил по заказу Людовика XIV два павильона — один предназначался для вдовствующей королевы, другой — для кардинала Мазарини. Однако после того, как внимание короля отвлёк новый проект — Версаль — работы по обустройству новых дворов были заброшены. Строители вновь пришли в Венсен только в 1860 под руководством реставратора Виолле-ле-Дюка.
XVIII—XIX века
В XVIII веке короли навсегда покинули замок. В нём расположились венсенская фарфоровая мануфактура (c 1740) и опять-таки тюрьма. В Венсене сидели Мария Луиза Гонзага, герцогиня де Невер;  герцог де Бофор; Николя Фуке; Джон Ванбру; маркиз де Сад; Жан-Анри Латюд; Дидро и Мирабо. В 1804 году во рву крепости по приказу Наполеона расстреляли похищенного герцога Энгиенского.
XX век
В XX веке в замке были казнены: французами — Мата Хари в 1917 году, немцами — 30 мирных заложников в 1944 году.

    Марии Луизе Гонзаге было уже под 30, а достойный жених всё не находился. За это время ей приписали романы и с Гастоном Орлеанским, маркизом де Гешвером и графом де Ланжероном. Даже любитель мужского общества, 20-летний Генри де Сен-Мар, не смог упустить милое личико Марии Луизы. Но её отец Карл I Гонзаго надеялся выдать дочь замуж всё-таки за правителя хотя-бы небольшого герцогства, а не мелкого дворянина.

    «Не забывайте, что вы всего лишь простой дворянин, отмеченный милостью короля, и мне непонятно, как вы могли рассчитывать на такой союз. Если герцогиня Мария-Луиза Гонзага действительно думает о таком браке, то она еще более безрассудна, нежели вы!» — сказал Ришелье Сен-Мару.

    Вероятно, Сен-Мар был единственной настоящей любовью Марии Луизы. Однако Сен-Мар оказался соучастником заговора и вскоре был обезглавлен. Мария Луиза так же впала в немилость к Ришелье, и решила удалиться из Парижа, где только недавно открыла свой литературный салон.

    На смену Ришелье пришёл не менее смышлёный Мазарини, посчитав, что Мария Луиза в будущем может быть весьма опасной аристократкой для короны. Вдруг захочет выйти замуж за принца Конде**, первого в линии престола после Орлеанской ветви?

**) Принц Конде; (фр. prince de Cond;) — титул и род французских «принцев крови», младшей ветви королевского дома Бурбонов. Титул впервые был предоставлен дяде короля Франции Генриха Наваррского — Людовику де Бурбону, по названию его замка Конде (фр.) в Конде-ан-Бри. Его потомки носили данный титул до 1830 года.
Во французской системе титулования один титул одновременно может носить только один человек, как правило, глава рода, а не все его члены сразу. Если семья имеет несколько титулов, то обычно глава семьи оставляет за собой старший титул (титулы), а сыновьям и другим потомкам передаёт младшие, именуемые титулами учтивости. В роду де Бурбон-Конде основным был титул собственно принца Конде, который неизменно носил глава дома.
Титул принца Конти первоначально давался одному из младших сыновей принца Конде. Первым его получил Франсуа де Бурбон-Конти (1558—1614), который оставил только внебрачного сына, после чего вымороченный титул вернулся к главе дома. Однако, поскольку следующий получатель титула, Арман де Бурбон-Конти (1629—1666), младший сын Генриха II, принца Конде, имел многочисленное потомство, то титул принца Конти стал старшим титулом отдельной ветви династии. Наряду с титулом собственно принцев Конти, который, таким образом стал старшим, принцы Конти использовали титулами учтивости герцог Меркёр, граф де ла Марш и граф д’Але для своих наследников.
После этого наследникам и младшим детям принцев Конде обычно присваивались титулы герцогов де Бурбон (герцогов Бурбонских), герцогов д’Энгиен (герцогов Энгиенских), герцогов де Бельгард и графов де Клермон. Кроме того, имелось много других титулов, включая такие значительные, как герцог де Монморанси и герцог де Гиз, граф де Шароле и некоторые другие, которые чаще всего использовались в особо торжественных случаях в полном титуле главы дома.

    Она бы и хотела - роман был жаркий - но была одна проблема: Конде уже был женат. Потому из Польши приехала приглашенная делегация сватать Марию Луизу за короля Владислава IV.

    Польскому королю было уже под пятьдесят лет. Французская знать недоумевала — отправляют высокородную аристократку куда-то в глушь, в Польшу! Ради чего? Полюбила короля или польстилась на польскую корону?

    По рассказам современников, сам Владислав, старше будущей жены почти на 20 лет, так же был не в восторге от брака. Конечно, он ожидал не невинную юную принцессу, хотя хотелось, но и бойкая аристократка с багажом прошлых романов его не прельщала. Однако Мазарини нужна была в Польше именно француженка, дабы влиять на политику Восточной Европы.

    Да и сама Мария, после кончины её отца, стала внезапно завидной невестой — богатство Гонзагов и титул герцогини Неверской отошли именно ей. Фактически — ровня принцессам крови. Её приданное составило 700 тысяч скудо, а в качестве ссуды королю для его нужд она предоставила 700 тысяч злотых из своих средств. В общем, дорого ей обошлась польская корона.

    Опалинский подал ей письмо короля Владислава, а епископ варминский поднёс ей, от имени жениха, бриллиантовый крестик, на котором было между прочим шесть камней невероятной стоимости. Приняв этот подарок, принцесса поручила стоявшему подле неё епископу оранскому поблагодарить послов и с большим вниманием выслушала их дальнейшие приветствия.

    Мария-Людовика была в это время уже не первой молодости, ей было с лишком 33 года, но издавна распространившаяся в Польше молва о её редкой красоте оправдывалась ещё и доселе. Принцесса отличалась также кротостью характера, набожностью и благоразумием.

    Откланявшись принцессе, послы удалились в вандомский дворец…

***

    Владислав IV был сыном Сигизмунда III=Дмитрия Ивановича=Лжедмитрия, и именно ему присягнули руские подданные, как царю Руси (Московского государства - Л.С.). В то время на Руси был пик самозванцев: Лжедмитрий I и Лжедмитрий II (образ выдуманный фантазиями романовских фальсификаторов и продолжающих поддерживать эту версию нынешними дипломированными горе-историками – Л.С.). Владислав IV никогда не был коронован и не правил Русью (Московским государством – Л.С.), но до 1634 года сохранил за собой титул царя и периодически надевал московскую корону.
Предшественницей Марии Луизы была - Сесилия Рената Австрийская (нем.: C;cilia Renata, пол.: Cecylia Renata; 16 июля 1611 - 24 марта 1644 г.) была королевой Польши в качестве жены короля Владислава IV Вазы.
 
    Цеци;лия Рена;та Австри;йская (нем. C;cilia Renata von ;sterreich, польск. Cecylia Renata Habsbur;anka, белор. Цэцы;лія Рэна;та Га;бсбург, лит. Cecilija Renata Habsburgait;; 16 июля 1611 [Deutsche Nationalbibliothek Record #119181789 // Gemeinsame Normdatei (нем.) — 2012—2016][Cecilia Renata of Habsburg // Find a Grave (англ.) — 1996], Грац [Wurzbach D.C. v. Habsburg, C;cilia Renata von Oesterreich (нем.) // Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich: enthaltend die Lebensskizzen der denkw;rdigen Personen, welche seit 1750 in den ;sterreichischen Kronl;ndern geboren wurden oder darin gelebt und gewirkt haben — Wien: 1856. — Vol. 6. — S. 157] — 24 марта 1644 [Wurzbach D.C. v. Habsburg, C;cilia Renata von Oesterreich (нем.) // Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich: enthaltend die Lebensskizzen der denkw;rdigen Personen, welche seit 1750 in den ;sterreichischen Kronl;ndern geboren wurden oder darin gelebt und gewirkt haben — Wien: 1856. — Vol. 6. — S. 157][Cecylia Renata // Internetowy Polski S;ownik Biograficzny (польск.)], Вильна) — принцесса из дома Габсбургов, урождённая эрцгерцогиня Австрийская, дочь Фердинанда II, императора Священной Римской империи. Первая супруга короля польского и великого князя литовского Владислава IV Вазы; в замужестве — королева Польши и великая княгиня литовская. Сесилия Рената была дочерью императора Священной Римской империи Фердинанда II из Дома Габсбургов и Марии Анны Баварской. Родилась в 1611 году в Граце, была выбрана польской знатью невестой Владислава IV. Вышла замуж за Владислава 9 августа в Вене по доверенности, а затем лично в Варшаве 12 сентября 1637 года и в тот же день была коронована в день св. Иоанна. Это была первая королевская коронация за пределами Кракова, исторической бывшей столицы Польши, и это сильно разозлило польское дворянство. В 1638 году был издан закон о сохранении коронаций в Кракове.
Цецилия Рената была младшей дочерью императора Священной Римской империи Фердинанда II и его супруги, Марии Анны. Получила строгое католическое воспитание в Граце у иезуитов и была необычайно набожная, чем снискала симпатии людей. В то же время имела жизнерадостный характер, отличалась острым умом. Кроме немецкого, владела латынью и итальянским языком, любила музыку, выступала в театральных представлениях [S. Ochmann-Staniszewska, Dynastia Waz;w w Polsce, Warszawa 2006, s. 138].

    12 сентября 1637 года Цецилия Рената в Кракове вышла замуж за короля польского и великого князя литовского Владислава IV, приходившегося ей двоюродным братом по матери. Этот брак был предварительно обговорен императором и польским великим канцлером Ежи Оссолинским. За помощь в его заключении Оссолинский получил от Фердинанда II титул имперского князя. В качестве приданого Цецилия Рената получила княжества Опольское и Ратиборское, кроме этого, Фердинанд должен был возместить недостачи, оставшиеся ещё от приданого обеих супруг отца Владислава. Так как общественное мнение Польши было негативно настроено по отношению к Австрии, заключённый брачный договор хранился в тайне вплоть до выступления Владислава перед рейстагом в 1637 году, на котором он гарантировал своей супруге различные особые права и свободы. Однако наследовавший Фердинанду II его сын и брат Цецилии Ренаты Фердинанд III отказался полностью выдать приданое сестры, выделив ей лишь владение Виттингау (ныне Тршебонь в Чехии).
Бракосочетание состоялось в Вене 9 августа 1637 года, при этом жениха представлял польский принц Ян Казимир. Династический брак с Жечью Посполитой имел для Австрии большое политическое значение, так как она рассчитывала на польскую поддержку в борьбе с восставшим в Венгрии князем Дьёрдем I Ракоци. Ожидания эти оправдались — король Владислав IV в своей европейской политике ориентировался на Австрию. От Владислава Цецилия Рената получила в качестве подарка карету, выложенную золотом и серебром. В остальном же король уделял своей супруге мало внимания и, жизнь её при дворе в Кракове была непростой.
В Великом Княжестве Литовском Цецилии Ренате в 1639 году было дано во владение Бобруйское староство (в Речицком повете Минского воеводства), в котором она содействовала развитию ремёсел и торговли. По её привилею в 1643 году здесь был образован город с магдебургским правом — Казимир [Рассадин, С.Е. Гербовый привилей 1643 г. на магдебургию городу Казимежу в старостве Бобруйском // Беларускі археаграфічны штогоднік. Вып. 2. — Мінск, 2001, с. 215—223].
Цецилия Рената скончалась после родов своего третьего ребёнка в виленском дворце великих князей. Ребёнок появился на свет мертворождённым. Похоронена в королевской усыпальнице в Вавельском соборе в Кракове.
Дети
В браке с Владиславом Цецилия Рената беременела трижды. Двое детей родились живыми, однако не достигли совершеннолетия:
• Сигизмунд Казимир (1 апреля 1640-9 августа 1647)
• Мария Анна Изабелла (8 января 1642-7 февраля 1642)
• Мертворождённая дочь (23 марта 1644)

    Молодая и энергичная королева Сесилия Рената вскоре начала организовывать королевский двор по своему вкусу. Она пользовалась популярностью, особенно благодаря своей вежливости. Один дворянин написал в своих мемуарах, что она настаивала на том, чтобы другие женщины сидели с ней (в ее присутствии – Л.С.), даже если она была королевой. Сесилия Рената не смогла самостоятельно убрать (победить – Л.С.) любовницу своего мужа, Хедвигу Лушковскую, поэтому она устроила брак между Хедвигой и Старостой Мерецки, Яном Выписки. В 1638 году Вену посетили Сесилия Рената и Владислав.

    Сесилия Рената отстаивала габсбургскую и прокатолическую точку зрения и объединилась с прогабсбургской фракцией канцлера Ежи Оссолинского и прокатолической Альбрехта Станислава Радзивилл. Ее политическим противником при дворе была фракция Адама Казановского, влияние которого на короля Владислава, его друга детства, уменьшилось после ее замужества. Казановский был в союзе с канцлером Петром Гембицким, который таким образом стал одним из ее противников. Ее влияние было сильным в течение первых 2–3 лет брака, и она могла бы оказывать большое влияние на назначения короля в отношении важных официальных должностей. После 1638/1639 года, когда Владислав понял, что Габсбурги не готовы оказать ему большую помощь, ее власть ослабела, и он стал игнорировать ее советы.

    Сесилия Рената поддерживала контакт со своими братьями и сохраняла с ними интимную привязанность; также она подружилась со своей невесткой Анной Екатериной. Ей нравилась музыка, концерты, театральные представления, и это могло сильно повлиять на ее мужа, который был одним из основателей польского национального театра и привез в страну многих известных и неизвестных артистов и исполнителей со всей Европы.

    Сесилия Рената умерла 24.3.1644 г. на следующий день после рождения мертвого ребенка в результате инфекции, вероятно связанной с родами. После ее внезапной смерти Сесилия Рената глубоко оплакивалась как Владиславом, так и Королевским польским двором. Она также произвела хорошее впечатление на публику, в основном своей набожностью и доброжелательностью.