День писателя. О приговоре автору детективов

Анатолий Обросков
Из Хартии Международного ПЕН-клуба:

«Литература не знает границ и должна оставаться общепринятой ценностью среди людей, несмотря на политические или международные потрясения.
При любых обстоятельствах, и особенно во время войны, произведения искусства должны оставаться не тронутыми национальными или политическими страстями».

Уважаемые писатели, литераторы, все коллеги по литературному цеху Прозы!

Сердечно поздравляю вас, в своём качестве политического и литературного лидера трезвой (тверЁзой) России и Всемирного посла бега и литературы, с замечательным и вдохновляющим праздником, а именно Днём писателя (World Day of the writer)! В этот особенный день хочется выразить вам благодарность за ваш невероятный труд, за то, что вы дарите миру красоту слов и глубину мысли. Ваши произведения это мосты между бытовой сложностью повседневности и фантазией, между сердцами и умами людей по всему миру, высотами человеческого духа.

Желаю вам неугасаемого вдохновения, чтобы каждая новая идея находила своё яркое и уникальное воплощение на страницах ваших произведений.

С праздником, дорогие мастера слова!

С уважением, пожеланиями здоровья и удачи!

И в этот наш с вами профессиональный праздник, коллеги по литературному ремеслу, хотел бы ещё раз обратить внимание на судьбу австралийского писателя Ян Хэнцзюня, приговорённого в Китае к смертной казни, признанного виновным в шпионаже.

Считаю, что необходимо продолжать добиваться смягчения приговора.

Полное название этого праздника Всемирный день мира для писателя, он был учреждён по решению 48-го конгресса Международного ПЕН-клуба (International PEN Club), который проходил с 12 по 18 января 1986 года.

ПЕН-клуб был основан в Лондоне в 1921 году. Название организации — аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов Poets — поэты, Essayists — очеркисты, Novelists — романисты. Интересно, что аббревиатура в данном случае совпадает со словом pen — в переводе с английского — ручка.

Идея создания организации принадлежит английской писательнице Кэтрин Эми Доусон-Скотт (Mrs. C.A. Dawson Scott). Первым президентом ПЕН-клуба стал Джон Голсуорси (John Galsworthy). В 1923 году состоялся первый международный конгресс ПЕН-клуба в Лондоне, в то время пен-центры были созданы в 11 странах мира. Сегодня подобные центры действуют в 130 странах.

Это международное объединение писателей, которое, как сказано в Хартии ПЕН-клуба, «выступает в защиту принципов свободы информации внутри каждой страны и между всеми странами». Eго члены обязуются выступать против подавления свободы слова в любой её форме в тех странах и обществах, к которым они принадлежат, а также во всём мире, когда это представляется возможным.

ПЕН-клуб выступает в защиту свободы печати и против произвольного применения цензуры в мирное время. ПЕН-клуб считает, что необходимое продвижение человечества к более высоким формам политической и экономической организации требует свободной критики правительства, органов управления и политических институтов.

Поскольку свобода предполагает добровольную сдержанность, члены ПЕН-клуба обязуются выступать против таких негативных аспектов свободной печати, как лживые публикации, преднамеренная фальсификация, искажение фактов или тенденциозно бесчестная их интерпретация ради политических, групповых и личных целей».

Сам же праздник — Всемирный день писателя — сегодня отмечается во многих странах мира, причём не только писателями, но и считается профессиональным праздником всех представителей «четвёртой власти» — печатных средств массовой информации. Нередко к этому дню приурочены церемонии вручения различных литературных премий и чествование наиболее отличившихся литературных деятелей, проведение публичных чтений и творческих встреч с писателями.

Первой книгой, опубликованной Голсуорси в 1897 году, стал сборник коротких рассказов «От четырёх ветров». За ним последовал «поэтичный в своем трагизме», по отзыву высоко оценившего его Джозефа Конрада, роман «Джослин». Эти две и несколько последующих работ были им изданы под именем Джон Синджон. Его первая пьеса «Серебряная коробочка» вышла в 1906 году и имела успех, за которой в том же году последовал роман «Собственник», первая книга из трилогии о Форсайтах. Хотя Голсуорси писал и пьесы, и романы, он в этот период всё-таки предпочитал работать над пьесами, основной темой которых, как и у многих других писателей того времени, были классовые и социальные взаимоотношения.

Голсуорси стал популярен и как драматург. В его пьесах рассматривалась проблематика неравенства в обществе и несправедливость в отношении к беднякам. В пьесе «Серебряная коробочка» (1906) говорилось, что существует один закон, как для богатых, так и для бедных, а в пьесе «Справедливость» писатель выступал за судебную реформу.

Главной темой творчества Голсуорси является мир собственников и собственности, которая превращает людей в своих рабов. Этот мир противопоставляется миру красоты и свободы. Так, например, в романе «Вилла Рубейн» конфликт разворачивается вокруг столкновения мира художника с миром буржуа, в котором основной ценностью человека считается его богатство.

Однако сейчас Голсуорси лучше известен благодаря своим романам, особенно «Саге о Форсайтах», трилогии об одноимённой семье. Написанная в период с 1906 по 1921 год это своего рода параллель романа «Будденброки» Томаса Манна. Голсуорси рассматривал роман, как социальный диспут. Он считал долгом писателя исследовать проблему общества, но не представлять решение. Сам автор признавался, что перед написанием «Саги», он перечитал Киплинга, Золя, Тургенева, Толстого и Флобера.

В этой трилогии, как и в других романах, подробно описана жизнь социальных классов, особенно высшего слоя среднего класса. Несмотря на симпатию к своим героям, Голсуорси показывает их замкнутость, снобизм, жадность и порою сомнительные моральные принципы. Он считается одним из первых писателей Эдвардианской эпохи, который поставил под сомнение идеалы общества, превозносимые в более ранней литературе Викторианской эпохи. Хотя Голсуорси и показал изменения семьи среднего класса в Англии, но сам он говорил о том, что английское общество мало изменилось.

В саге рассказывается о трех поколениях британского среднего класса перед 1914 годом. История о Форсайтах была смоделирована с Артура Голсуорси, кузена писателя. Так, событие, когда Сомс изнасиловал свою жену, основывается на реальных событиях, произошедших с Адой и её бывшим мужем Артуром. Ромен Роллан, автор романа «Жан-Кристоф», ввёл специальный термин роман-река, чтобы описать подобные романы, которые можно читать отдельно, но все же описывают ту же тему.

Форсайты как главные герои фигурируют также в рассказе «Спасение Форсайта» и пьесе «Цивилизованный». Именно в этих произведениях проявляются черты Форсайтов как собственников.

В романе «Остров Фарисеев» автор показывает лицемерие буржуа, которое скрывается за маской респектабельности. В метафоре острова автор обличает всю Англию с её лицемерными политиками, церковниками, учеными и деятелями искусств.

Голсуорси позиционировал себя как реалист и противопоставлял правдивость изображения так называемому «чистому искусству», считая его лживым. Целью искусства, про что он говорил в статьях «Аллегория о писателе», «Туманные мысли об искусстве», а также «Искусство и война», он считал общественное назначение искусства и вдохновение жизнью.

Как романист Голсуорси считал важным уловить взаимосвязь между жизнью героя, его характером и его мыслью. Самым важным условием романа есть наличие «жизненно-правдивого» героя романа.

В своём творчестве он выступал за многие реформы, включая реформу судебной системы, борьбу за права женщин, борьбу за права животных и противостояние цензуре.

Джон Голсуорси стал автором 20 романов, 27 пьес, 3 сборников поэзии, 173 рассказов, 5 эссе, 700 писем и многих других набросков на разные темы. Популярность его произведений снизилась после смерти автора. Его творчество подвергли критике Дэвид Лоуренс и Вирджиния Вульф. Однако в 1967 году удачная адаптация «Саги о Форсайтах» вернула интерес к его работам. Голсуорси повлиял на творчество Томаса Манна, произведения автора широко известны во Франции и России.

Идею создать ПЕН-центр в СССР предложил в 1975 году писатель Владимир Войнович. В ответ КГБ было поручено провести с ним «беседу предупредительного характера» и выдворить из страны.

Русский ПЕН-центр был образован в Перестройку в 1989 году. С 1989 по 1991 год президентом советского ПЕН-центра был Анатолий Рыбаков, с сентября 1991 года он стал почётным президентом российского ПЕН-центра, а президентом был избран Андрей Битов, который неоднократно переизбирался и занимал эту должность до 2016 года.

В декабре 2016 года президентом русского ПЕН-центра был избран Евгений Попов.

Вице-президентами в своё время были Андрей Вознесенский, Фазиль Искандер и Белла Ахмадулина.

На 2017 год вице-президентами являлись Игорь Волгин, Борис Евсеев и Валерий Попов, членами исполнительного комитета — Борис Бартфельд, Ефим Бершин, Алексей Варламов, Константин Кедров, Марина Кудимова, Михаил Кураев, Афанасий Мамедов, Юрий Милославский, Андрей Новиков-Ланской, Даниэль Орлов, Владислав Отрошенко, Вячеслав Пьецух.

5 мая 2023 г. в соответствии с распоряжениями Минюста России в реестр иностранных агентов включена общественная организация «Санкт-Петербургский Русский ПЕН-клуб».

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РУССКОГО ПЕН-ЦЕНТРА СЕРГИЕНКО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА

Хочу внести ясность! Очень много развелось ПЕН клубов. И так любой чиновник, читатель или писатель может запутаться.

Внимание!!! Иноагентом признан «Санкт-Петербургский Русский ПЕН-клуб». Это и есть полное и правильное название организации, которая признана иноагентом. Просьба ко всем журналистам, редакторам, СМИ - не сокращать название до «ПЕН-клуб». Это разные организации! ПЕН-клуб - это общепринятое название организации, нашего, родного ПЕН-центра в сердце Москвы.

«Санкт-Петербургский Русский ПЕН-клуб» имеет свою регистрацию в Минюсте, свою деятельность, свой исполком, своего президента (главу правления), свою ментальность и свою враждебность по отношению к ПЕН-клубу, то есть к нашей писательской организации, членами которой являлись наши великие современники: Андрей Битов, Белла Ахмадулина, Виктор Астафьев, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Владимир Маканин, Булат Окуджава, Анатолий Рыбаков и многие другие

ПЕН-клуб не является иноагентом!

Я, Сергиенко Владимир, в 2021 г. в честных, прозрачных выборах победил предыдущего Президента, писателя Ерофеева Виктора, о чем был уведомлен Международный ПЕН. А в 2022 г., руководствуясь доносами, за мою, цитата: «прорусскую позицию», Международный ПЕН не допустил меня как Президента Русского ПЕН центра на всемирный конгресс. Русский ПЕН-центр, имеющий свою историю, своих последователей, подвергся дискриминации со стороны Международного ПЕНа.

К великому сожалению, коллеги из Санкт-Петербурга, с 2017 года отдалились от Русского ПЕН-центра и вели свою автономную деятельность, пройдя процедуру признания Международным ПЕНом как отдельная автономная структура на территории РФ. Я, как участник многих международных конгрессов, с моим близким другом Андреем Георгиевичем Битовым, последовательно защищали русскую культуру, русский язык, русских писателей. Международный ПЕН фаворизировал работу «политизированных центров», и дороги ПЕН-клуба и «Питерского ПЕН- клуба» разошлись.

Требую перестать злоупотреблять названием «ПЕН-клуб»! Сегодня мы обязаны объединиться перед беспрецедентной русофобией и травлей русской культуры за рубежом. Терроризм, направленный против писателей и журналистов, должен быть осуждён на международном уровне. Наш ПЕН-клуб приложит все усилия, чтоб наши коллеги из более 120 стран, члены международного ПЕНа, узнали о терактах, направленных против журналистов и писателей в России.
ПЕН-клуб богат дружбой с писателями из ЮАР, Турции, Китая и многих других стран. Мы защищали, защищаем и будем защищать русских писателей, независимо от конъюнктуры мейнстрима в странах ЕС или откровенно враждебных стран Балтии, ущемляющих права журналистов и русскоговорящего населения.

Ещё раз обращаюсь к тем, кто введён в заблуждение по поводу «ПЕН-клуба»: Материнская писательская организация Русский ПЕН-центр требует перестать злоупотреблять самим понятием ПЕН-клуб и объединить наши усилия в борьбе против «культуры отмены», запрета журналистской и писательской деятельности на русском языке, дискриминации журналистов и писателей! Осудить убийство русских писателей и журналистов! Мы требуем осуждения теракта в отношении писателя Захара Прилепина от Международного ПЕНа, реакции от представителей ЕСПЧ, ПАСЕ и ОБСЕ.

Краткая историческая справка

ПЕН-клуб, международная правозащитная организация профессиональных литераторов, был учрежден 5 октября 1921 года в Лондоне по инициативе английских писателей Кэтрин Эми Доусон-Скотт и Джона Голсуорси. Русский ПЕН-центр был принят в Международный ПЕН-клуб на Всемирном Конгрессе в мае 1989 года в Маастрихте. 17 декабря 1998 г. Общим собранием было утверждено новое название: Российское отделение Международного ПЕН-клуба «Русский ПЕН-центр».

Четверть века Президентом Русского ПЕН-центра был Андрей Битов, в декабре 2016 г. передавший свой пост Евгению Попову, в уставном порядке, в противовес Людмиле Улицкой (признана иноагентом в РФ, включена в реестр экстремистов и террористов), что привело к расколу организации. В 2017-2018 гг были учреждены три других ПЕН-центра, при этом сам Е.Попов заблаговременно создал Региональную организацию писателей Москвы «Русский ПЕН-центр», введя в заблуждение многих коллег по цеху, наших членов и международное сообщество. Сергиенко Владимир встретился с президентом региональной организации с предложением прекратить злоупотреблять аббревиатурой ПЕН и объединить усилия в защите русского языка, представителей русской культуры на международной арене.

В это же время, либерально настроенные питерские члены создали «Санкт-Петербургский Русский ПЕН-клуб» (признан иноагентом в РФ), «либеральные» москвичи - «ПЭН-Москва» - обе организации были незамедлительно приняты в Международный ПЕН, вписавшись в политически ориентированный на Западе мейнстрим.

РУССКИЙ ПЕН-ЦЕНТР ЛИКВИДИРОВАН

14 декабря 2023 года Мещанский районный суд Москвы вынес решение по иску о ликвидации Русского ПЕН-центра. В качестве истца выступило Министерство юстиции РФ, его требование о ликвидации организации было удовлетворено и вступило в силу сегодня, 14 января 2024 года. Информация о подаче апелляции на сайте суда отсутствует.

23 января 2024 года на сайте Мещанского районного суда Москвы появилось сообщение о поступлении апелляционной жалобы по иску о ликвидации Русского ПЕН-центра.

ПРИГОВОР В КИТАЕ. ПРОТИВ СМЕРТНОЙ КАЗНИ
http://proza.ru/2024/02/05/731