Нашествия. Охота на слова

Александр Ерошкин
Начать эти заметки хочу со слов Владимира Владимировича Путина из Послания Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года:

«Так называемый Запад с его колониальными повадками, привычкой разжигать по всему миру национальные конфликты стремится не просто сдержать наше развитие – вместо России им нужно зависимое, угасающее, вымирающее пространство, где можно творить всё что угодно. По сути, они хотели бы сделать с Россией то же самое, что сотворили во многих других регионах мира, в том числе на Украине: принести в наш дом разлад, ослабить изнутри. Но они просчитались – это сегодня уже абсолютно очевидная вещь: столкнулись с твёрдой позицией и решимостью нашего многонационального народа».

У России героическое прошлое, её народы научились отбиваться от внешних врагов, и это отражено в нашей литературе. Коснусь только нескольких моментов прошлого, опираясь на литературные источники. Но прежде, хочу напомнить, какой смысл вложен в понятие НАШЕСТВИЕ. Смотрим словарь Владимира Ивановича Даля.

Нашествие ср. набег, нападение, наступление, налет, наход. Нашествие двунадесяти языков, Отечественная война, наступление Наполеона на Русь, в 1812 году. Толковый словарь живого великорусского языка

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Это  произведение древнерусской литературы. Оно посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре лета 6745 (1237 года), входит в цикл рязанских повестей о Николе Заразском. Читается в составе рукописных сборников XVI—XVIII веков.

« В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуня пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем.
И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать – как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю.
И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю, но только похвалялся и грозился повоевать всю Русскую землю». Отрывок дан в переводе Дмитрия Сергеевича Лихачёва

Что произошло в перспективе? Все народы сохранились, могли говорить на своих языках, развивать свою культуру, верить своим богам, но жить своим трудом, не иметь рабов и жить в интересах и обычаях русского мира.

«Повесть о житии Александра Невского». 
Другое название - «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра».

Главный герой произведения — Александр Невский. Принято считать, что написана повесть не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский.
По предположению академика Д.С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл. Несколько отрывков из повести

«… Князь Александр — побеждал, но был непобедим.
Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей».
«Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову».
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
«Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».
«…Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное  множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего».

Особенности польского нашествия хорошо отражены в творчестве поэта-декабриста Кондратия Фёдоровича Рылеева, в частности, в стихотворении «Иван Сусанин».

« В исходе 1612 года юный Михаил Феодорович Романов, последняя отрасль Руриковой династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: сии пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и искал захватить Михаила.
Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увезти его. Раздраженные поляки убили Сусанина.

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —
Сусанину с сердцем вскричали враги: —
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..
Веди ж нас, — так будет тебе за труды;
Иль бойся: не долго у нас до беды!

«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. —
Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».


«Злодей! — закричали враги, закипев, —
Умрешь под мечами!» —
«Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
1822.


А через сто лет после польского нашествия было шведское нашествие, оно не обошлось без предательств. И эта эпоха ярко и образно  отражена в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Полтава».

Помните, что говорит Мазепа в беседе с Марией во второй песне поэмы?
Давно замыслили мы дело;
Теперь оно кипит у нас.
Благое время нам приспело;
Борьбы великой близок час.
Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой
Я подымаю на Петра.
Готово всё: в переговорах
Со мною оба короля;
И скоро в смутах, в бранных спорах,
Быть может, трон воздвигну я.
Друзей надежных я имею:
Княгиня Дульская и с нею
Мой езуит, да нищий сей
К концу мой замысел приводят.
Чрез руки их ко мне доходят
Наказы, письма королей…

Заговор против России ведут власти Украины. Мазепе уже не суждено жить на этом свете, но он готов служить врагу России…


Души глубокая печаль
Стремиться дерзновенно в даль
Вождю Украйны не мешает.
Твердея в умысле своем,
Он с гордым шведским королем
Свои сношенья продолжает.
Меж тем, чтоб обмануть верней
Глаза враждебного сомненья,
Он, окружась толпой врачей,
На ложе мнимого мученья
Стоная молит исцеленья.
Плоды страстей, войны, трудов,
Болезни, дряхлость и печали,
Предтечи смерти, приковали
Его к одру. Уже готов
Он скоро бренный мир оставить;
Святой обряд он хочет править,
Он архипастыря зовет
К одру сомнительной кончины,
И на коварные седины
Елей таинственный течет.

Но время шло. Москва напрасно
К себе гостей ждала всечасно,
Средь старых, вражеских могил
Готовя шведам тризну тайну.
Незапно Карл поворотил
И перенес войну в Украйну.

Взгляните, как история повторяется. Вожди-предатели, поддержка с Запада, шведы со своим оружием и с советами. Оружие другое, а мысли те же: организаторы нашествия увидели в русском мире еду и решили полакомиться на дармовщинку.

Но грянул  ПОЛТАВСКИЙ БОЙ…

С удовольствием читаю это описание и по тексту в собрании сочинений Пушкина, и наизусть. А ещё я помню, как эти стихи блестяще читал шестиклассник Тверсков из школы № 13, где я временно замещал учителя литературы.

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкой Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев
Прервали свой голодный рев.
И се — равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

Среди тревоги и волненья
На битву взором вдохновенья
Вожди спокойные глядят,
Движенья ратные следят,
Предвидят гибель и победу
И в тишине ведут беседу.
Но близ московского царя
Кто воин сей под сединами?
Двумя поддержан казаками,
Сердечной ревностью горя,
Он оком опытным героя
Взирает на волненье боя.
Уж на коня не вскочит он,
Одрях, в изгнанье сиротея,
И казаки на клич Палея
Не налетят со всех сторон!
Но что ж его сверкнули очи,
И гневом, будто мглою ночи,
Покрылось старое чело?
Что возмутить его могло?
Иль он, сквозь бранный дым, увидел
Врага Мазепу, и в сей миг
Свои лета возненавидел
Обезоруженный старик?
Мазепа, в думу погруженный,
Взирал на битву, окруженный
Толпой мятежных казаков,
Родных, старшин и сердюков.
Вдруг выстрел. Старец обратился.
У Войнаровского в руках
Мушкетный ствол еще дымился.
Сраженный в нескольких шагах,
Младой казак в крови валялся,
А конь, весь в пене и пыли,
Почуя волю, дико мчался,
Скрываясь в огненной дали.
Казак на гетмана стремился
Сквозь битву с саблею в руках,
С безумной яростью в очах.
Старик, подъехав, обратился
К нему с вопросом. Но казак
Уж умирал. Потухший зрак
Еще грозил врагу России;
Был мрачен помертвелый лик,
И имя нежное Марии
Чуть лепетал еще язык.
Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит. 
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.

В рамках этой темы хочу коснуться ещё двух понятий: ПЛЕН и ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ. Слова эти разного происхождения, вовсе не однородные, но связаны между собою. Просторы у России огромные, рабочие руки всегда требуются, а потому и совсем особое отношение к пленным. Пленение шведов после их поражения под Полтавой – яркое тому подтверждение.

Смотрим в двух гнёздах словаря Даля.

ПЛЕНЯТЬ, пленить кого, взять в плен, в неволю, полонить, захватить, поработить; отбить скот. Часть врага побили, другую пленили, остаток разбежался. За здоровье глаз, что пленили нас (что глядят на нас)!
|| Прельстить чем, или собою, привлечь и покорить нравственно, подчинить себе, не насилуя. Вальтер Скотт пленяет описаньем природы. Она всех пленяет собою и дурачит.
Пленный, плененный, взятый в плен, при войне, в набеге, или дикими грабителями, в рабство.
Военнопленный, взятый в плен на условиях и по обычаям войны образованных народов. Плененье ср. плен м. действие по глаг.
|| Плен, состоянье пленного, плененного.
Быть в плену. Он взят, попал в плен.
|| Военная добыча, все, взятое с бою, награбленное у неприятеля. Плену взяли коней сто, верблюдов пятьдесят, да одежи разной.
Пленник, пленница, пленный, плененный, взятый в плен; военнопленник; взятый в неволю разбоем, грабежом, раб, холоп, невольник: || *порабощенный.
Условились с неприятелем о размене пленников.
Хивинцы торгуют пленниками, воруя людей.
Пленник возлюбленной своей. Всяк пленник и раб страстей своих. Пленников, пленницын, им принадлежащий. Пленничий, пленнический, к ним относящ. Пленничество ср. плен, в знач. состоянья.
Пленитель, пленительница, пленивший кого-либо, во всех знач. взявший в плен, на войне, и || прельститель, обольститель. Пленительный взор, голос или вид местности, обворожительный, прелестный. Пленительность красоты. Пленица ж. церк. путы, узы, вязи, цепи, оковы. || Моск. ряз. связка плотов, кошма, гонка. От этого и пленка, силок, т. е. от пленить, или полонить. Толковый словарь живого великорусского языка


ПОЛОНЯТЬ, полонить кого, пленять, брать в плен, в неволю, порабощать изневолив, побеждать силою, оружием, захватывая, уводить в полон, в плен.
Полонен вскликнет, а убит — никогда.
Коих побили, а коих полонили.
Дурь полонила его, обуяла.
 Уже, княже, туга (горе) ум полонила! Слово о полку Игореве
Один семерых полонил? паук.
Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти, Слово о полку Игореве
|| Полонить скот, коней, добычу, казну, отбить, взять у неприятеля.
Заполонили француза. Наполонили много. Полонный стар. полонский, к полону относящ. Жену его и дети, для полонского терпенья, отдати ему, Улож. Полоненье ср. полон м. действие по глаг.
|| Плен, неволя, состоянье пленника или невольника, полоненика, полоненицы, полоняника, полонянки, полоняночки;
|| полон, вся военная добыча, все, что взято с боя, набегом, войной и силою оружия.
 Он рубит и сечет и в полон не берет.
Его взяли в полон. Он был десять лет в полону.
Станичники полон делили, дуван дуванили, добычу делили. К турскому султану послано для высвобождения русских полонеников, Котошихин Прибежала калмыцкая женка, полонянка, стар.
Спи, усни, мое дитятко, твоя матушка, полоняночка! песня.
Не в полон отдают, а замуж берут, говор. невесте.
Полоненичий тяжкий быт, пленничий. И соберется тех полоненичных денег с полтораста рублей в год, Котошихин на выкуп пленных. Киргизы полончивы, ловко, искусно и охотно уводят в плен, воруя врасплох людей. Толковый словарь живого великорусского языка


Смотрим Большую российскую энциклопедию:

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ (от англ. implemen¬ta¬tion – осу¬ще¬ст¬в¬ле¬ние, вы¬пол¬не¬ние), реа¬ли¬за¬ция ме¬ж¬ду¬нар. обя¬за¬тельств на внут¬ри¬го¬су¬дар¬ст¬вен¬ном уров¬не пу¬тём вклю¬че¬ния ме¬ж¬ду¬на¬род¬но-пра¬во¬вых норм в на¬цио¬наль¬ную пра¬во¬вую сис¬те¬му (за¬ко¬ны и под¬за¬кон¬ные нор¬ма¬тив¬ные ак¬ты). В Рос. Фе¬де¬ра¬ции, где в со¬от¬вет¬ст-вии с Кон¬сти¬ту¬ци¬ей РФ об¬ще¬при¬знан¬ные прин¬ци¬пы и нор¬мы ме¬ж¬ду¬нар. пра¬ва и ме¬ж¬ду¬на¬род¬ные до¬го¬во¬ры яв¬ля¬ют¬ся со¬став¬ной ча¬стью пра¬во¬вой сис¬те¬мы РФ, не¬по¬сред¬ст¬вен¬ным дей¬ст¬ви¬ем об¬ла¬да¬ют са¬мо¬ис¬пол¬ни¬мые ме¬ж¬ду¬на¬род¬но-пра¬во¬вые по¬ло¬же¬ния (напр., нор¬мы о пра¬вах че¬ло¬ве¬ка и ос¬нов¬ных сво¬бо¬дах), иные же – не мо¬гут при¬ме¬нять¬ся без из¬да¬ния внут¬ри¬го¬су¬дар¬ст¬вен¬ных ак¬тов, т. е. тре¬бу¬ют им¬пле¬мен¬та¬ции.
Спо¬со¬ба¬ми И. яв¬ля¬ют¬ся ин¬кор¬по¬ра¬ция (до¬слов¬ное вос¬про¬из¬ве¬де¬ние ме¬ж¬ду¬на-род¬но-пра¬во¬вой нор¬мы во внут¬ри¬го¬су¬дар¬ст¬вен¬ном нор¬ма¬тив¬ном ак¬те), транс-фор¬ма¬ция (пе¬ре¬ра¬бот¬ка ме¬ж¬ду¬нар. норм при пе¬ре¬не¬се¬нии их в нац. за¬ко¬но¬да-тель¬ст¬во вви¬ду не¬об¬хо¬ди¬мо¬сти учё¬та нац. пра¬во¬вых тра¬ди¬ций и стан¬дар¬тов юри¬дич. тех¬ни¬ки) и от¬сыл¬ка (ме¬ж¬ду¬на¬род¬но-пра¬во¬вые нор¬мы не¬по¬сред¬ст¬вен-но не вклю¬ча¬ют¬ся в текст за¬ко¬на, в по¬след¬нем со¬дер¬жит¬ся упо¬ми¬на¬ние о них, т. о. при¬ме¬не¬ние нор¬мы нац. пра¬ва ста¬но¬вит¬ся не¬воз¬мож¬ным без не¬по¬сред¬ст-вен¬но¬го об¬ра¬ще¬ния к меж¬ду¬нар. пра¬ву). Вы¬бор спо¬со¬ба И.– су¬ве¬рен¬ное пра¬во го¬су¬дар¬ст¬ва. При этом важ¬но со¬блю¬дать тре¬бо¬ва¬ние о стро¬гом сле¬до¬ва¬нии це-лям и со¬дер¬жа¬нию нор¬мы ме¬ж¬ду¬нар. пра¬ва, что га¬ран¬ти¬ру¬ет прин¬цип доб¬ро-со¬ве¬ст¬но¬го вы¬пол¬не¬ния ме¬ж¬ду¬нар. обя¬за¬тельств.

Так вот, с пленными шведами после Полтавской битвы поступили по русской традиции. Их вывезли в отдалённые, но  уже освоенные территории и расселили по небольшим городкам, селам и деревням. Без охраны. Без заборов. Без бараков. Многие из них быстро нашли приют в деревенских домах местных жителей, где не хватало мужиков. Они помогали по хозяйству, овладевали навыками сельского жителя, осваивали русский язык и через поколение становились полноправными русскими, хотя некоторые и сохраняли свои фамилии, данные им при рождении.


Постскриптум. Что касается текста из Большой Российской энциклопедии  с ее разбивкой теста. Для создателей это ресурса важна не просветительская деятельность, а прибыль, которая превыше всего. Бесовщиной занимаются её создатели. А если они пользуются бюджетными средствами, то это уголовное деяние.