Лагеря и этапы Глава 9

Мария Майор-Килиманн
           А мне оставалось ещё быть и быть в лагере и не раз хоронить умерших

товарищей по несчастью.

             Тоже один случай с мертвецами, который я вспоминал со смехом.

Надзиратель вошёл в мастерскую и громко скомандовал всем быстро собраться. Надо

было вывести трупы за территорию лагеря и хоронить. Правду говоря, делали мы это

неохотно. Но желаем ли хоронить, нас честно говоря никто больно не спрашивал.

Погрузили всех на сани  и потянули по хрустящему снегу. На одном участке был

спуск и сани как рванули вниз, переехав  живых людей и разбросав мертвых. Все

кувыркались вместе в снегу. Живые смеялись, что мёртвые напоследок ещё немного

порезвились. Потом всех снова сложили на сани и увезли  хоронить.

Если лежал большой слой снега, то делали по возможности углубление и хоронили

прямо в снег. А волки, как настоящие санитары леса, доделывали за человеком

незаконченную работу. Весной, конечно, это было зрелище не для слабонервных.

Может поэтому многие боялись смерти в лагере и желали выжить, несмотря ни на

что. Чтобы потом, когда придёт время умереть, быть похороненным по человечески.

         Кстати, мертвецов перед захоронением надзиратели ещё раз проверяли на

возможные признаки жизни, отрезая палец или разбивая голову, тем самым исключая

возможность побега.
            
                Однажды интересный и поучительный

случай приключился со мной. Одним субботним вечером, я аккуратно повесил на

плечики пошитый костюм, который предназначался жене начальника лагеря и пошёл в

клуб на репетицию. После репетиции  возвращался к своему бараку мимо мастерской

и заглянув в окно, обомлел. Костюма на месте не было. Я не поверил своим глазам

и быстро отомкнул дверь мастерской. Да не может быть?! Я последним выходил из

мастерской и всё было в порядке. Это проделки жуликов. Их боялись все, даже

надзиратели с ними как-то осторожничали. Не оставалось ничего другого, как пойти

к их главарю. Когда я вошёл в их барак, навстречу подбежал один из них и строго

спросил, мол чего тут забыл, страх потерял. Но я хотел говорить только с

главным, ведь он тут решал всё. Когда меня провели внутрь, то  я увидел

следующую картину. На полу на корточках сидели жулики с натянутыми рукавами до

кончиков пальцев. Их главарь говорил шёпотом с хрипотцой, чем наводил неприятное

ощущение ужаса и страха.

Чего пришёл? - прохрипел он.

Я заговорил:-  Мне нужна твоя помощь. У меня пропал костюм  с

мастерской, который предназначался жене начальника лагеря. Если я его не найду,

мне конец. Я получу ещё такой же срок лагерей.
 
Йосип, а ты храбрый малый. Можешь спать спокойно. Ладно, а теперь уходи .-

Главный жулик махнул рукой, указывая на выход.

Спокойно я конечно не спал, но утром в мастерской на том же месте аккуратно

висел злополучный костюм и ждал нового хозяина или правильнее, новую хозяйку.
   
    Жизнь в лагере текла своим чередом. По этапу то отбывали, то прибывали новые

заключённые и всегда случались новые приключения. То плохие, то хорошие.
      
В лагерь прибыла Аннушка. Мне сразу доложили. Но я уже знал наверняка, значит

меня ждёт этап и новый лагерь. Женщин от мужчин отделял высокий забор и

невозможно было даже глянуть  на другую сторону. Но благодаря именно жуликам,

я отправил записку Анне, на свой страх и риск. Что я написал в ней?! Я

написал ей самые важные слова, которые дают силу пережить всевозможные

трудности, выжить несмотря ни на что и даруют  желание жить. В записке я

написал:

-АННУШКА, Я ТЕБЯ ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ. Йозеф-

          Тот же день этапом я был отправлен в новый лагерь, где почти все были

незнакомы. И надо было быть очень и очень внимательным. Ошибки заключённым не

прощались. Одной ночью почувствовал, что кто то тянет меня за одеяло. В лагере я

научился спать, и в то же время всегда быть на чеку. Заключённый по бараку

прошептал мне на ухо:"Рапавый сдох". Услышав это, я накрылся с головой. Такое

не то что говорить, но и слушать было нельзя. Речь шла о Сталине. Его так  в

лагере называли заключённые. И действительно 5 марта 1953 года умер Сталин, а в

лагере, что удивительно,  узнали той же ночью. И заключённые знали ещё что то

очень важное, что за этим событием последуют амнистии. И они были правы.
               
                Историческая справка.
                Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от
                17 сентября 1955 года "Об амнистии советских
                граждан, сотрудничавших с оккупантами в период
                Великой Отечественной войны 1941-1945 годах."