Психика - штука хрупкая

Полковник Чечель
          Не верь глазам своим. Ибо глазам видны лишь ограничивающие нашу свободу оковы. Чтобы рассмотреть главное, нужно пользоваться пониманием. Ты все знаешь, необходимо только понять это. И тогда сразу станет ясно, как летать… (Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливигнстон»).

     Предлагаю, народу, которого интересует управление собственной психикой, поразмышлять над фактами поведения и «причуд» реакции организма на опасные ситуации, которые время от времени подбрасывает нам жизнь…

     Рецензия на «Прыжок» (Кросс Роуд)

       Мудрый опус, Андрей, есть над чем подумать...
 До 7-го класса я был одним из лучших мальчишек школы, кто прыгал в воду с 3-х метрового деревянного сооружения, приспособленного для прыжков в красивое озеро, на берегу которого и располагался городок танкового полка Панфиловской дивизии, где тогда служил мой отец, (более высоких вышек в гарнизоне Клоога, (Эстония) вышек просто не было). А я хорошо плавал и нырял потому, что со 2-го по 6-ой класс, 4 года отзанимался в Москве в горнолыжной школе прыжками на лыжах с трамплина. В ней я понял, что такое - "преодолевать страх", и в ней учили всему, в том числе, игровым видам спорта, плаванию и акробатике.

     В общем, красивее меня в тот период моего отрочества прыгал только восьмиклассник Валера Геро, а я был вторым. И вот однажды, выпендриваясь перед девочками, делая полуторное сальто, я недокрутил, и на вращении, плашмя, ударился больно животом и "мордой лица" об воду. Итог - пришёл "страх", который я месяц не мог преодолеть и заставить себя прыгать с вышки. Потом всё же заставил себя снова залезть "на дыбу", но мастерство ушло навсегда.

Если раньше я, разогнавшись, прыгал с разбега, с толчка одной ногой, дальше красиво раскинув руки в стороны, летел до воды и лишь перед входом в неё, руки вцепляляясь в "замок", выносились над головой. И я, практически без брызг, входил в воду. То потом я перестал чувствовать своё тело. Получалось раз-нараз, по-всякому - я мог войти в поверхность воды, как раньше, с оттянутыми носками ног, но чаще они были согнуты, в "раскоряку". И я ничего не смог с этим сделать - страх, засевший где-то в мозжечке, на подсознании, не давал контролировать тело...

     Про 10-метровую вышку продолжу в отдельном опусе - тема меня заинтересовала...
                Жму краба, с уважением, ВВЧ.

+ добавить замечания

     Да, Василий! Очень хорошо понимаю тебя и знаю, что значит войти в воду плашмя!
Но ты преодолел страх, хотя и пожертвовал стилем. Это бывает и не это главное, а главное - преодоление!
Спасибо за дополнение и оценку!
                С уважением, А.Д.                Кросс Роуд   29.02.2024

                КОМАНДИР ПОЛКА

     Когда из Чкаловска (15 одрап) меня снова перевели в авиа гарнизон Остров, в котором до этого мне удалось прослужить аж 14 дней после окончания ВМА, я в который раз ощутил, какой не предсказуемой может быть судьба военного. Но теперь я шёл уже на должность заместителя командира 12 омрап по лётной подготовке, (до этого был замом по безопасности полётов). Правда это никак не сказывалось на размерах должностного оклада, зато создавало иллюзию продвижения по  служебной карьере.  Параллельно с началом полётов в новом для меня воинском коллективе я сразу организовал и стал вести секцию каратэ, как это делал Тимур Апакидзе, когда 846 омшап на СУ-17 дислоцировался в этом гарнизоне.

      Сам, естественно, по раз и навсегда заведённой с детства привычке, (спасибо моему первому тренеру в Москве Михаилу Дмитриевичу Капустину), я использовал любую возможность для собственных тренировок, а что касается остальных подчинённых – мне было «до лампочки» - есть желание – тренируйтесь вместе со мной. Нет – вас никто не принуждает, лежите и дальше на диване, но потом не удивляйтесь, если жена вдруг начнёт терять уважение к вам, как к мужчине. Но когда через три года мне  доверили  честь командовать 12 отдельным морским ракетоносным орденов Кутузова и Александра Невского морским авиационным полком, (который более 30 лет не имел аварий и катастроф по вине личного состава), возникшее из ниоткуда и как всегда «некстати» слово «совесть» привело к тому, что я подумал о своём подчинённом личном составе.

      «Блин, а может они тоже, как их командир, хотят тоже стать тренированными, здоровыми, выносливыми, только не знают, как? А значит, им надо в этом помочь…»

    Я придумал повод, выписал себе липовую командировку в город Ленинград, где заявился в Физкультурный институт им. Лесгафта. Там, используя старые связи, договорился с деканом выпускного факультета, чтобы они мне нашли достойную кандидатуру на должность начальника Физподготовки и Спорта 12 омрап, которую я одобрил, полистав Личные дела претендентов. В общем, осенью к нам в полк пришёл лейтенант Валера Колобов, который не только помогал двигать спорт в гарнизоне, но и стал всеобщим «любимцем», (если в данном случае можно применить к нему это слово). Он сразу завоевал авторитет в нашем мужском коллективе: был принципиален, не лебезил и не боялся спорить с любым начальством; был фанатом спорта и здорового образа жизни; неплохо пел, играл на гитаре; и вообще, был обаятелен, а точнее, просто красив мужской красотой, которая не бросается в глаза, но с которой хорошо и надёжно, особенно женщинам…

     А почему я про Валеру Колобова вспомнил? Дело в том, что именно он, невольно, придумал тест, как можно проверять моих лётчиков на «смелость», не подвергая их особому риску!!!

                БАССЕЙН В ОСТРОВЕ – 3

    Валера по прибытии в наш древний районный город Остров, (это который, как поедете в Индию, сразу направо - 50 км южнее Пскова, и 70 км восточнее Пушкинских гор, где в ссылке в селе Михайловском гениальный русский поэт, АС. Пушкин создавал свои бессмертные стихи и поэмы), обойдя и объехав все его  окрестности, выяснил, что в «Острове-3», у ракетчиков РВСН есть отличный плавательный бассейн. Лейтенант Колобов, одевшись по форме, добился аудиенции у командира дивизии генерала Сонина, и выпросил у него «позволение», раз в неделю проводить там занятия с лётным составом полка Морской авиации, т.к. оказалось, что не все морские лёДчики умеют плавать!!! Т.е. могут даже запросто утопнуть не только в море-окияне при катапультировании, но и даже в реке «Великой», если вдруг свалятся в неё с моста, который, кстати, является древней достопримечательностью архитектуры города и создают ему неповторимый колорит…

                ПРОВЕРКА ЛЁдЧИКОВ НА "ХУ ИЗ ХУ?"

     В общем, когда лейтенант Колобов доложил мне о проявленной им «инициативе», мне оставалось только порадоваться за наш полк, не «забыв себе объявить БлагоДарность» за выбор кандидата на эту «не пыльную», но такую ответственную в авиации должность.

       Вечером, отпуская народ домой, я объявил, чтобы лётный состав и штурмана, Хто младше 40 лет, взяли завтра с собой на службу: плавки, полотенца, шлёпки; а Хто старше 40, типа командиров АЭ Михаила Васильевича Епифанова или Сергея Константиновича Рыжкова – ещё и махровые, («махеровые» - у кого есть) банные халаты для «сугреву организЬма». Штурмана, как потом выяснилось,  «намёк» командира поняли правильно, (в отличие от туповатых лёДчиков), и на плановое занятие по ФИЗО прихватили ещё водки, из расчёта – бутылка 0,5 литра на троих. А поскольку экипаж на бомбардировщиках-ракетоносцах ТУ-16к-26, на которых тогда летал полк, состоял из 6-ти человек, значит две бутылки на самолёт!!!

     В общем, на заказанном мной автобусе приехали в бассейн. После помывки в душе Колобов провёл разминку, а потом, усадив лётный состав на лавочки, спросил: «Кто из вас не умеет плавать?» Таких оказалось двое, - он: «С вами потом отдельно, а для остальных ставлю задачу – сегодня осваиваем прыжок в воду методом «спада» - показываю». Валера сначала прыгнул со стартовой тумбочки, затем – с 3-х метровой вышки, и потом с 5-ти метровой, (выше не было). После чего, предложил лётчикам и штурманам повторить, то, что он показал. («ВСР и КОУ, - сказал, - для вас прыжки в следующий раз, сегодня только плавание»).

     Для тех, кто не «копенгаген», ШО такое «СПАД», поясню: стоя на краю бортика, сгибаешь тело полностью в пояснице, руки над головой, приготовленные для входа «рыбкой в воду, и практически без толчка, летишь вниз, не забыв распрямить тело. «В общем, элементарно, Ватсон!!!»

    Со стартовых тумбочек, (это высота около одного метра), прыгнули все. С 3-х метровой вышки – три пилота и один штурман – не полезли, остались сидеть на лавке. А вот когда дошла очередь до 5-ти метровой вышки, то за мной на неё залезли лишь 4 человека: мой будущий правак Юра Лоончаков, и ещё трое, кто ходил ко мне в секцию на каратэ, (жаль, уже не помню их имена), но ФИО тех, кто не смог сделать предыдущий прыжок, с трёх метров, я запомнил и «взял на карандаш»…

     Первым подошёл к обрезу вышки, глянул вниз: «Блин, страшно, я же с такой высоты прыгал только лет 10 назад, в Крыму со скал». Но, народ смотрит, а я командир полка – это должность – не «хухры-мухры», доложу я вам. Поэтому, сделав 6 – 8 шагов назад, преодолев страх, который колотил тело, прыгнул с разбега, сильно толкнувшись с правой ноги. Пролетел далеко, не совсем красиво вошёл в воду с согнутыми ногами, но пример, как надо преодолевать  собственный страх, я личному составу показал. За мной примерно также прыгнули и остальные четверо…

    В общем, вы поняли, рекомендую всем мужикам использовать любую возможность для тренировки себя на «смелость». Это значительно повысит ваши шансы, что вы не струсите в опасной ситуации, если таковую подбросит вам жизнь. Кто сомневается, прочтите мои рекомендации, что надо знать и уметь, чтобы преодолевать страх – естественное для любого нормального человека чувство самосохранения собственной жизни…
                http://proza.ru/2011/06/01/1003

    За 37 лет, отданных лётной работе, мне сотни раз приходилось преодолевать чувство страха самому и учить этому своих друзей, учеников, подчинённых, и, в свою очередь, учиться от них самому…

     За плечами: 823 прыжка с парашютом, (из них две «отцепки»; 13 переломов РАЗНЫХ частей тела: (большая берцовая, ключица, лицевая часть лица, но, в основном,рёбра и пальцы); горные лыжи; бокс, каратэ; горный туризм; полёты в горах на парапланах, дельтапланах; сплавы по рекам; 12 лет – походы на яхтах; преподавание предмета «Выживание в экстремальных условиях дикой природы и города» на Военной кафедре Николаевского университета им. В.О. Сухомлинского; более 20 жестоких уличных драк, в 7 из которых я был жестоко избит ногами, в двух до потери сознания; меня переезжал мотоцикл; было совершено разбойное нападение на кладбище с целью завладения мобильным телефоном, и лишь 22-х летний опыт занятий мордобойными видами спорта помог прямой удар сзади сапёрной лопаткой по голове превратить в скользящий и выжить…

     Короче, прожито 76 лет красивой экстремальной жизни, которая к тому продолжается, но хочется, чтобы и другие достойные люди ещё пожили. Для этого делитесь опытом и делайте выводы из собственных ошибок, помня постулат Школы выживания российского путешественника Виталия Сундакова: «Ошибка, не повторенная дважды, не является неудачей. Это – УРОК, который научит вас многому…»

                КУРС ВЫЖИВАНИЯ ОТ ЧЕЧЕЛЯ:  http://proza.ru/2023/12/19/840

      ПРОВЕРКА НА  «ВШИВОСТЬ» СВОЕГО АНГЕЛА-ХРАНИТЕЛЯ  -  http://proza.ru/2018/02/25/1957

   ВЫЖИТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ  -        http://proza.ru/2023/06/11/1286

    В общем, друзья, не случайно ко мне пришёл рассказ «Прыжок» Андрея Домина, что помимо Рецензии захотелось ещё раз перечитать свои опусы и осмыслить тот опыт Выживания,  который я успел накопить, а заодно и поделиться им. Вдруг кому-то он пригодится? Тем более, ВСО продолжается, и всё идёт к тому, что, открытое столкновение с ВС НАТО вполне возможно???

    И к тому же, завтра, 4 марта, дни рождения у двух наших друзей: Герою России, генералу, Тимуру Апакидзе исполнилось бы 70 лет, а моему правому лётчику, Герою России, полковнику запаса, Юрию Лончакову исполняется 59 лет… Оба являют собой образец мужества и преданности своей отчизне – России. Т.е. этот факт тоже как-то повлиял на тот, что я сегодня затронул эту тему…

    А закончить сей опус хочу словами, которые я доказал своей жизнью:  "Мужчина может максимально состояться в своей профессии только тогда, когда его очень сильно будут ждать дома."
                (подводник Альберт Храптович, писатель Виктор Комысов)