Лучшее - враг хорошего

Виктор Шулепов
ЛУЧШЕЕ  -  ВРАГ   ХОРОШЕГО
   
В заголовке статьи принята народная мудрость, отражающая диалектическую закономерность - отрицание отрицания.  Поступательный характер развития  от простого к  сложному, отрицание достигнутого в прошедшем при достижении будущего. Достигнутое научно – техническим  прогрессом  сегодня известно,  но как это будет работать в ближайшем будущем пока неясно. Человек – дитя природы,  поэтому в своих достижениях  не должен быть её врагом. А в некоторых случаях это уже происходит. Например,  негативное  насыщение атмосферы углекислым газом уже реальность. Загрязнение водных ресурсов отходами своей жизни, также реальность.

  Интерес читателей к нашей статье «Продолжение жизни» свидетельствует о важности  затронутой проблемы. Пока технический прогресс работает только на увеличение потребностей, которые, как показывает практика, безграничны. В этом и заключается трудность перевода внимания человека от сегодняшнего  дня в завтрашний.  И тут необходима воля общества  и соглашения между обществами. Общество должно опираться на свою историю  развития, объективно оценивать свои природные ресурсы, отношения к соседним обществам. И в этом плане у современной России есть всё для самостоятельного существования.

  В каждом обществе, как правило, живёт несколько национальностей граждан. Совместная жизнь на одной территории стала возможной, благодаря совместной  трудовой деятельности, близкому уровню удовлетворения  потребностей. Научно – технический прогресс расширяет возможности удовлетворения потребностей всех граждан,  закладывает основы расслоения общества на бедных  и богатых, а также порождает противоречия между гражданами разных национальностей.

  Наука социология  отмечает современную тенденцию в развитии этносов, национа-льностей как стремление к обособленности, к самостоятельному и независимому развитию, к самобытной культуре. Это стремление было всегда и сохраняло сущес-твование  разнообразия  этносов в обществе. Технический прогресс, увеличивая потребности любых народов, порой ограничивает эти стремления, вытесняя культуру, родной язык из текущей жизни этноса. Сегодня, например, в экономической  жизни, производственной деятельности англоязычная терминология в любом обществе неизбежна. Реклама вообще игнорирует национальную окраску общества.

  Этот «экономический»  интернационализм воспринимается как позитивное явление в текущей истории человечества. Не противоречит ли он живой природе, создавшей человека. Потеря культурной, языковой способности этносов обедняет личность человека и человечества в целом. Техническое достижение «искусственный интеллект» превращает человека  разумного  в уличную собачку на поводке у хозяина.

  Всё более опасным становится чувство национального превосходства некоторых этносов. Вооружённые конфликты между  народами были всегда. Но ранее они возникали из-за территориальных претензий. Сегодня они часто носят идеологический и националистический характер. Учитывая технический уровень вооружения, создаваемый техническим прогрессом (атомная бомба), это опасно для человечества в целом.

  Человек пока ничем существенно не может ограничить влияние  технического  прогресса, кроме появления науки экологии, некоторых решений по охране окружающей среды. Медицина и мораль очень неуверенно говорят о неблагоприятном  влиянии на тело и разум человека достижений прогресса. Сегодня почти каждый второй прохожий на улице идёт в очках.  В школьных классах учеников в очках ещё больше.

  Как же дальше жить человечеству в условиях противоречий с окружающей природной средой, при продолжении увеличения потребностей от  достижений технического прогресса, в условиях роста этнического  самосознания. Наука философия, наука о наиболее  общих понятиях о мире, месте человека в нём, к сожалению, говорит только с позиции научно – технического прогресса. А реальная обстановка в мире, реальные политические силы предрекают третью мировую войну, последнюю для человечества. Мы считаем, что у человечества есть способ разумного использования   достижений прогресса с сохранением разумности человека.
 
  Опыт строительства социализма в Советском Союзе показал, что можно управлять любыми недостатками и достижениями общества. Общенародная собственность на средства производства сохраняет живую природу. Плановая экономика гарантирует  занятость населения с учётом сохранения живой природы. Рыночная экономика «в упор» не видит живой природы. Увеличение потребностей далеко не цель живого существа.

   Социалистический метод хозяйствования принимается  трудовым народом, но не принимается теми, кто живёт его трудом. Чтобы перейти на плановую экономику в каждом обществе не надо устраивать очередную революцию. Демократическое устройство современного общества  допускает многопартийность, выбор партии, которая отражает интересы трудового народа. Таким образом, дальнейшая судьба общества и всего человечества зависит от человека труда. Каждое поколение должно оставлять следующему что-то хорошее, избегая лучшего.
Виктор  Шулепов
Г. Калининград. Март 2024г.