Светская психология осуществляется в рамках либера

Ава Ли
Светская психология осуществляется в рамках либерализма
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ. Часть 8.

«Одна из характерных черт русского либерализма - это страшное презрение к народу... Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собою. Весь прогресс через школы предполагается в том, чтобы отучить народ быть собою. Все черты народа осмеяны и преданы позору. Скажут, темное царство осмеяно. Но в том-то и дело, что вместе с темным царством осмеяно и все светлое. Вот светлое-то и противно: вера, кротость, подчинение воле Божией» (Ф.М.Достоевский)

К чему должна стремиться истинная православная психология? Посредством воспитания и развития способствовать спасению души. Ее задача – оказание человеку помощи в преодолении его нарушенной целостности в связи с падшей природой; подведение к осознанию страстных механизмов, приведших к болезни или возникновению проблемы. Так как смысл жизни человека в преодоление страстей и развитии добродетелей, то чтобы уйти от душевных проблем, надо стремиться к вере Богу и вкладывать усилия в освобождение от грехов.

Принцип, на котором держится современная психология - на психику влияют окружающая действительность, мозговая деятельность и образ жизни. То есть душа человека не рассматривается как влияющий фактор на психику личности. В парадигме современной научной психологии имела и продолжает иметь место эгоцентрическая модель человеческой натуры. Когда эгоизм отражает психическую «норму» как нормальное состояние человеческой природы.

В данной связи практически вся современная психология во всём богатстве её направлений, отраслей и школ, носит сугубо поверхностный, т.е. рационально-потребительский и временный характер смысла только телесной жизни, не думая о смысле душевно-духовном. Это ни что иное, как утверждение в психологии принципа «вечной смерти» и девиза – «один раз живём, поэтому бери от жизни всё!».

Православная психология базируется на христианской антропологии и святоотеческой традиции, исследующей закономерности изменения формирования и развития душевных качеств, свойств и состояний человеческой личности в разрезе трёх базовых состояний (телесного, душевного и духовного).

Светская психология осуществляется в рамках либерализма, который низводит человека до животного. То есть освобождает человека от самого человека, от его душевного чувствования. Провозглашает свободу, лукаво умалчивая о том, что свобода - это правда. А свобода как правда - это осознание человеком целесообразности ограничения своих инстинктов.

Современный либерализм же понимает свободу так: это НЕ свобода ДЛЯ чего-то, а свобода ОТ чего-то. То есть не дает право человеку испытывать эмоциональные нравственные чувства. А заменяет любовь на секс, служение - на интерес, стяжательством заменяет желание поделиться, отдать. Это служение прихотям своего тела, которые оборачиваются для человека рабством во всех смыслах.

Одним из ключевых слов Евангелия является слово «свобода». Это тот великий дар, который утверждает и обещает дать христианская вера. Христос сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31–32). А истина в христианстве дана людям в СЛОВЕ БОГА, записанном в Евангелии.

Тут, однако, возникает интересный вопрос: чем понимание свободы в христианстве отличается от той свободы, которую как свою главную ценность провозгласило господствующее сегодня мировоззрение – либерализм. Даже название свое он взял от латинского libertas. Либе;ртас — в древнеримской религии и мифологии богиня, олицетворявшая свободу. Либерализм является сегодня тем идеологическим мейнстримом, по канонам которого стремится жить современный прогрессивный мир. Очень важно для нас, христиан, отдать себе отчет в том, в чем христианская свобода противоречит свободе или свободам, которые отстаивает современный либерализм. Отношения между Христианством и либерализмом сегодня принимают все более конфликтный характер.

В Христианстве свобо;да – дарованная Богом способность человеческой воли, без которой он не мог бы осознанно и охотно стремиться к добру. То есть Бог создал человека, имеющего свободную волю. Именно по своей воле человек может идти или к добродетели, или ко злу. Свобода в евангельском понимании — это свобода от греха (Рим.6:16-22, Ин.8:31-32).

«Свобода» в либерализме - это особая демоническая свобода убивать свой дух, извращать силы души и осквернять тело, это свобода от стыда, как от предрассудка, это свобода издеваться над тем, что свято для человека, это свобода бешеного пса, который бросается на своего хозяина. Уже в античное время либерализм имел одну цель: освободить человека от Бога и привести его к цинизму. А это значит разрушение всех нравственных устоев и традиций, превращение человека в грязное животное, ожесточенная борьба против собственного духа, опрокинутая лестница дарвинизма, где человек эволюционирует в обезьяну. Его девиз: «Свобода – в бесстыдстве».

Итак, в чем, на мой взгляд, неправ либерализм с христианской точки зрения, если его анализировать как учение? Либерализм – это идеология, которая обещает на основе научно добытых знаний прочно и надежно устроить земную жизнь. Ее суть – вера в то, что человек уже сам, без Бога и лишь при помощи своего разума может проникнуть в логику истории, единственно научным образом организовать общественную жизнь и ответить на вопрос, кто такой и что такое вообще человек.

Сегодня либерализм и либеральные страны – это не только и не столько царство свободы, ограниченное лишь рамками возможного: «живи сам, и жить давай другим». В либерализме как идеологии есть ряд четких постулатов относительно того, как должно быть устроено общество. Эти идеи или требования сегодня абсолютизированы и возведены в догмат. Либерализм превратился в очень жесткое учение, которое, как это ни парадоксально, ущемляет свободу человека. Агрессивный либерализм признает свободу, лишь пока люди соглашаются устроиться по либеральным идеологическим меркам. Но свобода, право и желание некоторых народов устроиться политически иначе им не признается и атакуется, что мы видим в сегодняшней агрессивной либеральной политике западных стран.

Либерализм, апеллируя к естественным общественным законам и устоям, не ждет от человека слишком многого, не требует практически усилий как в Христианстве борьбы с грехом. Современному обществу и современному человеку в каком-то смысле естественно и легко устраиваться по либеральным канонам. Да и Церкви в либеральном государстве как бы живется не плохо.

В то же время большая относительная как бы правота либерализма, как ни странно, делает его и более опасным. Чем больше ложь похожа на правду, тем она соблазнительнее и тем больше на нее поддается обманутых людей. Все-таки именно новоевропейское стремление к свободам на либеральный лад изначально породило секуляризацию и оттеснение Церкви на обочину общественной жизни. Социализм, коммунизм и фашизм возникли уже как разные реакции на либеральный капитализм. Получается, либерализм как идеология ведет не шуточную скрытую войну против Церкви.

Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы. (Ф. И. Тютчев)

25.01.2024 г. Евангелия Роуз