Тасаввуф Метафизика. Гата 3. 6 Совесть. Инайят Хан

Ладомир Родумилов
ТАСАВВУФ: МЕТАФИЗИКА. ГАТА 3.6 СОВЕСТЬ. ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН

3.6. Совесть


Совесть — это не только запись своих переживаний и впечатлений, полученных в жизни, но это живой голос сердца, который заставляет все, что есть в сердце, так сказать, танцевать в свете справедливости. Поэтому совесть — это мир в человеке, мир, такой же живой, как и мир, в котором мы живем. И даже более живой, ибо мир совести долговечен, тогда как внешний мир подвержен разрушению. Слово «сокрытие» или «покрытие» определенной вещи доступно нашему ограниченному пониманию. На самом деле ничто не может быть скрыто, ничто не может быть спрятано, поскольку природа жизни – это действие и противодействие. Каждый внешний опыт имеет внутреннее влияние; каждое внутреннее переживание имеет свою реакцию во внешней жизни. В Коране сказано: «Их руки и ноги будут свидетельствовать об их действиях». Идея с точки зрения метафизики может быть объяснена таким образом, что не существует действия, которое не имело бы противодействия. Каждое внешнее действие имеет внутреннее воздействие, а каждое внутреннее действие имеет внешнюю реакцию.

Чем тоньше человек, тем тоньше его совесть, а грубость делает совесть грубой. Поэтому один человек более добросовестно относится к своим поступкам, чем другой, один человек больше раскаивается в своих ошибках и неудачах, чем другой. Но самое интересное в законе жизни, за которым можно наблюдать, это то, что схема природы устроена так, что совестливый человек подвергается более серьезному наказанию со стороны схемы природы за свои злодеяния, чем обычный человек, который никогда не думает что он говорит или делает. Может показаться, что даже Бог не заметил его проступка. Согласно метафизической точке зрения, в сознательной душе  Бог более пробужден. В душе другого человека Бог дремлет, Он не обращает серьезного внимания на вещи. Если бы кто-то наблюдал за своей совестью, у него больше не было бы жажды объектов чувственного восприятия, ибо нет более великого явления, чем то, что происходит внутри него самого, а также действие и реакция каждого жизненного опыта, который материализуется и проявляется для его взгляда в различных сферах и формах. Чистая совесть дает силу льва, но нечистая совесть может превратить льва в кролика. Но кто в совести судит? В сферах совести душа человека и дух Божий встречаются и становятся одним целым. Поэтому для души, пробудившейся, Судный день не приходит после смерти, для него каждый день — Судный день.

Несомненно, понимание добра и зла в каждом сознании различно. То, что правильно и справедливо для одного может быть неправильным и ошибочным для другого. Закон действия слишком сложен, чтобы его можно было выразить словами. Ибо каждый продвинутый шаг дает определенную свободу действий, и по мере того, как человек продвигается все дальше и дальше по пути истины, его свобода становится все больше и больше с каждым шагом. И все же ни один человек не живет между четырьмя стенами своего индивидуального «я», каждый человек связан тысячами связей с другими, известными и неизвестными даже ему самому. Поэтому душам необходимо заботиться не только о себе, но и обо всем сущем, поскольку каждая душа является частью всей схемы природы. А совесть — это тест, который может выразить эту внутреннюю гармонию во всем, что человек думает, говорит или делает, поддерживая таким образом душу настроенной на нужную ноту.

Перевод: Ладомир  Родумилов