Репрессии. Сибирь. Глава 6

Мария Майор-Килиманн
   

                Историческая справка:
                В заключительный период Второй
                мировой войны и в первые послевоенные
                годы советское правительство
                предприняло ряд действий по
                расширению территории СССР. 29 июня
                1945 года в состав государства вошло
                Закарпатье. В этот день в Москве был
                подписан Договор между СССР и
                Чехословацкой республикой о
                Закарпатской Украине.
                В документе сообщалось: «Закарпатская
                Украина (носящая согласно
                чехословацкой конституции название
                Подкарпатская Русь), на основании
                договора от 10 сентября 1919 года,
                заключенного в Сен-Жермене, вошедшая
                как автономная единица в границы
                Чехословацкой республики,
                воссоединяется согласно желанию,
                изъявленному населением Закарпатской
                Украины, и на основании
                дружественного договора обеих высоких
                договаривающихся сторон со своей
                исконной родиной — Украиной и
                включается в состав Украинской ССР».
                Газета RU

   В 1946 году Йозеф вернулся из плена домой, но это были уже времена репрессий.

         Лозунг Сталина звучал примерно так: - тысячу людей изгнать в лагеря

Сибири, один из них окажется точно виноват.-

     Закарпатья вело себя соответственно своему уровню развития. Развелось много

стукачей. Принцип был таков, что то наговорить на кого то и тем самым
 
оградить себя от большой беды или быстро превратиться в гражданина венгерской

национальности. Кто как уходил от репрессий.

    Мужа вызвали на допрос работники НКГБ Закарпатской области. В то время они

дислоцировались в здании школы-интерната в Хусте.

Что он мог им рассказать. Что был гражданином Румынии по рождению, гражданином

Чехословакии добровольно.  И что есть перспектива стать гражданином Советского

Союза и жить в Украинской Республике?! И что это надо заслужить?! Но сначала

надо обязательно очиститься от фашистской идеологии в лагерях Сибири?! И что он

готов и не может уже дождаться того момента?!

Его пытали на допросах, не понимая до конца, чего же именно хотят узнать. Его

обвиняли в том, что он собирал молодёжь, музицировал и пел в фашистском духе.

А я?! Я ждала его домой, веря, что его отпустят. Ведь он ничего плохого не

сделал никому. Как то вечером,  пожилая соседка Анна с Славянской улицы шла мимо

нашего дома, а там как раз проходили мимо два работника НКГБ. Глянули на

дом и один другому сказал: - завтра будем её брать.-

 Глубокой ночью соседка,  на свой страх и риск, пришла предупредить меня об

опасности. Она сказала: - у тебя сестра в Чехословакии. Убегай.-
 
Но я только рассмеялась: - Зачем меня брать. Я никому ничего плохого не

сделала. И мужа отпустят. Вот увидите.-

На следующий день за мной пришли. Когда за мной приехали, я смеялась. Я хохотала

так долго, что работники спецслужб подумали, что я сошла с ума. Начались

допросы. Меня обвинили в том, что если бы воспитывала

детей, воспитывала бы их в фашистском духе. Вот где сыграет роковую роль мой

"Диплом" воспитателя детсада. Которым я никогда в жизни так и не воспользуюсь.

Муж когда узнал, что я тоже у них, попросил меня не бить. Он так и сказал:

- лучше меня и за неё.-

 И они в свою очередь добросовестно исполняли его пожелание. У него были

покалечены руки и на старость так дрожали, что он не мог писать. Подробности он

не рассказывал мне. Но можно себе представить весь тот ужас, который пришлось

ему пережить.

И так на основании этих "весомых" обвинений 11 апреля 1946 года я, Вайнраух Анна

Георгиевна, была осуждена  по статье 54-4, 54-11 ук УССР на восемь лет. После

отбытия срока в ИТЛ находилась в ссылке на поселении в Красноярском крае. А мой

муж, Килиман Йосиф Августович был осуждён по статье 54-4 ук УССР на десять лет,

с поражением в правах на пять лет. После отбытия в ИТЛ находился в ссылке на

поселении в Красноярском крае. Нас судил Военный трибунал пограничных войск МВД

Закарпатской области.

          В Сибирь мы были доставили поездом, в вагонах для животных. Примерно

две недели мы были в пути и прибыли в Красноярский Край, Енисейский район,

посёлок Шапкино. По законам МВД Красноярского края наш брак был аннулирован, а

нас самих отправили по этапу в разные лагеря. Так началась новая жизнь для меня

и Йозефа уже не как мужа и жены в такой далёкой Сибири.

   Дом наш забрала коммунальная служба и там расположилась  служба КГБ.

А всё нажитое добро растаскали соседи, в надежде, что настоящие хозяева в этот

дом больше никогда не вернуться.