Пьеса Бесовы дни историческая, о Смутном времени

Андрей Бикетов
Андрей Бикетов
Пьеса «Бесовы дни» (14+)
Почта: strelok.stv@yandex.ru
Телефон - 8(918)8797094

Действующие лица:
Первое время –
Царь Иван Васильевич
Мария Нагая
Первая женщина
Вторая женщина
Второе время –
Царевич Дмитрий – он же Мальчик
Кормилица
Царь Борис Годунов
Боярин Годунова
Отрепьев – он же Лжедмитрий
Посланник рязанский
Кузнец
Ведьма
Народ – говорит на разные голоса, нужно 3-4 человека
Голоса детей

Сцена 1
Великий царь Иван Васильевич развлекается с женщинами. В его покоях Мария Нагая и две его наложницы – у них должности стряпчей и хранительницы государевой светлицы. Одеты они в тонкую полупрозрачную одежду, подчёркивающую женские формы. Государь ведет себя фривольно, на женщин смотрит, как дикий зверь на добычу, улыбается.
Иван Васильевич. А что, девки, весело ли вам в государевых покоях? С самим царём русским беседу ведете.
Первая женщина. Словно солнце в зимний день воссияло.
Вторая женщина. Помечтать даже о таком никогда не могла.
Иван Васильевич (подходит к Марии Нагой, та отводит взгляд. Начинает ее целовать, прижиматься к ней). А ты что, Марьюшка, не рада цареву гостеприимству?
Мария Нагая (пытается легко от него отстраниться). Что ты, государь? Высок ты собой, красив и статно сложен.
Иван Васильевич (продолжает ее к себе прижимать). А может, я стар? Скажи, что я стар! Ну же, быстрее!
Мария Нагая. Что ты, Иван свет Васильевич? Молод ты, моложе моложавого, как такого и не полюбить?
Иван Васильевич берет рукой Марию Нагую за подбородок, внимательно смотрит ей в глаза.
Иван Васильевич. Али врешь ты мне, Марьюшка? Сам ведаю: и старый, и морщинистый, и седина кругом, и лысина на макушке. Какая тут может быть молодость? Лгунов и недоброжелателей у меня что грязи – снуют всё передо мною, со своими похвальбами, со своими мольбами, с уважением, с хитрецой. И льстят же, понимаешь ты, льстят! Ты ведь тоже солгать решила?
Мария Нагая (отводит взгляд, дрожит). Зря ты, государь, в искренности моей сомневаешься. Верна я тебе, и полюбить всем сердцем посмела. А когда любишь, то недостатков другого не чувствуешь, только лучшее в нем видится.
Иван Васильевич (сжимает пальцами ее губы). Любишь, значит, царя? А на Писании поклянешься?
Мария Нагая (кривит губы от брезгливости). Люблю, царь Иван Васильевич. Лучшею любовью.
Иван Васильевич. Чую, что обманываешь меня. (проводит ногтем по женской щеке). Но краса твоя не дает мне покоя. Ведаю весь твой обман, но влечет меня к тебе сильнее, чем корабль к морю тянет. Рядом с тобою хочу, тепла твоего девичьего.
Первая женщина. Возьми ее себе, государь. Пусть она тебе в спальне царской услуживает.
Вторая женщина. Посмотри на нее как следует, государь. Как щёки ее молодые пылают, какова у нее тонкая фигура, подобно болотному камышу. Достойная для царской постели, достойная!
Иван Васильевич (целует Марию в губы, еще раз к ней присматривается). Роди мне сына. Сына мне обязательно роди, Марьюшка!
Мария Нагая (холодно). Если царь прикажет, то рожу.
Иван Васильевич. Приказать я могу, но в этом деле важно с тобой согласие – мне нужен сын желанный, сын самый любимый! Если лицом в меня пойдет, будет сильным да здоровым, то оставлю ему престол, мимо Федора, другого сына, проведу. Федор – он только о молитве да церкви думает, и дела ему государевы не нужны. Хочу после себя оставить могущественного царя, вверить ему свою державу, отдать ему земли русские. Нельзя страну на части разваливать, нельзя сеять смуту. Потомки мои должны быть мне подобными – честными, открытыми, без греха расти. Главное, без греха. Если жена мужа будет любить, то будет тогда во власти как заповедано. Ты же меня любишь?
Мария Нагая. (Закатывает глаза). До смерти люблю.
Иван Васильевич. Тогда от тебя и пойдут потомки – новые Рюриковичи.
Мария Нагая. А свадьба, свадьба, государь! Раз суждено нам с тобой как мужу с женой, когда мы свадьбу отыграем?
Иван Васильевич (смущается). Пока не следует того.
Мария Нагая. Как же мне сына без замужества рожать? Это же есть преступление против господней воли?
Иван Васильевич. Зачем тебе воля господняя, когда есть воля моя? Я есть сродственник Божий, помазанник свыше на трон. Что я скажу, то Бог повелел, того никто не способен опровергнуть! Оспорить не может никто! Или перечить царю решила?
Мария Нагая. Что ты, что ты, государь! Глупая я, очевидно: выдумалось мне сама не знаю что. От незнания и недомыслия произнесла. Ты уж не осерчай на меня, рабу свою. Больше такого я сказать не посмею.
Иван Васильевич. Пусть будет так, что послышалось мне. Не было и померещилось. Милостью тебя одарю, как мать будущего своего ребенка. О делах не тревожься, что понадобится – зови слуг. Придут и помогут. Ослушаются – отрублю каждому голову. (Мария склоняется перед Иваном Васильевичем). Отдыхай пока, я скоро.
Мария Нагая. Ты куда теперь, государь?
Иван Васильевич. В баньку пойду, тело свое грузное распарить – тревожные мысли от себя отгоню. А девки мне помогут – мыло, значит, поднести, парку как следует поддать. (обнимает двух женщин и идет к выходу)
Первая женщина (оборачивается к Марии Нагой). Главное – без греха! Самое главное – это без греха! (смеется).

Сцена 2.
Мария Нагая в Угличе. Разговаривает с Кормилицей царевича.
Мария Нагая. Как мой сын, Димитрий?
Кормилица. Димитрий царевич, хоть и юн, но представление о жизни уже прекрасное имеет. Ум у него светлый, ножки резвые, профилем в отца. Вырастет, станет новым царем, порадует не раз свою мать.
Мария Нагая. Одно надеюсь. Царь Иван Васильевич в конце жизни не очень ко мне был милостив. Вот только Годунова междуцарствие меня тревожит – больно в силу он входит, власть свою укрепляет. Разве захочет он, чтобы царь, как подрастет, царствие у него забрал?
Кормилица. Да ты что, матушка! Все ведают, какой царь Борис скромный и благочестивый. Чужих лавров себе не прикладывает, на чужое царство не зарится. Править он будет, пока сынок твой Димитрий не вырастет, знаний нужных не поднаберется и не поженится. Род твой будет далеко идти, на многие века, и никто этому препятствовать не возжелает.
Мария Нагая. Как бы я того хотела. Да только женское чутье меня о нем предупреждает. Человек он чёрный, за его благочестивостью и благообразностью диавол скрывается.
Кормилица. Чур тебя матушка, чур! Ужо чего ты страстей не выдумаешь на седмицу пред празднествами! К посту надо готовиться да к покаянию!
Мария Нагая. Ты, кормилица, за маленьким Дмитрием следи. Глаз в нашем Угличе много, а рук и того больше. Поскользнется ненароком царевич, и поминай как звали.
Кормилица. Ужасы ты, матушка, мне рассказываешь. Эдак чего только с недосыпу не покажется.
Мария Нагая. Я предполагаю, а судьба располагает. Рядом с нами наверняка есть недоброжелатели, свойскими к нами притворяются.
Кормилица. Переживания свои оставь. Пока я с царевичем Димитрием рядом, ничего с ним дурного не приключится.

Сцена 3.
Царевич Дмитрий играет в боярском дворе играет с другими детьми. Слышатся оживленные разговоры и споры. К Дмитрию подходит кормилица.
Кормилица. Скучно тебе, царевич?
Дмитрий. Есть немного. Мы в салки с ребятами поиграли. И в вышибного тоже. В перегонки я всех впереди – да только Гриша Козловский поддавался. Я видел!
Кормилица. Почему так думаешь?
Дмитрий. Он бежал наравне, как я, и всё за мной следил. И как только чуть выбиваться передо мной стал, сразу ходу сбавил и чуть позади оказался.
Кормилица. Я потом его матери передам. Надо, чтобы не поддавался?
Дмитрий. Мне поддавки не нужны – я и сам отлично с Гришкой справлюсь. Это всё оттого, что я царский наследник – мне то известно.
Кормилица. Хорошо, он больше сего делать не станет.
Дмитрий. И правильно!
Кормилица. Вы, стало быть, успели заскучать?
Дмитрий. Есть немного.
Кормилица. Что бы вам предложить? Может, в ножички поиграете? Вам же, мальчишкам, в ножички интересно.
Дмитрий. В ножички играть мне нравится. Да только я ножик свой дома забыл. Когда его теперь принесут?
Кормилица. У меня с собой есть (достает ножичек) На, держи.
Дмитрий (берет ножик). Кормилица, а как он у тебя оказался? Ты как знать могла, что я играть захочу?
Кормилица. У меня при себе чего только для твоих игр не припасено: и солдатики, и кони, и деревянные свистульки. Всё для того, чтобы ты развлекался, и интересно тебе промеж нами было.
Дмитрий. Ладно, я пойду теперь играть.
Кормилица. Погоди. С ножиком играй как можно аккуратнее. Не попади себе в шею. Многие так отчаянно играют. Игра очень интересная, да очень уж это опасно – пораниться можно. Понял?
Дмитрий. Да.
Кормилица. Опасная до невозможности игра. Я тебя научу. (берет ножик, показывает на шее у себя). Вот тут проводить можно. А тут никогда не стоит. Понятно?
Дмитрий. Понял я, понял.
Кормилица. Никогда не повторяй. А теперь играть! (отдает ножик, Дмитрий убегает).
Кормилица внимательно наблюдает за детской игрой. Слышны детские голоса.
- Ты в кольцо ножичком попадешь?
- Попаду.
- Врешь! Не получится у тебя.
- Еще как получится.
- Покажи.
- Вот, смотри! В серединку попал.
- Случайно так у тебя. Второй раз не выйдет.
- Еще как выйдет. Смотри!
- Подумаешь, попал. И я так могу.
- Не можешь.
- У меня свой ножик дома, Кормилица другой дала. Очень острый, побрить кота можно. Бросаю!
- Ну и бросай!
- Бросил. Тоже в колечко.
- Ты это за мной повторил.
- Что же, я виноват, что ты первый бросил? Я вторым бросил, и тоже попал.
- Обычное дело. Каждый так может.
- Я другое могу.
- Что еще?
- Возле шеи играть.
- Нет такой игры! Сам выдумал!
- Не сам! Мне Кормилица подсказала!
- Выдумываешь, выдумываешь!
- А вот и покажу! А вот и покажу!
Слышен детский крик. Кормилица вздыхает, истово крестится. Уходит писать донесение с секретом в Москву.

Сцена 4
Небольшая комната, как обычно у прислуги. Горит лучина, тусклый свет.
Кормилица (наклоняется над бумагой, скрипит пером). «Государю Борису Годунову в Москву. Царевича Дмитрия кормилица из Углича, донесение с потайным нарочным передаю. Новость у меня важная, горькая и печальная до невозможности – нет больше Ивана Васильевича наследника, царская линия сегодня прервалась. Маленький царевич Дмитрий с ножичками играть больно любил – острый у него нож с собой постоянно находился. Острый до невозможности – сама пальцем проверяла и себе палец порезала. Вот. У царевича была болезнь падучая – от нее он разума на краткое время лишался, бился в истерике, телом дергался, изо рта шли кровавые пузыри. Здоровье его было совсем не царское. Сегодняшнего дня этот ножичек он который раз для игры взял – и приключись снова приступ той болезни злочинной. Находясь без сознания, царевич в шею ножичек себе ткнул, и попал в вену. Спасти его не успели – только стоило всей дворней подбежать, отошел царевич Дмитрий, наследник царского престола, сын самого Ивана Васильевича в мир иной. О том с самой большой скорбью вам сообщаю». Горе, одно горе без конца и края.  (заканчивает сообщение, перечитывает его, сворачивает, прикладывает печать. Лезет в карман, достает мешочек с золотыми и серебряными мелкими монетами – чешуйками годуновскими. После пересчета кладет обратно в карман).

Сцена 5.
Народ собирается на московской площади. Кто-то тащит за собой вестовой колокол. Срезает ему язык. Люди шумят, требуют наказания для тех, кто был рядом с царевичем в Угличе, негодуют. Там же и царь Борис Годунов.
- Царь! Царь, будь добр ответ держать!
- Царевич Димитрий в Угличе погиб!
- Слухи в Угличе – ты, мол, его убить приказал!
- Царь Борис, сознавайся, что царевича убил! Кровь его на твоих руках!
- Подлец и убивец! Власть застилает глаза! Власть лишает разума и сподвигает на черные дела!
- Убийца, убийца! Царская кровь на твоих руках, скверная твоя душа!
- Никакой ты нам не царь! Не Рюрикович! Полживец, песья шкура, обманом завладел престолом!
- Позор тебе, позор!
Люди кричат и шумят до тех пор, пока Борис Годунов не призывает их молчать. И даже после этого шум продолжается. Особо отчаянные из них бросают в сторону Годунова камни и гнилую брюкву.
Боярин Годунова. Утешьтесь, жители московские! Царь сказать теперь желает!
- Сказать он хочет! Мы тебя слышать не желаем!
- Что тебе нам говорить? Оправдываться начнешь, лукавить перед нами?
- Пёс! Пёсья голова!
Боярин Годунова. Царь Борис понимает ваше возмущение. Да только к убийству царевича Димитрия он не причастен. Это злые наветы врагов и недоброжелателей его.
Годунов. Народ, дай сказать царю! Моё время ответ держать.
- Держи ответ, царь! Мы требуем от тебя ответа!
- Мы хотим знать!
Годунов. Хорошо, народ. Я отвечу перед вами. Димитрий царевич погиб не просто так. У него болезнь была скверная, падучей прозвали. Делает она людей без ума, разума помимо воли лишает. С рождения он был болен, и все его ближние то подтвердить могли. Да и сама мать его то под присягою подтвердит. От болезни своей Димитрий погиб – играл с ножиком и в приступе шею порезал. Кровь когда пошла, не успели и не спасли.
- Врёшь! Врёшь, Годунов!
- Приказ дал, и его убили!
Годунов. Я скорблю вместе с вами, честной народ! Безутешно скорблю! Горе какое, горе! (картинно сокрушается) Как я любил царевича Димитрия! Как родного сына любил, как свойского! Нет мне на свете утешения! Если бы не престол и не скипетр с державою, сейчас бы ушёл в монастырь по его душу молиться!
- Если бы скорбел, тот час бы нашел виновных!
- Не уберег царевича Димитрия! Не уберег! Быть России в беде!
- Смутные времена настают! Смутные!
Годунов (призывает к тишине). Будьте покойны – мы в деле смерти царевича до правды допытаемся. Для этого комиссию соберем под управлением боярина Василия Шуйского – соберем им, дадим всё необходимое для расследования обстоятельств и отправим в Углич. Неверно сразу мечом махать – не беря примера с предшественников, я хочу до правды докопаться, как на самом деле было.
- Какая комиссия? Какой Шуйский?
- Сказывают, его свои люди и убили – мамки и няньки! Дети когда убегали, до смерти зарезали!
- Накажи виноватых! Накажи виноватых!
- Отдай их нам! Для суда нам их отдай! Мы с ними разберёмся! Сами во всём разберёмся!
Годунов (машет руками). Успокойтесь, люди московские! Вы не волки и не страшные змеи! Близких Димитрия я вам на поругание и на потеху не отдам! Не будет вам прощения, если замучаете неповинных! Никогда! Не будет!
Народ шумит.
Годунов делает знак боярину, уходит. Ему вслед кричат проклятия.
- Не мы волки! Ты – волк с желтыми глазами! Волк с желтыми, злыми, ненасытными глазами!
- Глазища твои огнем горят, огнищем! Как тем, что Новгород – град великий спалили!
- Упырь, бедного царевича Димитрия приказал убить! Кто ему поверит! Кто же ему поверит!
Колокол для звона лежит под ногами москвичей – безъязыкий, ничего не могущий сообщить колокол лежит под ногами. Он не сможет больше ни про гибель царевича передать известия, ничего другого – плохого али хорошего, ничего он больше не сможет.

Сцена 6.
Царь Борис Годунов садит на приеме в Кремле, он уселся как можно удобнее на царском престоле из багряных красок и парчи – картина создается богатым его нарядом, камнями и златом украшенным, подкладкою тронною, скипетр и держава в его руках как символы неограниченной власти. Это то, о чем он мечтал неоднократно, стоя подчиненным за царем Иваном Васильевичем – то, для чего он к смерти от сердца его привёл, мечты его великие и несбыточные, явью ставшие.
Перед царем Борисом посланник земли рязанской, низко кланяется, подает челобитную.
Посланник рязанский. Великий царь Московский, царь Великыя, Белая и Малая Руси, дальних городов да окраин, царь Борис, законный наследник Ивана Васильевича, сродственник его по супруге Федора Иоанновича Ирине! Речь перед тобой держит Аникита, посланник рязанский.
Годунов (дает поцеловать свои персты с каменьями). Добро пожаловать в Первопрестольную, посланник рязанский Аникита! Рад тебя видеть в Москве-граде. Как там нынче в Рязани живется-поживается, какие у вас нынче заботы, радости в Рязани какие?
Посланник рязанский. Живется в Рязани нынче достойно. Заботы у нас самые обычные – народ накормить, дань собрать, порядок государев исполнить.
Годунов. Для чего тогда к царю тебя отправили, Аникита?
Посланник рязанский. Докатилась до Рязани весть о смерти царевича Димитрия, маленького наследника Ивана Васильевича. От чего он погиб, не знаем.
Годунов (про себя). Что мне этот Димитрий? Что мне Иван Васильевич? Никого из них нет. Не соперники они моему престолу – время властвовать Годуновым – мне и моим детям! (вслух). Посланник рязанский, я, как царь и российский правитель, встревожен таким вниманием к умершему царевичу. Погиб царевич Димитрий случайно – всему причиной падучая болезнь, с малолетства которая его разбила.
Годунов смотрит – к нему неспешно идет мальчик – точь-в-точь маленький умерший царевич. Одет неброско, в руке у него ножичек. На лице зато – какая-то мертвенная бледность, а глаза серые и неподвижные.
Мальчик. Вот, новый царь, тебе ножичек.
Годунов. Ты кто?
Мальчик. Али сам не знаешь, кто. Ты же меня приказать убил. А это тебе для забавы и для преодоления скуки. Надоест палку царскую в руке держать, в ножичек поиграй.
Годунов (покрывается потом). Тебя быть передо мной не должно. Отпели как несколько дней тому.
Мальчик. Меня теперь и нет, раз убили. Но вот спокойствия тебе, царь Борис не видать. Скоро снова обо мне узнаешь – да только я старше буду прежних своих лет. Вернусь, и за поруганье свое отомщу. А ты не скучай без меня пока. Закажи у кузнеца железное колечко, да острие в него побросай.
Мальчик так же тихо уходит, как появился. Посланник рязанский со страхом смотрит на Годунова, тот встает с трона, покачиваясь, знаком приказывает помочь ему выйти).

Сцена 7
Темно. Ночь. Убитая горем Мария Нагая пришла в небольшой деревянный домик к московской Ведьме.
Ведьма. А, царская вдова! Трудная для тебя настала пора.
Мария Нагая. Многим теперь нелегко.
Ведьма. Это правда. Тебя ко мне любопытство привело? Узнать хочешь, кто злодейство совершил?
Мария Нагая. Кто виновен, я и так знаю. А кто по приказу царскому действовал, для меня не имеет значения.
Ведьма. Чего же тогда желаешь?
Мария Нагая. Мести. Беспощадной, верной и справедливой мести.
Ведьма. На справедливость уповать сегодня не стоит. А вот в отмщении я тебе помогу.
Мария Нагая. Говори, я на все согласна.
Ведьма. Страна наша на десятки лет ввергнется в пучину беззакония. Будут по ее сёлам да городам литься реки крови, будут по ее землям чужие кони копыта топтать, и речь чужестранная резать нещадно ухо.
Мария Нагая. На это я согласна.
Ведьма. Пропадет Россия, сгинет в пучине. И долго надежды на спасение не будет. Будут богатые и сильные друг друга терзать и врагу предаваться. Одни бунты, восстания и войны кругом. Я так вижу.
Мария Нагая. И это меня устроит. Месть – она важнее.
Ведьма. И, когда столицу неприятель захватит и жечь дом за домом начнет, тогда только выход из отчаяния возникнет. То будет новая Россия, и люди в ней будут новые.
Мария Нагая. Что с Годуновым?
Ведьма. Придет к нам русский человек, бывший монахом. И объявит всем, что твой сын.
Мария Нагая. Это невозможно. Димитрий погиб.
Ведьма. Мы знаем. И Годунов знает. И монах тоже знает. Да только предал он Отечество, предал родных, и веру тоже предаст. Назовется твоим сыном, соберет войско и побьет Годунова. И власть, власть целиком к себе приберет. Так мне предсказано. Вот будет каким твое отмщение.
Мария Нагая. Значит, на зло найдется другое зло.
Ведьма. Так будет.
Мария Нагая. Что я тебе должна?
Ведьма. Ты мне должна воспоминание об Иване Васильевиче. Правдивое.
Мария Нагая (оглядывается по сторонам). Если так… Царь Иван Васильевич не был ко мне добр. Правили им похоть и пороки. Предавался он блуду, предавался разврату, был корыстолюбив. После ложа со мной шёл к женской прислуге и там долго был. Я ему нужна была лишь для рождения сына.
Ведьма. Правду говоришь?
Мария Нагая. Чистую.
Ведьма. Езжай к себе в Углич. О разговоре нашем никому.

Сцена 8
Кузнец починяет колокол. Боярин Годунова смотрит за процессом.
Боярин Годунова. Когда готово будет?
Кузнец. Скоро, боярин, скоро. Уверься.
Боярин Годунова. Веры вам, ворью, нет и не было. Только деньги государевы зря расходуете. И не проверить за вами, сколько потрачено. Знаете про то, и сполна пользуетесь, черви.
Кузнец. Если нам веры нет, то сами бы и починяли. А то язык колоколу каждый сломать норовит, а делать никаких желаньев нету. А язык у него – как у сказителя голос, невозможно без него.
Боярин Годунова. Будет тебе разглагольствовать. Работай давай.
Кузнец. Как прикажете.
Боярин Годунова. Так и приказываю.
Кузнец возится с новым языком, пыхтит, бьет молотком.
Боярин Годунова. Ты же среди обычного люда живешь? Какие теперь слухи по Москве?
Кузнец (стучит). Об чем это вы?
Боярин Годунова. О царевиче Димитрии. О его погибели.
Кузнец. Знать ничего не знаю.
Боярин Годунова. Язык колокола доделаешь, пойдешь в острог. Там отсидишься и подумаешь.
Кузнец. Вот же запамятовал – слухи про царя Бориса нелепые.
Боярин Годунова. Чего говорят убогие?
Кузнец. Что царь Борис приказал царевича убить. Что обратился к сатане, и тот рассказал, как убийство подстроить, и себя обелить.
Боярин Годунова. Вот же отребье. Мало его батогами по дорогами и улицам гоняют. Глупый и невежественный народ!
Кузнец. Какой правитель, такой и народ.
Боярин Годунова. Надо царю Борису передать. Он придумает, что с этим поделать. То ли очередную войну объявить, то ли денег каликам раздать.
Кузнец. Ты уж передай, боярин, будь добр. А мое дело малое – металл обрабатывать.
Боярин Годунова. Да уж не в управление соваться, ясное дело (смотрит на Кузнеца с укоризной, уходит).

Сцена 9
Монастырь. Настоятель общается с Отрепьевым. Отрепьев постоянно стоит в серой маске, надетой на лицо. Никогда он ее не снимает.
Настоятель. Григорий, мне нужно поговорить с тобой.
Отрепьев. Слушаю тебя, Настоятель.
Настоятель. Не вижу давно, Григорий, в тебе христианского смирения. Мне другие монахи жалуются, что слишком ты собой возгордился.
Отрепьев. Не может того быть. Я регулярно на службы хожу, акафисты и псалмы читаю.
Настоятель. Читать и корова может, если ее научить. Да только без веры и искренности толку в том не будет. Ты в церкви божественной, Григорий, мы должны свет нести пастве небесный.
Отрепьев. Тяжело мне монахом. Не моё это дело, я внутри чувствую.
Настоятель. Отбрось гордыню, вернись к добру, Григорий. Очень тебя прошу.
Отрепьев. Святой отец, прости-прощай. Ни к чему мне монастырь, хочу в мир уйти. Благослови.
Настоятель. Могу благословлять только на доброе. В тебе его не осталось. Ступай, куда ноги тебя теперь понесут.
Отрепьев (покидая монастырь). Давно я решил царским умершим сыном прикинуться Дмитрием. Нет во мне его личины, да и матери я его не признаю. Но только сила во мне огромная, непонятно откуда. Я Россию шиворот навыворот переверну, столицу разгромлю. И Годунова как прыща из нее выдавлю. Скажут, на меня глядючи, что я мечтатель. Да только если мечты нету, то и величия не добиться. Вон Годунов Ивану Васильевичу царю прислуживал, яства подавал да наряды носил. А куда пробрался, какую службу построил! Почему и мне его вершин не добиться, да оттуда, сверху, его щелчком не скинуть? Высоко он взобрался, да только, достигнувши большой высоты, вниз падать куда больнее.

Сцена 10
Гудит починенный колокол. Шумит народ.
- Выходи, Годунов!
- Пёс вонючий, собака, выходи!
- Никакой ты не царь, а жалкий хвастун!
- У нас теперь новый царь! Царь- голод!
- Да здравствует царь-голод! Да здравствует царь-голод!
- Великий царь-голод пришёл! Падают перед ним ниц воины и бояре. Крестьяне падают и окольничие! Никого не щадит, ни перед кем не смилуется!
- Ой ты, царь-голод, покати поле шаром! Ни пшеницы, ни росточка, ни семечка! Ни хлеба, ни пирожка, ни калиточки мучной.
- Как просила я у тебя, царь-голод, пощады для моей дитяточки. Просила и криком умоляла. Да только ты указал перстом – и плач его голодный замолк. И рот не открылся больше.
- Как хотелось мне, чтобы ты мою семью стороной прошёл. Да только ты властвуешь повсюду, и власть твоя над природой – из семьи один я остался!
- Раз царь пришел другой, Годунова на кол!
- Самозванца и шурина Федора Иоанновича даешь на кол!
- Отребье в царской мантии и парче – на вилы и на костёр! Пусть горит зелёным цветом!
- Выходи, Борис Годунов! Выходи по-хорошему! Не выйдешь, мы сами тебя навестим! Проползем через окошечки, через печную трубу вылезем! Жди нас, Борис! Жди, царский шурин!
Годунов (у себя). Не унимаются, опостылые. Не смолкают с утра и до ночи. Разразился голод в стране, один за одним неурожаи. Зерно денег стоит немыслимых, скупили его ростовщики, и продают втридорога. А то и держат у себя невесть до какого года, ждут, пока менять придется на золото. Пока толстый сохнет, худой сдохнет. Это проклятие на меня божие легло, наказание за убийство царевича Дмитрия. И мор на Россию наслан, и голод, и смута. Всё для меня знаки: символы расставлены, и по ним мне дорожкой тернистой ступать.
- Годунов, покажись, нет на нас больше терпения!
- Годунов, выходи! Мы знаем, ты царевича Димитрия убить хотел. Да только он чудесным образом спасся: был долго в Речи Посполитой у поляков, силы копил. И теперь на Москву наступает, слышь ты!
- Бойся Димитрия, нечестивец!
- Он настигнет тебя, как коршун настигает добычу. Пустит в тебя когти и дух выпустит!
- Он придёт к тебе неизбежно, как капЕль приходит на смену наледи на крышах!
- Бойся, Дмитрия, царь Борис! Он отплатит тебе за твою худобу сторицей!
- За твои зло и нечестивость мерилом воздаст!
Годунов (у себя). Они знают! Они про меня знают! Кто им про то рассказал, кто открыл великую тайну? Всех велю казнить! Нет, четвертую, а потом лошадьми останки по площади прокачу! Засмолю в бочки и пущу по рекам, чтоб плавали (нервно смеётся). И живут потом пусть после, как им вздумается! Всех велю переловить, каждого! И потом пытать обязательно – пусть откроют, кто такие слухи по Москве запустил.
- Слышь, царь Борис, а царевич Дмитрий под Москвою лагерь уже поставил! Скоро он у тебя будет. Выходи к нам, покайся! Если бы ты был хороший царь, мы бы не мерли, как мухи!
- Царь Борис! Близко возмездие! Димитрий царевич спасся, а тебе не спастись. Настигнет тебя кара за твои грехи, за твою злобу.
Годунов скрежещет зубами, хватает ртом воздух. Ему видится образ Лжедмитрия в серой маске.
Лжедмитрий. Приветствую тебя, правитель московский. Приветствую тебя, царь Борис. Я и не Дмитрий вовсе, и не был им никогда. Но вот от него тебе депеша – освобождай мне престол. Ты пнем стоишь трухлявым – погнил давным-давно, жук внутри тебя завелся. И чем дольше стоишь, тем скорей тебе упасть. Был раньше могучим деревом, да только ветви давно отпали, ствол на жилище отдан. Полезного ничего в тебе не осталось – одни уныние, злоба и страх. Мне ты судьбою отдан – тому, кто имя царевича Димитрия невинно убиенного взял. Сделаю с тобой, что только захочу. Захочу – толпе тебя отдам свирепой, и она тебя растерзает. Захочу – сам голову тебе снесу или закую в кандалы. Мои полки уже возле кремлевских стен – и поляки, и донские казаки, и смелые русские стрельцы. У них верные пращи, у них острые мечи, у них звонкие палицы. Спрячься в глубоком подвале, закройся от меня в высокой башне, упрячься на водном дне. Везде я тебя найду, везде тебя достану.

Сцена 11
Мария Нагая сидит вечером у окошка в Угличе, смотрит безумными глазами в пустоту.
Мария Нагая. Сыночек мой, Димочка, попросился на дворе поиграть. Он постоянно там играет, ему с другими детьми очень интересно. И игры у них забавные – по возрасту ему, как положено. И дворня за ним, как велено, следит. Следят за ним замечательно. Случится ему опасность, кормилица за ним уследит и от всего убережёт. Она мне об этом говорила, она обещала. А обещанному верят, обещанного три года ждут. Вот я и поверила, дура. (тихо) Сыночек, ты как доиграешь, ко мне возвращайся, ладно? Я тебя очень долго жду. Это игры теперь такие, что надо с ними много дней ждать. Дети часто играют. Вот и Дима тоже играет. С ним ничего не случилось, ничего.

Сцена 12
Годунов сидит на троне, обитом камнями и золотом в пустом дворце. Возле него только один боярин.
Годунов. Пиши теперь следующее…
Боярин Годунова (пишет). Слушаю и внимаю.
Годунов. Забрать у ростовщиков хлеб и сделать запас государственный.
Боярин Годунова. Они так просто зерно не отдадут.
Годунов. Значит, отобрать силой, если добром не дадут. Я – царь! Я – настоящий царь, а не самозванец, как этот, Димитрием что прикидывается! Я – родственник Федора Иоанновича по его жене, шурин его! И правлю законным образом – Федор мне из слабеющих рук шапку Мономаха передал.
Боярин Годунова. Царь, я обычно говорить перед тобой не смею…
Годунов. Говори, я тебе разрешаю.
Боярин Годунова. Раз сказать дозволено, то я возражу.
Годунов. Ты – мне возразишь? Царский холоп, пёс смердящий?
Боярин Годунова (тихо) Когда ты приказ такой, царь, издашь, это будет последним днём твоего правления…
Годунов. Верно ли сие?
Боярин Годунова. Те люди, которые на зерне богатеют – лучшие и знатные роды Москвы. У них свои солдаты, и свои люди подле тебя стоят. Стоит указ такой издать, они тебе нож куда надо воткнут, как ты Димитрию, и потом уверят, что ты сам зарезался. Прибудет Гришка Отрепьев, еще и наградит их как следует.
Годунов. А если приказ не издать, меня народ на воротах повесит.
Боярин Годунова. Народ только через месяц соберётся, а так завтра пропадать.
Годунов. Они же голодом страну морят. В каждом подворье хлеб, много хлеба – пшеница, овёс и рожь. Запасы их неисчислимы, и тысячи семей и ртов тем зерном можно было бы накормить. И от жадности купцов с боярами его становится больше, больше и больше.
Боярин Годунова. Истинная правда: в каждом дворе много зерна, не продаётся оно, богачи ждут больших цен на продажу, разоряют крестьян, скупая у них его за копейки. От томления долгого зерно гниёт, издавая жутчайший запах. И дела никому никакого нет. Да только порешить это никак нельзя.
Годунов. Это значит, что царствие моё обречено. Чем дальше, тем хуже становится по округе. Больше я замечаю мрачного – и нищих под окнами вдалеке, и злые речи про себя и свою семью. Если б не охрана, давно бы горожане в Кремль ворвались и покончили со мной жестокой казнью.
Боярин Годунова. Хмарь развеется, и туман пропадет. Победишь ты, государь, своих врагов и выскочку этого Гришку прибьёшь. Никакой он не царевич Димитрий, нам ли с тобой не знать.
Годунов. Димитрий умер, да только имя его у всех на устах, и говорят о нём в народе больше, чем при жизни.
Боярин Годунова. Ты слишком устал, государь. Это всего лишь Гришка, монах беглый, предатель, с шайкой поляков и всякого сброда. Мы лучших полководцев отправим, самых опытных. Они его шайку-лейку истребят, и Гришку опального к нам доставят.
Годунов. Хоть бы по твоим словам и исполнилось. Я тогда тебе лучшую вотчину на кормление отдам.
Боярин Годунова. Не переживай, царь, я своё зерном возьму.
Годунов смотрит на него с большим удивлением.

Сцена 13
Лжедмитрий в своей традиционной серой маске. Снимает с себя легкий доспех, держит меч.
Лжедмитрий. Привет тебе горячий, царь Борис! Я к тебе обращаюсь из московской земли, совсем от тебя неподалеку. Верст пятнадцать, не более того. Мы своей ратью разбили твои войска. И полководцев твоих лучших вместе с их приспешниками. Они теперь удобрили и леса, и поля, и дороги вокруг. Я тебе сказать хотел, как ровня: умри, как умирает мужчина! Если того не сделаешь, сам из тебя живое всё выколочу! Меня кличут предателем – я от православия пришёл в католичество, и с королем польским договор имею. Но даже я, предатель и лжец, честнее тебя буду: зерно от своего народа не прятал, голодом его не морил, солдат на погибель не посылал. Грехов за мною полно, да только на моей стороне правда. А ты клещом, наростом на земле русской – проваливай, напившись крови, уступи другому! Три дня тебе даю – столько тебе жить осталось! Не сдашь город – возьму Москву, изграблю и сожгу. Это моё последнее тебе предупреждение. Внемли – иначе твоя вина! (со злостью втыкает меч в землю)

Сцена 14
Годунов сидит на московской вышке, вглядывается вдаль.
Годунов. Где теперь Отрепьев Гришка?
Боярин Годунова. К Москве уже близко, стрела долетит.
Годунов. Нет на него управы?
Боярин Годунова. Никакой на него управы не сыскать. Силы наши сломлены, разбили нас в бою его поляки, стрельцы да русские казаки.
Годунов. Наши казаки за него бьются? Как это могло случиться?
Боярин Годунова. Много за ним русских встало – недовольны они тобою, царь. Твоим правлением недовольны.
Годунов. Как думаешь, возьмет ли он вскоре Москву?
Боярин Годунова (смело смотрит ему в лицо). Возьмет, государь, возьмет.
Годунов. Пощадит ли он меня? Моих детей пощадит?
Боярин Годунова. А ты Димитрия пощадил? Ты ему жизнь сохранил?
Годунов. Для боярина очень ты дерзок со мной. Велить тебя казнить?
Боярин Годунова. Ты мне не указ, бывший царь Борис. Царство твоё завтра будет низложено. Я давно перешел на сторону нового царя Дмитрия, славно будь его царство. А тебя мне велено безотложно ему доставить, пред царевы очи. Он милостив, авось и простит тебя за прегрешения твои.
Годунов. Я давно о сем догадывался. Пока ступай. Со всем знакомым хочу проститься.
Боярин Годунова уходит, Борис Годунов остается один.
Годунов. Вот и закончена моя судьба. Нелепо завершена. Я старался делать для людей хорошее, но только чернота – она перевесила. Если в ведро мёда дегтю ложку засунуть, то дёгтя больше. Этот царевич всё, будь он проклят.
В башне появляется мальчик. С бледным лицом, с отсутствующим взглядом. Подходит к Годунову, протягивает ножик.
Мальчик. Вот, царь. Достаточно трудов, поиграй в ножички. Поиграй в ножички. В ножички.
Отдает ножик Годунову и уходит. Годунов открывает перстень, припадает губами к яду. Его охватывает судорога, она нарастает, еще и еще, а после тело застывает в неподвижности. Мальчик подходит к телу, забирает ножик из окаменевших рук.

Сцена 15
Звон колокола. Лжедмитрий вступает в Москву. Его встречает народ.
- Славен будь, царь Дмитрий!
- Царь Дмитрий! Наставь тебя Господь!
- Воздалось нам за наше терпение!
- Царь теперь настоящий! Дмитрий – он не погиб!
- Чудо какое!
- Великий государь, правь нами до скончания веков!
Лжедмитрий. Где Годунов? Где этот самозванец, посягнувший на мой престол?
- Умер он, царь-батюшка, сдох, как падаль!
- В башне его нашли, он там трусливо спрятался!
- Тебя, государь, испугался, от страха и коней двинул!
Лжедмитрий. Жаль. Я царь благородный, сын Ивана Васильевича, его бы обязательно простил. Непременно простил. Помолимся, люди русские, за Бориса Годунова.
Народ снимает шапки, но молиться особо не желает.
Лжедмитрий. Что же с его детьми, с его женой?
- Они от печали за бывшего царя Бориса расстроились и приняли яд. Осталась дочка лишь его Ксения.
Лжедмитрий. Как я скорблю, честной народ, как скорблю!
- Царь наш благородством не обделен!
- Достойное поведение для царя, достойное!
- Батюшка, тут царица-мать в столицу прибыла!
- Увидеть тебя желает!
- Радость какая! Мать сына обнимет, столько лет спустя!
- Уж живым и представить бы не посмела, а вот он ты явился!
- Да здравствует государь! Да здравствует государева матушка!
Лжедмитрий видит Марию Нагую – постаревшую, замученную. Он подходит к ней и снимает свою маску. Но не меняется ровным счетом ничего – под этой маской оказывается следующая. Такая же серая и такая же безликая.
Лжедмитрий. Матушка! Моя любимая матушка! Как я давно тебя не видел, как по тебе безмерно скучал! (шепчет на ухо). Если меня сейчас не признаешь, в застенках сгною. Ни одна душа про то не прознает. (встает перед ней на колено).
Мария Нагая (брезгливо). Сыночек, Дмитрий, ждала тебя – словами не передать! Милый, единственный, родной! (с презрением целует его в макушку. Ищет платок, чтобы вытереть губы).
- Узнала его, узнала!
- Это истинный царевич Дмитрий, настоящий!
- Слава нашему Димитрию царю, сыну Иоанна Васильевича!
- Будь славен, царь! Будь безмерно твое царство и неисчислимо под тобою людей!
Лжедмитрий гордо поднимает голову. Он уже представляет, как его будут венчать на царство, и как он прикажет вымарывать имя Бориса Годунова – из всех списков и всех документов, как при нём составят историю государства и его объявят лучшим и самым достойным из всех правителей.
Лжедмитрий. Любите меня, русские люди?
- Любим, любим!
Лжедмитрий. Поклянетесь ли мне в верности?
- Клянёмся тебе, клянёмся!
- Ты наш царь! Благослови нас, царь! Благослови!
Лжедмитрий протягивает свои руки, руки вероотступника, смутьяна, предателя Отечества картинно к москвичам, и так же картинно их благословляет.
Бесовы дни, окаянные дни…

Занавес