По дороге в магазин я встретила одноклассника, вертлявого выскочку, экспансивного Сашку Хохлова, он размахивал руками и быстро говорил:
-Ты характеристику получала?
-Нет.
-Иди быстрее в школу, получи, ты очень удивишься. Многие из нашего класса получили, все в большом удивлении!
-А, что, Нина Ильинична, уже всем раздала?
-Да, раздаёт, иди скорее.
-И что там особенного?
-Вот получишь, узнаешь. Скажу только, что учительница из параллельного класса каждому ученику характеристику на трёх листах написала.
В этот же день я отправилась в школу .Поднялась на второй этаж, в канцелярии у директора получила свою характеристику. Я даже не успела ступить на лестницу, чтобы спуститься вниз, глянула в единственный листок и прочла:
Ефремова Лида, 16 лет. Много читает, хорошо передаёт прочитанное.
- Это была единственная строчка в моей характеристике.
Признаться, когда я за ней шла, я много думала и много представляла себе. Фантазировала о том, какая я, ведь я сама себя не знаю, мне только 16 лет и что обо мне напишет учительница русского языка и литературы, наша классная руководительница, которая с нами ни один год и должна нас знать, как свои пять пальцев.
Кстати, её дочка, тоже училась в нашем классе, ей она тоже такую же, короткую характеристику написала, интересно бы узнать?
Дело происходило в 1966 году.
А сейчас, с высоты птичьего полёта, то бишь возраста, я решила разобрать сей неординарный, правдивый и, считаю, исключительный случай.
Конечно, я не Карл Юнг и другие, но теперь уже знакома с психологией, так как училась в медицинском и знаю, что характеристика, которая даётся человеку, способна раскрыть его характер, наклонности, эмоциональную составляющую, увлечения, отношения к окружающим, поведенческие особенности, моральные ценности, да много ещё кое-чего. Характеристика должна помочь раскрытию личных качеств, лучше понять и описать человека, его уникальность и особенность, например, какой это прекрасный и замечательный человек.
Я вспомнила классификацию. Научно выделено четыре группы людей:
Флегматики, сангвиники, холерики, меланхолики.
Точнее: адекватный, но безучастный флегматик,
Душевный,адекватный, сангвиник,
Активный, целеустремлённый холерик,
Ранимый, нерешительный меланхолик.
А ещё бывают зкстраверты и интроверты – это уже типы личностей.
Экстраверты – это люди энергичные, инициативные, любят обращать на себя внимание, быть в центре событий, разговорчивые и эмоциональные.
Интроверты – скромные, сдержанные, не любят быть в центе внимания, не стремятся к лидерству и погружены в свой внутренний мир.
Моя характеристика: много читает, хорошо передаёт прочитанное.
Моя знакомая два раза получала характеристику. Первый раз, подписывая её, начальник сказал, что с такой характеристикой её должны без экзаменов принять в вуз. К сожалению первый раз она не поступила. Когда понадобилась характеристика во второй раз, ей сказали:
-Пишите сами, нам некогда.
Не мудрствуя лукаво, она переписала туже самую характеристику и принесла на подпись.
Тот, кто должен был подписать, а это был совсем другой человек, начал читать и ожесточённо вычёркивать из характеристики слова и строчки. Знакомая возмутилась:
-Вы же сказали, сами пишите, а теперь зачёркиваете. Говорили, что у вас времени нет писать характеристику, а читать и вычёркивать то, что написано, время есть?
Да. Много читала, хорошо передавала прочитанное.
Как же распознать себя, если это не могут и не хотят другие?
Я росла в такой семье, где книг не было. Я сама их покупала, и если вдруг было нечего читать, то перечитывала уже прочитанные. Много читала? Да не то слово! В трёх библиотеках была записана. О чём это говорит? Об увлечённости познания окружающего мира, о любознательности. Это давало мне расширение кругозора, интерес к выдающимся личностям прошлого и современности, их жизни, ситуации, достижения, судьбы.
Когда читаешь книги – попадаешь в удивительный мир, иллюзорный и реальный, волшебный и сказочный. Живёшь мыслями и чувствами героев и поневоле сравниваешь, а как бы я поступила на их месте. Я уплывала на необитаемый остров и строила лачугу вместе с Робинзоном Крузо, бродила по пещере вместе с Томом Сойером и Бекки, бросала найденное золото, чтобы выжить, вместе с Джеком Лондоном и, захлопнув книгу, испытывала "Большие надежды" с Чарльзом Диккенсом.
Бывало уткнусь в книжку и часами в ней сижу. А это кто? Интраверт! Нина Ильинична права. А поскольку книги учили меня жизни, копировать положительных героев, то я добрый и отзывчатый сангвиник.
Хорошо передаёт прочитанное.
Нина Ильинична не сказала – пересказывает. Сказала - передаёт.
А передавать образы это прерогатива артистов. Как-то мы читали тексты по ролям, и она это заметила, моё перевоплощение, взависимости от характера героя. Значит, я обладала в какой – то степени артистичностью и могла бы выбрать себе вместо медицины, какой-нибудь театральный вуз.
Нина Ильинична не отметила то, что я почти не участвовала в общественной жизни класса и школы, но это и понятно для интраверта и то, что я сама для себя считаю: сначала личное, потом общественное. Зачем выставлять напоказ отрицательные черты человека, только вступающего в жизнь.
Так же она не отметила про различные кружки. Конечно,я очень хотела и их посещала. но не доводила до конца, потому что мне приходилось постоянно сидеть с младшим братом и заниматься домашними делами, так как моя мама была на инвалидности.
Об эмоциях. Что о них говорить Сегодня я радуюсь, что у меня родился брат или я получила пятёрку, а завтра плачу, что умер любимый дядя или получила двойку.
Много читает, хорошо передаёт прочитанное.
На самом деле Нина Ильинична ,моя учительница и классный руководитель, в подтексте имела ввиду другое.Известно, что краткость - сестра таланта.
И таким образном, моя характеристика полностью соответствовала действительности и в частности говорила о человеке, глубоко сосредоточенном на своём внутреннем мире, с очень большим кругозором. Жизненная энергия этого человека направлена во внутрь, через чтение идёт развитие положительной личности и неудержимой фантазии. То есть через книги человек работает над собой и постоянно совершенствуется.
И если бы сейчас я встретила на дороге своего одноклассника, экстраверта,хорелика, Сашку Хохлова, то сказала бы ему, что,не знаю,как другим в классе, а мне, Нина Ильинична, дала прекрасную характеристику.