Любовь - созидание? И при чём тут сознание?

Аркадий По
Человеческая цивилизация состоялась в процессе созидания. С этим никто не будет спорить. В связи с этим возникает вполне предсказуемое предположение: а не является ли созидание тем фактором, которое ведёт к пробуждению сознания?

Созидание = сознание (где "=" - импликация - логическая операция связывающая два простых логических выражения, из которых первое является условием (А), а второе (В) является следствием. «A = B» истинно, если из А может следовать B)

Если представители Homo sapiens двести тысяч лет назад вели потребительское существование, беря для своего пропитания то, что вырастила природа, то также как и любое другое живое существо, они стремились к единственно доступному для животного созидательному акту – рождению и воспитанию потомства.

Считается, что все животные стремятся к деторождению из инстинкта, который не сулит им никаких благ, а лишь одни заботы. Это очень особенный инстинкт. Единственный в своем роде, когда животное не берет, а отдает. И в этом, наверное, самое существенное отличие созидания от потребления: отдавать, а не брать.  При этом заботы о потомстве у многих начинаются не с момента его рождения, а ещё задолго до появления на свет.
 
Когда птицы начинают плести гнезда, ещё не только не видя своих птенцов, но даже и не отложив яйца, то это процесс очень глубокого планирования, пусть даже если мы с высоты своего самомнения считаем его бессознательным. В любом случае выращивание потомства – это процесс деятельной концентрации на объекте и стремлении не брать (потреблять), а отдавать всё, что потребуется, включая саму жизнь.
Для себя и себе подобных мы определили название такой деятельной внимательности, как любовь. Вместе с тем, практически любое проявление созидания (и не только созидание потомства) имеет сходные признаки с тем, что мы называем любовью.

Любовь = созидание;

Любой созидательный процесс связан с таким деятельным поглощением объектом созидания (будь то хлеб, книга, картина, статуя, стихи, изобретение и т.д.).  Такая степень внимания, концентрации и заботы неслучайно называется созиданием(1), поскольку со-зидание – это не только совместное строительство в смысле общей(общинной) деятельности, но и участие в любом процессе кроме деятельного участия человека сил природы, когда человеческое содействие даст результат только при понимании природных процессов, когда деятельным соучастием человек следует законам природы.
 
Такое деятельное соучастие (созидание) можно назвать любовью. Тогда по законам тождества: если любовь является продолжением созидания, а созидание порождает сознание, то значит любовь порождает сознание.

Если любовь = созидание и созидание = сознание, то любовь = сознание.(где "=" - всё та же импликация - логическая операция связывающая два простых логических выражения, из которых первое является условием (А), а второе (В) является следствием. «A = B» истинно, если из А может следовать B)

То есть любовь, являясь стимулом к созиданию, в процессе созидания стимулирует развитие сознания. И получается, что в идеале любовь и сознание неразрывно связаны между собой в процессе созидания.

Ощущение противоречивости этого предположения может быть связано с тем, что любовь, как правило, ассоциируется с чувством, в то время как сознание – в большей степени с интеллектом. Однако противоречие исчезает, как только под любовью начать понимать деятельную заботу или созидание.  Любой деятельный процесс связан как с чувством, так и с интеллектом. Если не упрощать понимание любви до чувства, то любое позитивное отношение к объекту внимания связано не только с чувственной привязанностью, но и с процессами осмысления прошлого опыта и планирования будущего.

Считается, что переход от собирательства к земледелию был связан с желанием удовлетворить личные потребности. Однако переход от потребительского состояния к изнурительному труду ничуть не улучшил и не мог улучшить жизнь человека, как потребителя. И сколько бы мы не искали, не найти в этом смысла.

Только забота, читай любовь к своему потомство, могла заставить родителей так изнуряюще трудится. То есть забота о потомстве (читай, любовь) подтолкнула человечество к созидательного труду, и как следствие, к развитию сознания.

Созидание новой жизни является высочайшим созидательный актом. Всё живое участвует в процессе создания новой жизни. Этот момент или процесс если считать и выращивание потомства является центральным моментом жизни любого биологического существа.

Современная биология считает этот процесс результатом инстинкта возникшего в процессе естественного отбора. Но как только вы захотите вдуматься в эту нелепицу, то поймёте, что никакой отбор не мог отбирать то, что само рождает жизнь, то, что возникло до любого отбора. Если бы процесс созидания потомства не был бы заложен изначально в живое существо, то не было бы из чего выбирать, поскольку ни одно живое существо просто не стало бы это пробовать.

Точно по этой же причине не могли отбираться живые существа получающие от процесса оплодотворения большее удовольствие. Для всех живых существ желание спариваются возникает задолго до этого опыта и знать каково это они попросту не в состоянии.
 
Между тем, поскольку существует столько параллелей между созданием и сознанием вполне возможно, что акт творения жизни есть одномоментный акт проявления сознания настолько мощный, что то, что называется: голова идёт кругом. И если это так, то вполне вероятно, что сознание, так ярко пробуждающееся в наших предках в момент созидания, а впоследствии в процессе деятельной заботы о своем потомстве и подтолкнуло к более постоянному, хотя и не такому интенсивно процессу созидания, которые в итоге и создало цивилизацию и развивало наш вид.

(1)Со-зида;ть - Образовано из со + зидать, из праслав. *зьдати, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. зьдати, зижу, ст.-слав. зьдати, зижд;, русск. зиждить(ся), болг. зи;дам «строю», зид «стена», сербохорв. зи;дати, зи;да;м «сооружать (из камней)», зи;д, зи;ду «каменная стена», словенск. z;dati «класть стену», z;d «стена», чешск. ze; (род. п. zdi) «каменная стена», польск. zdun «гончар». Родственно лит. «формовать, лепить», латышск. z;est «обмазывать глиной», др.-прусск. seydis «стена»; с др. ступенью вокализма: лит. ;а;dаs «печь», ;idin;s «очаг», далее готск. deigan «месить, мять», др.-инд. d;hmi «обмазываю», d;h;; ж. «вал, дамба, насыпь», др.-перс. did; «укрепление», греч. лат. fing;, fictus, «мажу, мешаю, формую», оск. f;ih;ss «m;r;s».