Что такое вера?

Игорь Устичев
            Этот, казалось бы, простой вопрос из разряда тех, на которые очень сложно дать ответ, не смотря на его кажущуюся очевидность. В одном ряду с ним стоят определения: греха, добродетели, добра, зла, любви Христовой, спасения и др. Но вопрос веры является краеугольным камнем в здании Церкви и личного отношения христианина к Богу. В ответе на него принято ссылаться на послание к Евреям апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Однозначного и полного толкования на это место из Писания найти очень трудно; св. отцы не особенно спешили раскрывать весь глубинный смысл этих слов апостола, по причинам, о которых мы поговорим в следующий раз. Здесь Павел дает очень концентрированное выражение веры, смысл которого является частью мистического богословия и сокрыт от непосвященных. Это даже не столько определение веры, сколько определение ее результата. Если взять само высказывание из послания к Евреям, то оно условно распадается на три сложных для понимания части: I. Осуществление ожидаемого. II. Уверенность и III. Невидимое. В том виде, в каком его дает апостол, оно и трудно постижимо в буквальном смысле, и практически не выполнимо, потому что:
                а) что есть ожидаемое и как понять осуществилось оно или нет? Если хлебороб ждет дождь в засуху и молит об этом Бога и дождь случается (а может и не случится), то это не вера, потому что сегодня дождь пошел, а на следующий год в точно такой же ситуации может и не пойти, несмотря на все попытки, молитвы, причастия, крестные ходы и т.п. И что тогда? Вера кончилась на этом?!
                б) Уверенность - понятие очень шаткое и в самом себе содержит колебание - исполнится или нет. И хотя блаж. Феофилакт Болгарский  и говорит, что: «"Уверенность", есть показание, обнаружение "невидимого". Ибо она делает то, что эти вещи созерцаются нашим умом, как существующие. Итак, если вера имеет такую силу, то зачем вы хотите на самом деле увидеть их, чтобы отпасть от веры? Ведь это есть не что иное, как отпадение от того, чем живы праведники. Ибо "праведный верою жив будет"» (Евр.10:38), однако в одном выражении он смешивает понятия веры и уверенности, не делая между ними разницы. А это не так, поскольку, следуя, в таком случае,  логике блаж. Феофилакта, мы неизбежно приходим к выводу, что вера – это …вера!  Есть разница между "я уверен", что относится к уверенности, и "я знаю" – что относится к вере, ибо «верою познаем» (Евр.11:3). Уверенность может иметь разные оттенки и степени – от почти уверен, до абсолютно уверен, а знание никаких колебаний и сомнений не допускает. Оно либо есть, либо его нет. Уверенность, не имея должных богословских знаний, очень трудно, в данном контексте, связать с верой, ибо вера такими категориями не оперирует. Вера - безусловное знание о будущем, а не уверенность в чем-то. Уверенность – знание относительное, которое может относится и  к настоящему, и к будущему, а вера – только к будущему. Именно поэтому оба эти слова имеют разный смысл и значение.
                в) Невидимое – это, что? Почему Павел не сказал прямо: "в Боге", а сказал: "в невидимом"? И если это не Бог, то причем здесь вера? Или о какой вере говорит апостол? Если его слова понимать буквально, то можно дойти до логического абсурда: я уверен, что Бог (невидимое) есть – значит, я в Него верую! Так ведь и: «бесы веруют и трепещут», - как говорит апостол Иаков (Иак.2:19)! Ближе всех к определению веры стоит свт. Иоанн Златоуст, который приоткрывает завесу тайны слов Павла: «Сущность веры полагается прежде всего в осуществлении ожидаемого, причем под этим ожидаемым подразумеваются обетованные блага будущего. В отношении к невидимому вера есть то же самое, что осязание и непосредственное созерцание в отношении к видимому». Таким образом, становится понятно, что слова Павла относятся к жизни будущего века, путь в которую начинается здесь на земле. Теперь нам предстоит выяснить, как правильно толковать все выражение из послания к Евреям, применительно к настоящей и загробной жизни, и главное, - дать определение веры. К сожалению, формат нашей статьи и нацеленность аудитории, не позволяют раскрыть в полном объеме слова Павла о вере. Это заняло бы не один десяток страниц и перегрузило бы статью объемом сложной богословской информации, трудной для усвоения не подготовленным читателям. Исходя из сотериологического и эсхатологического учения Церкви и трудов ее отцов, в свете всего богословия апостола Павла, нам представляется непогрешительным раскрыть смыл его послания в следующих словах.
              «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в неведомом», - это выражение стериологического значения, смысл которого в общих словах сводится к тому, что «осуществление ожидаемого» происходит в сердце человека, когда посредством веры он испытывает в душе богоприсутствие, и это чувство его уже никогда его не покидает, вне зависимости от времени и обстоятельств. Один раз ощутив Бога в себе, человек обретает то самое «осуществление ожидаемого», под которым следует понимать вселение Духа в чистое сердце. «Уверенность в невидимом» - это уверенность в том, что Бог, Которого человек почувствовал в своем сердце, не оставит его в «невидимом», т.е. не отступит от него в жизни будущего века при исходе души. Но поскольку, точно знать этого никто не может, ибо спасение открывается только после смерти, то апостол и говорит об «уверенности», т.е. как о предположении  высшей степени вероятности. Как говорил свт. Игнатий Брянчанинов: «Прожитая жизнь и поднятые труды, дают мне надежду в некотором спасении». На этом мы остановимся в толковании послания к Евреям и перейдем к главной теме нашей работы – понятию  веры.
                Какие только определения по этому вопросу можно не встретить в соцсетях и не услышать с амвона: от исполнения заповедей до покаяния и уклонения от зла. Разброс мнений самый широкий. Это верный признак того, что как говорится: видит око, да зуб неймёт. Т.е. вроде всем все и так понятно, а объяснить, что такое вера никто не может. Все попытки дать исчерпывающее определение приводят к нагромождению слов и понятий до такой степени, что либо речь уже начинает идти не о вере, либо начинается личное богословие, граничащее с ересью. Выше мы уже определили, что вера относится к сотериологии, т.е. к учению о спасении, а значит обращена в будущее и невидимое. В любом случае вера – это необходимое условие спасения души и приобщения к жизни будущего века. Следовательно, она принадлежит тем, кто этого ищет и в это верит.  Для того, чтобы ответить на вопрос что такое вера, нужно понять, как она возникает. Процесс уверования – сложнейший психологический и духовный кризис, возникающий в уме под воздействием ряда причин. Он возникает не на пустом месте и не приходит извне. Потенция или семя веры заложены в каждом при его создании, т.е. зачатии и вселении души. К этому семени веры, которое Создатель бросает в землю нашей плоти при ее зачатии, абсолютно применима притча Христа о Сеятеле. В одних это семя никогда не оживает и не даёт плода своего, в других начинает произрастать, но вод влиянием мира сего и его соблазнов, быстро затухает и погибает, а в иных, вырастает и приносит плод стократный, угодный Богу. Определяя понятие веры, прп. Максим Исповедник пишет: «Вера в Бога есть тоже самое, что и Царствие Божие, и они только мысленно отличаются друг от друга. Ибо вера есть безвидное (то, что что у апостола Павла называется «невидимое») Царство Божие, а Царствие Божие есть вера, божественным образом обретающая свои формы». А теперь вспомним слова Христа: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк.17:22). Причем, важно заметить, что Спаситель говорит об этом еще до своего прославления и заповеди апостолам идти и крестить народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. Следовательно, вера не связана с крещением, о котором Христос говорит Никодиму, я есть качество или свойство, данное человеку при сотворении, т.е. это его врожденное свойство, являющееся частью образа и подобия Божьего. Далее прп. Максим раскрывает каким образом семя веры произрастает в сердце: «Не вне, а внутри нас находится вера, которая, будучи приводимой в действие Божественными заповедями, становится Царствием Божиим, познаваемым только теми, кто обладает Им...В нас Слово сначала сотворив веру, затем становится Сыном нашей веры, воплощаясь от нее в добродетелях соответственно духовному деланию. Благодаря этой вере, мы совершаем все доброе». В нашей  работе  «Царство Божие или Царство Небесное» мы подробно разбирали оба эти понятия и пришли к выводу, что Царство Божие, о котором говорит Христос, является понятием духовным, раскрывающим отношения человека с Богом, и желающие могут к этой работе обратится.
                Сейчас мы возвращаемся к нему, чтобы раскрыть содержание веры, исходя из того, что вера и Царство Божие, которое знаменует власть Бога в сердце человека, идентичны в своей сущности. Когда Христос говорит, что Царствие Божие внутри вас есть, Он учит, что каждый является его носителем, но не утверждает, что каждый является его обладателем. Господь говорит о том, что оно есть внутри человека, но не гарантирует его обретение, оставляя последнее исключительно на  волю Своего творения. Завершая свое учение о вере, прп. Максим пишет: «Вера ясно предстает как связующая сила или действенная связь превышеестественного, непосредственного и совершенного единения верующего с Богом». В этом вся суть и квинтэссенция понятие веры. На современном языке и в упрощенном виде определение веры может звучать так: вера есть непосредственное и совершеннейшее единение человека с Богом. Это единение или вера наступают только в тех, кто своими трудами, благочестивым поведением  и образом жизни решил последовать за Христом, не имея еще ни твердых знаний, ни полной уверенности в исполнении обетованиях Божиих. Первые помыслы о движении в сторону Бога являются живительными лучами солнца и каплями влаги, посредством которых в сердце начинает произрастать семя веры, давая ростки надежды будущего спасения. Не нужно искать веру. Она уже заложена в человеке. Для ее проявления в сердце нужно начинать жить по заповедям и тогда вера даст о себе знать явлением благодати Духа и уверенности в правильности избранного пути. Вера тогда проявляется в сердце как вера, а не как непонятное, но светлое чувство, когда человек ощутит в полной мере единение себя с Богом. По мере духовного преуспеяния и возмужания от «силы в силу» (Пс.119:6; Еф.4:13), это единение становится все сильнее и сильнее, вырывая человека из объятий мира сего и соединяя его с Богом так  прочно и всецело, что он как Иов Многострадальный может сказать: " я чувствую дыхание Вседержителево в ноздрех моих"(Иов.27:3). Начинается этот процесс духовного становления в Царствии Божиим, т.е. при жизни, в сердце человека, заканчивается обожением в Царствии Небесном, т.е. воссоединения души со Христом по ее исходе из тела. Понимая, что такое вера, и, имея твердые знания о ней, верующий может уверенно ступать по избранному пути ко Христу, зная что начатое восхождение при жизни обязательно завершится встречей и воссоединением с Господом в мире ином, и будет вечным, что и является конечной целью христианина.